19.02.20
Лучо Фонтана - продавец дырок...
19 февраля 1899 года в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина, родился Лучо Фонтана - художник, вошедший в историю искусства как человек, умеющий создавать художественные дырки и прорези стоимостью в миллионы долларов...
18.02.20
Как Брексит повлиял на результативность Christie's
Результаты первых больших лондонских аукционов после «Брексита» для Christie's оказались самыми низкими за последние 10 лет. Относительно февральских торгов 2019 года общие цифры снизились на 16 %, однако неудачей аукционного дома эти торги назвать нельзя...
17.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...


  • Прованс: «хороший винтаж» в Château La Canorgue
    Если вы не смотрели замечательного фильма Ридли Скотта «Хороший год» с Расселом Кроу и Марион Котийяр, то дальнейший рассказ может показаться вам неинтересным. Ведь в этом случае чарующие созвучия «Le coin Perdu (Ле-Куан-Пердю)» и «Château La Canorgue (Шато-де-ла-Конорг)» не вызовут у вас никаких ассоциаций...
    19.02.20
  • Прованс: Chateau de la Noblesse и его радушная хозяйка Аньес
    Есть на Лазурном берегу Франции небольшой, утопающий в цветах городок Бандоль, известный не только как средиземноморский курорт, но в большей степени как столица самого престижный апеллясьона Прованса, производящего красные, белые и розовые вина AOC Бандоль...
    17.02.20
  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20

Светлейший князь. К 80-летию И. Голицына

21.05.08

Илларион Владимирович Голицын

(20.05.1928 - 2007)


Родился г. в Москве. График, живописец. Учился у своего отца — графика А. М. Голицына, а также пользовался советами П. Д. Корина и В. А. Фаворского. В 1953 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское).

В 1958 г. — серебряная медаль на Всемирном фестивале в Вене за гравюру "На балконе" из серии "Будни пригорода" (1955-1957).
Золотая медаль биеннале графики в Кракове (1970) за серию графических работ.

Диплом АХ СССР 1987 г. за серию ксилографии "Памяти В. А. Фаворского" (1986), а также серебряная медаль биеннале графики в Варне за ту же серию (1987).

Среди основных работ мастера также: портреты "В.А.Фаворский за работой" (1961) и "Утром у В. А. Фаворского" (1963), серия "Времена года" (1966-1968), портрет народной артистки РСФСР Ц. Л. Мансуровой (1969), "В Кусково" (1973), "Церковь в Перхушково" (1974), "Поле" (1975), "Гитаристка" (1975), "Портреты" (1976), "Весной" (1976), "В парке" (1976), серия "Дмитров и дмитровские чудаки" (1988), серия "Малые города России" (1997-1998), "Душевная серия" (1997); акварели "В зеркале" (Автопортрет с сыном) (1976), "Розовый дом" (1977), "Светлое окно" (1977), серии "Движение города" (1977), "Красная комната" (1960-1995), "Волга" (1980), "Серые пейзажи" (1980), "Туркмения" (1982-1986), "Мать" (1982-1989); "Деревня" (1989-1995); скульптурные работы 1989-1995 гг.: "Палеонтолог", "Эля", "Егор", цикл "Составление камней" (1990-1995); живописные работы: "Синий пейзаж" (1965), "Встреча с XVIII веком" (1974), "Семья" (1973), "Входящая в красном" (1982), "Групповой портрет" (1982), "Черный маскарад" (1980), "Осенний интерьер" (1974), "Встреча или композиция с синей шляпой" (1998), "Вселение в новую квартиру" (1998).
Действительный член PAX (1997). Народный художник РФ (1998). В 1982-1988 гг. - член правления Союза художников РСФСР.

Светлейший князь Илларион Голицын  

Никогда, кажется, не тянулись мы с такой ностальгической тоской к своему историческому прошлому; не старались с такой заботой, по крупицам, чудом сохранившимся в бурях ХХ века, воссоздать облик старой России. Не столько внешний облик, сколько поэтическую атмосферу былого, очищенную от всего преходящего, темного, злого, что во все века так омрачало человеческую историю.  

Немало написано книг, издано воспоминаний... Дворянская, аристократическая, царская Россия, под корень уничтоженная революцией, предстает перед нами нередко в чересчур уж в идеализированном, приукрашенном виде, вызывая недоверие - много разного было в российской истории, и никогда, ни в какие времена не представала она идиллией.  

