16.06.19
Опубликован отчет о состоянии глобального арт-рынка
Швейцарский финансовый холдинг UBS опубликовал ежегодный отчет о состоянии глобального арт-рынка. Крупнейшим арт-рынком в мире остаются США, на них приходится 44% продаж в стоимостном выражении, на втором месте Великобритания — 21%, на третьем — Китай (19%).
15.06.19
Родился Митрофан Греков - летописец Красной конницы
Митрофан Борисович Греков Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 15 июня 1882 года в небогатой казачьей семье. Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать..
14.06.19
Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном
Издание Buro 24/7 рассказывает о французском художнике Альбере Марке (1875—1947), объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Леонардо или нет?

14.09.08

Леонардо да винчи. Подделка или нет?

Эксперты все еще решают, принадлежит этот портрет Леонардо да Винчи или нет, но некий русский магнат уже предложил купить его за 50 млн долларов. Есть и другие покупатели — правда, не с такими большими карманами.

В 1998 году за 21 850 долларов на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке был продан, без всякого фурора, женский портрет, образец немецкой школы XIX века. Купил портрет американский дилер, а год назад продал его нынешнему владельцу — швейцарскому гражданину, пожелавшему остаться неизвестным. И только потом возникло подозрение в том, что автором работы был великий ренессансный мастер.

Картина невелика по размерам и могла быть свадебным портретом, какие были популярны во времена Леонардо. Скептики, однако, считают, что если бы это действительно был Леонардо, эксперты аукционного дома не прошли бы мимо него, как, впрочем, и опытные дилеры, присутствовавшие на аукционе, включая и того, кто купил тогда портрет.

«Рынок — довольно эффективное место, — утверждает один из хранителей Британского музея Хью Чэпмен. — Пропустить такое было бы чем-то из ряда вон выходящим».

Есть и немало таких, кто уверен в том, что портрет создан рукой Леонардо. «Этот профиль слишком прекрасен, чтобы быть реальным», — заявил Алессандро Веццози, директор Museo Ideale Leonardo da Vinci. И добавил, что даже без научных исследований иконография и эстетика ясно говорят об авторстве Леонардо. Веццози уже включил портрет в свою монографию о художнике, которая была опубликована в июле.

Аукцион «Кристи» между тем заявил, что не может выступить с комментарием по поводу работы, которая пока находится в стадии серьезного научного анализа.

Другие эксперты напоминают, что даже современное слияние широчайшего круга технологических проверок с глазом эксперта все еще остается далеко несовершенной наукой и создание единого мнения по поводу атрибуции произведения — процесс долгий и трудный.

А вот история о том, как приобретенный вышеупомянутым швейцарским коллекционером в январе 2007 года немецкий портрет начал превращаться в творение самого Леонардо, представляет немалый интерес. По словам Питера Сильвермана, канадца, коллекционера, а также друга нынешнего владельца портрета, восемнадцать месяцев назад швейцарец показал ему свою покупку, и он, Сильверман, сразу заподозрил, что у него в руках — нечто уникальное, хотя он и не решался пока произнести имя Леонардо.

Друзья отправились в парижскую фирму Lumiere Technology, которая занимается мультиспекторным дигитальным анализом. Уникальная технология позволила фирме «зацифровать» две работы Леонардо — луврскую «Мону Лизу» и «Даму с горностаем», хранящуюся в Краковском музее (Польша).

Паскаль Котте, главный технолог фирмы, вспоминает, что когда ему показали портрет, никто не называл имени автора. В течение четырех недель Котте проводил разнообразные тесты, но задолго до их окончания он заявил владельцу: «У меня есть ощущение, что это работа Леонардо». В июне, когда анализы были завершены, фирма объявила свое заключение: работа принадлежит Леонардо да Винчи.

Анализ, отдельно проведенный Швейцарским государственным технологическим институтом в Цюрихе, определил, что портрет был создан между 1440 и 1650 годами.

Но не всех убедили эти выводы. Лондонский дилер Жан-Люк Барони, например, считает, что научные тесты «могут быть очень полезны, но «не могут гарантировать атрибуцию, поскольку первый критерий —это качество, а оно не может быть определено никакой технологией».

В то же время Николас Тернер, бывший куратор отдела рисунка Британского музея и Музея Пола Гетти в Лос-Анджелесе, увидев несколько месяцев назад эту работу, был, по его словам, потрясен тем, что штрихи были явно положены левой рукой (Леонардо был левшой).

