17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Родился запрещённый в советской России художник Борис Григорьев

21.06.08

художник борис григорьев

23 июля 1886 года родился Борис Григорьев, одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х г.г., и сохранивший это звание, уже работая в Америке.Остались десятки им созданных портретов, среди них чуть ли не вся русская интеллигенция начала века: Скрябин и Рахманинов, Шаляпин и Мейерхольд, Добужинский и Рерих, Клюев и Горький, Розанов и Шестов, Керенский и Л. Брик — вот далеко не полный список этой портретной галереи...




Творческое наследие художника включает также жанровые сцены Рыбинска и Парижа, Нью-Йорка и Сантьяго, пейзажи Европы, Северной и Южной Америки. И сотни, тысячи рисунков...

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1916.

Родился Григорьев в Москве. Учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1900 - 1907) и в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств (1907 - 1913).

Его учителями были А. Архипов, Д. Кардовский. Раннее творчество Григорьева близко модерну в мирискусническом его варианте, с характерной для этого стиля декоративностью, орнаментальной ритмизацией, гиперболичностью и гротесковостью образов.


В этой манере выполнены рисунки и иллюстрации Григорьева для изданий А.Е. Бурцева, известного в начале двадцатого столетия издателя роскошных малотиражных изданий и коллекционера, покровительствовавшего многим малоизвестным живописцам.

Для Бурцева Григорьев выполнил иллюстрации русского фольклора к нескольким выпускам сборника «Свободные часы» и к книге «Жизнь русского народа. Его нравы и обычаи в картинах художников и в снимках с натуры» (1914). Кроме того, Бурцев посвятил творчеству Григорьева несколько выпусков своего «Журнала для немногих» (1913 - 1914).

Начиная с 1913 г. Григорьев постоянно участвовал в выставках объединения «Мир искусства», хотя идеи «мирискусников» он вряд ли глубоко разделял. Еще в 1909 г. Григорьев входил в возглавляемую Н. Кульбиным «Студию импрессионистов» — объединение левых художников, близких к футуризму.

Мать (Е. Г. Григорьева жена художника с сыном Кириллом) 1915.

Творческие поиски русских футуристов не прошли для Григорьева бесследно, но футуристом он не стал.

Он иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и И.С. Тургенева, В. Каменского и Саши Черного; делал рисунки и карикатуры для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

Им выполнены эскизы декораций и костюмов к постановке (не осуществленной) оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре. Современники восторженно отзывались об оформлении Григорьева одного из залов артистического кабаре «Привал комедиантов».

А помимо живописи и графики он сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Его замыслы были грандиозны и впечатляющи: картины, циклы и серии работ — «Расея», «Лики России», «Лики мира».

 Настоящий Григорьев начинается после поездок в Париж. Несколько месяцев, проведенных там в 1911 и 1913 г.г., художника научили многому. В Париже он много работал (создал несколько тысяч рисунков). Парижские рисунки сделали Григорьева знаменитым.

Б.Григорьев. Улица блондинок. 1917

Из отдельных парижских рисунков сложился большой цикл, названный художником «Intimite», а в нем отдельные серии: «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки».

«Intimite» — так же называлась необычная книга, вышедшая тиражом в 1000 нумерованных экземпляров в 1918 г., в нее вошли парижские рисунки Б. Григорьева и две статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова (Борис Григорьев. Intimite. Пг., изд. Б.М. Ясного, 1918).

Эти статьи, наряду с блестящим эссе Н. Пунина в № 8 - 9 «Аполлона» за 1915 г. — лучшее, что написано о творчестве Б. Григорьева до его эмиграции.

 В цикл Григорьева «Расея» (1917) входят 9 картин и 60 рисунке которые он впервые показал на выставке «Мир искусства» 1918 г. В картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим, по выражению А. Блока, «глубоко и разрушительно».

 В 1918 г. была издана книга с одноименным названием (Борис Григорьев. Расея. Пг., Изд-во В.М. Ясного, 1918), которая потом была дважды переиздана с дополнениями за границей.

В 1919 г. Григорьев с женой и сыном уезжают сначала в Финляндию, затем в Германию.
В эмиграции бедствовать не пришлось. Слава следовала за ним по Европе и Америке. Он много работал, широко выставлялся, картины его охотно покупали лучшие музеи и крупные коллекционеры.

С 1921 г. устанавливается определенный ритм его жизни. Зимой он работает в США, пишет пейзажи Флориды, портреты деловых людей, светских дам, деятелей искусства: А. Ремизова, С. Есенина, возвращающегося из Америки, Ф. Шаляпина, актеров Московского Художественного театра.

В Бретани создает свой знаменитый Бретонский цикл, в Тулоне и Марселе рисует моряков, портовые улочки и таверны.

В 1927 г. Григорьев купил землю в провансальской деревушке Кань, недалеко от Ниццы, построил там дом с намерением окончательно в нем обосноваться. Однако в том же году его приглашают в Чили профессором Академии художеств в Сантьяго.

В Чили его называют «великим русским художником». Но поработать профессором ему не удалось — в 1928 г. в Чили происходит правительственный переворот и контракт с ним аннулируется. Впрочем, в 1936 г., после очередного переворота, его опять приглашают в Чили.

В 1927 г., возвращаясь из Чили, Григорьев пересек Кордильеры, путешествовал по Аргентине, Уругваю, Бразилии. В 1930 г. возвратился в Кань, где занялся большой картиной «Лики мира», которую посвятил Лиге наций.

В 1932 г. это полотно, после персональной выставки художника в Славянском институте в Праге, приобретает столица Чехословакии. В последние годы он живет, в основном, в Кане, как всегда, много работает, и в феврале 1939 г. там умирает, незадолго до смерти закончив свой последний автопортрет.


Источник: http://www.silverage.ru/

 











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.