Но живет рядом с нами наш современник, наш друг, художник, человек нашего времени и нашего современного искусства, являющий собой такое чистое, такое совершенное и высокое воплощение всего лучшего, что несло российское дворянство, что, глядя на него, только и остается, что преклонить голову перед древними русскими родами, родной «голубой» кровью.  

Илларион Голицын, подлинный «светлейший князь», потомок великого рода Голицыных, оставившего такой яркий след в русской истории, менее всего являет себя «князем», претендует на это звание. Он выше этого, да ему и не нужно о себе заявлять - глядя на него, на его великолепную голову и величавую фигуру, слыша его глубокий бархатный голос, ощущаешь: да, это князь, аристократ, русский вельможа в самом лучшем, самом совершенном своем воплощении.  

Тут был в душистых сединах

Старик, по старому шутивший,

Отменно тонко и умно...

 За этими строками из «Евгения Онегина» встают образы екатерининских вельмож, людей блестящего ума и изысканного вкуса: Юсуповых, Шаховских, Шереметьевых... Илларион Голицын - один из них. Это и о нем (ныне он тоже в «душистых сединах») проникновенные слова Пушкина.  

Голицын начинал как график, мастер гравюры, преданный ученик великого Фаворского. Владимир Андреевич запечатлел молодого Голицына и его друга Гурия Захарова на одном из своих знаменитых карандашных парных портретов. Оба они, вместе с другими художниками графиками 1960-х годов, вписали яркую страницу в историю нашего искусства: «линогравюра 60-х» - самостоятельное, большое и оригинальное явление тех лет.  

Но мне особенно дорог и близок «поздний» Голицын, его живопись недавней поры - необыкновенно поэтичное обращение к прошлому, к судьбам своих предков, своей семьи.  

Художник не предлагает нашим взорам никакой исторической стилизации, не уводит из нынешних дней в давно минувшие. Сегодня, сейчас, увидел художник и написал с натуры свои интерьеры и пейзажи: «Белые окна», «Куст под снегом», «Осеннее золото», «Утренний свет»... Но чудом искусства эти живые впечатления сливаются с вековой историей семьи Голицыных; составляют единое целое с той, казалось, дотла выжженной, сапогами вытоптанной жизнью древнего дворянского рода, хранителем которой предстает Илларион Голицын, художник редкой неповторимой индивидуальности, наделенный тем же чувством прекрасного, каким обладали его прадеды, оставившие нам Останкино, Архангельское, Кусково... Его творчество служит связующей нитью, что не дает распасться дням, соединяет нашу реальность с ушедшей, но, быть может, еще более живой реальностью прошлого.  

Приобщаясь к живописи Голицына, мы удостаиваемся чести и счастья войти в «дом» Голицына, в его заповедный мир, где все обретает иной смысл: комната современной тесноватой квартиры, где бережно хранятся оставшиеся от предков старинные портреты, «дедушкина» мебель, распахивается величественным залом фамильного дворца; дачный садик за окном развертывается имением с необъятным простором «вод, лесов, земель», где Илларион, подобно пушкинскому Онегину, «хозяин полный».  

В его живописи нет мрака, нет ощущения горечи и ненависти к тем, кто разрушил мир, принадлежавший ему по праву рождения. Она светла - художник так и назвал одну серию «Светлые холсты». Даже вещи темные по колориту, как триптих «Красное и черное» - насыщенные багровым цветом стены комнат с почерневшими фамильными портретами на них, - удивительно светлы по настроению. Легкие, прозрачные по живописи, они существуют как бы в двух измерениях: в том светлом, ясном дне, когда увлеченный мастер с величайшей бережностью воспроизводил на холсте состояние утреннего света, кружевного инея на ветках деревьев за окном, отблесков снега на потолке и стенах комнаты; и в пространстве поэтического сна, видения, настроения светлой грусти, тоски по детству, тоски по загубленному ни за что ни про что - только за то, что был князем Владимиром Голицыным - отце, хорошем художнике; тоски по прекрасному, чего никогда ни в какие времена не было в действительности, но всегда жило в душе истинного художника и в XVIII, и в XIX, и в нашем апокалипсическом XXI веке.  

Прошлое и настоящее... Никому, пожалуй, из наших художников не удавалось так передать ощущение единства времени, сосуществование того, что ушло за край, и того, что живет, движется сейчас, в сегодняшнем дне, как удалось Голицыну в его живописи. Он и сам таков - один из тех редких людей, в которых запечатлела себя сама история. 

 Скромный до изумления, светлый, как его искусство. Светлейший князь...

Журнал "ДИ" № 9-10, 2003

  • полный текст статьи лежит здесь










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.