Он заметил и другие детали, которые указывали на стиль Леонардо, и посоветовал продолжать исследования, обратившись к экспертам по искусству Леонардо да Винчи. А после анализов, сделанных фирмой Lumiere, Тернер вообще отверг предположения в том, что перед ним подделка: «Подделки сразу выявляются, особенно под сильным увеличением».

Карло Педретти, специалист по да Винчи из Университета штата Калифорния говорит, что портрет является «роскошной вещью, достойной руки Леонардо, даже если он странно холоден и безжизнен... Я готов к тому, чтобы быть убежденным в подлинности этой работы, но я, скажем так, осторожен».

Мартин Кемп, профессор Оксфорда, не видел портрета (тот хранится в Швейцарии, в сейфе), но видел результаты его анализа и, судя по дигитальным образам, уверен, что это «настоящее».

Среди скептиков, однако, есть и такие специалисты, как Кармен Бамбаш из Музея Метрополитен, которая считает, что портрет «не напоминает рисунки или картины великого мастера». Некоторые указывают на то, что многие современники Леонардо подражали его стилю.

В общем, дебаты продолжаются, и на окончательную атрибуцию нужно время. Быстрые выводы в таких вопросах неуместны, как бы ни желали их владелец картины и потенциальные покупатели.
Леонардо — «звезда» всякого аукциона, потому что его работы продаются крайне редко. Так, эскиз, изображающий коня и всадника, был продан на «Кристи» в Лондоне в 2001 году за 11,5 млн. долларов.

Вот почему чуть ли не каждую неделю кто-нибудь приносит на аукционы и экспертам работы, более или менее близкие Леонардо, в надежде, что в них распознают руку великого мастера и, значит, можно будет разбогатеть на их продаже.

Впрочем, нынешний владелец портрета, по словам его друга, не собирается ничего продавать. Понятно, почему: до тех пор, пока один эксперт говорит «да», а другой «нет», работа остается непродаваемой.

Похоже, что русский покупатель поторопился.
В дополнение к напечатанному

Между тем, в истории с портретом Леонардо начали выясняться интересные детали. Американский дилер, Кэйт Ганц, которая в 1998 году купила загадочный портрет за скромную сумму в двадцать с лишним тысяч, присоединилась к спору об авторстве, заявив: «Я не знаю, кто мог быть автором портрета, но не думаю, чтобы это был Леонардо». Кстати, продала она этот портрет в январе 2007 года примерно за ту же сумму.

Г-жа Ганц добавила, что она думала показать работу экспертам по Леонардо, но после тщательного анализа работы и нескольких бесед с искусствоведами, а также с реставратором крупного музея, отказалась от этой идеи. Правда, имена тех, с кем она консультировалась, г-жа Ганц не назвала. «В конце концов все упирается в вопрос — достаточно ли это прекрасно, чтобы считаться работой Леонардо и резонирует ли это со всеми качествами, которые определяют его руку — превосходная лепка, исключительная деликатность, не имеющее равных понимание анатомии. Для меня в данном рисунке ничего такого не было», — заключила дилер.

Одновременно открылась еще одна интересная деталь. Рисунок продавался на выставке старых мастеров в галерее Ганц в Нью-Йорке и г-жа Ганц показала его вышеупомянутому канадскому коллекционеру Питеру Сильверману. После этого рисунок купила компания Downey Holdings, в которой Сильверман служит советником. Затем рисунок переслали в Европу, где он хранится в особом сейфе.

Напомним, что раньше Сильверман утверждал, будто впервые увидел рисунок, когда его показал ему швейцарский друг. Теперь ему пришлось версию поменять. Он признает, что рисунок покупал именно по просьбе швейцарского коллекционера и для него. Свою прежнюю версию он объясняет тем, что хотел сберечь добрую репутацию г-жи Ганц, якобы проморгавшей настоящего Леонардо.

На что г-жа Ганц возражает, что на выставке 2007 года произведение сопровождалось табличкой со следующим комментарием: «Тщательно выполненный этюд, портрет основан на ряде картин Леонардо да Винчи и мог быть выполнен немецким художником, учившимся в Италии». Так что имя Леонардо присутствовало.

Как бы то ни было, «битва за Леонардо» продолжается.

Источник: NRS.com












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.