13.10.21
Виртуозный поддельщик картин Вольфганг Бельтракки создаёт авторскую коллекцию NFT
Крупнейший мастер подделок Вольфганг Белтракки выпускает собственную коллекцию NFT, в которую войдет 4608 версий «Спасителя мира» Леонардо да Винчи в различных художественных стилях...
12.10.21
Неистовый Иван. Бурная жизнь Ивана Мясоедова, художника и фальшивомонетчика
12 октября 1881 года родился Иван Григорьевич Мясоедов, знаменитый художник и выдающаяся личность. Наполненная неординарными событиями и поступками, жизнь художника напоминает шпионский роман, в котором главный герой совсем не похож на очарованного мечтателя, которого «каждый может обидеть»..
07.10.21
Искусственный интеллект подтвердил фейковость шедевра Рубенса «Самсон и Далила»
Серия тестов с использованием искусственного интеллекта показала, что шедевр Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила», созданный в 1609-1610 годах и и хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, скорее всего, является подделкой...


Евсей Моисеенко - виднейший представитель Ленинградской академической школы

28.08.21

евсей моисеенко руские художники ленинградская школа живописи

28 августа 1916 года родился Евсей Евсеевич Моисеенко, неповторимый представитель и один из основателей Ленинградской художественной школы - художник, масштаб творчества, значительность содержания и подлинность чувств которого трудно переоценить...




 

От личности художника, от умения видеть, прозорливости, от его гражданской заинтересованности в том, чем живёт Родина, зависит и накал творчества. Многогранность искусства мастера складывается не из набора эффектных сюжетов из истории или современности, как это встречается порой. Главным и определяющим является неразрывная внутренняя связь с душой своего народа. Таково творческое кредо замечательного советского живописца. Пережитое лично способствует остроте и действенности искусства.



Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

Судьба художника, ровесника Октября, неотделима от жизни Родины.

«Художник начинается с биографии, с самого детства, с того, что он полюбил, чему стал предан, с самого главного — совести» — эти слова Моисеенко не раз вспоминаются, когда размышляешь у его работ. У картины Моисеенко, которая так и называется «Из детства» — образного повествования о глубинных истоках, связывающих бойца революции с родной землей, со своим народом. Когда рассматриваешь проникнутые романтическим порывом полотна «Красные пришли», «Вестники», «Нас водила молодость», земные и вместе с тем возвышенно-поэтические картины «Черешня», «Комиссар», «Песня». Когда размышляешь возле таких, казалось бы, не событийных работ, как «У колодца», «Дождик», «Тишина», многих пейзажей с яблонями, где судьба дерева словно переплелась с судьбой человека...



Для Моисеенко это и образные биографические страницы, и живые воспоминания о началах его искусства. Быть может, — говорит Евсей Евсеевич, — ночное, всполохи костра, звёздное небо над головой, ощущение земли, трав, тишины стали моими первыми уроками искусства.



Е. Моисеенко «Дождик»

Теперь произведения мастера поверяют каждому из нас, с чего начинается Родина. И мы благодарны художнику за то, что он сумел насытить удивительно богатым чувством свои исторические эпопеи и картины о современности, за постоянное вдохновенное обращение к заветным темам детства и юности.



Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

Для Моисеенко понятие «из детства», «из юности» значит многое — в целом и в каждом отдельном случае. Запоминающийся иконоликий дед в белой одежде — сквозной персонаж нескольких картин. Это поэтический образ дедушки Прокофия Наумовича, во многом определившего отношение Евсея Евсеевича к земле, труду, поступкам. Не знавший грамоты дед не раз останавливал внука, читавшего вслух Тургенева, на самых удивительных ярких страницах и, как считает художник, привил ему чувство литературы.





Село Уваровичи. Семья Моисеенко. 1933 г.

Так же и тема матери — Матрёны Сергеевны угадывается во многих женских образах, в восприятии женских судеб, в понимании художником добра и красоты, в бесконечном выражении сострадания, тревоги за человека.



Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

В детстве закладывается способность удивляться окружающему миру. Есть у живописца небольшой холст «У колодца». Но смысл его гораздо богаче и шире: ведь это по сути, и родник познания удиви-тельной красоты и возвращение памяти к истокам. Нас волнует и трогает, становится значительным всё: склонённая голова старика, тяжёлые сверкающие капли воды из ведра, доверчивые глаза лошади, задумчивый взор мальчика, словно открывающего суть знакомых предметов, их соотношение с большим миром. А главное — вместе с художником мы приобщаемся к миру, подёрнутому волшебством и проникнутому чистотой.



Е. Моисеенко «У колодца»

Цикл «Из детства» — это промелькнувшие красные всадники, которые мальчишке казались великанами, а их стремительное движение — пламенным вихрем революции.

В разных работах и жанрах обращается к детству и юности художник Евсей Моисеенко, обращается как к поре становления человека в горниле войн и счастливом времени мира, как к теме поиска молодым героем своего места в жизни, своей позиции гражданина.

Во взволнованном и возвышающем душу многоголосье искусства Моисеенко вместе с романтическими картинами о революции трагедийно и жизнеутверждающе звучит образ военных лет — сурового и незабываемого времени.



Е. Моисеенко «Красные пришли»

Если воспоминания о Гражданской войне, обогащённые впоследствии раздумьями зрелого мастера, восходят к детству, то нестынущая память Великой Отечественной войны связана с молодостью художника, ставшего в 1941 году бойцом Народного ополчения Ленинграда, прошедшего бои и ад вражеского плена.



Е. Моисеенко «Ополченцы»

О том времени повествует исполненная драматизма картина «Матери, сёстры», о гордости и стойкости русской женщины в горестную военную годину. Снова личное неотделимо от памяти народа.

— Я помню,— рассказывает Евсей Евсеевич,— как мать провожала меня на войну; будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин! Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда...



Е. Моисеенко «Матери, сёстры»

Не остыли в памяти художника боль и мужество людей, не сломленных ужасами фашистских концлагерей.

Это время воплотилось в значительный образ солдатского подвига. Картина «Победа» с её редкой эмоциональностью и широтой философского обобщения ярка и самобытна. Она так же глубока и выстрадана, как другие современные произведения в этом ряду: художественный фильм «Отец солдата», роман «Горячий снег» Ю. Бондарева, трилогия «Живые и мёртвые» К. Симонова, киноэпопея «Освобождение», стихи С. Орлова...



Е. Моисеенко «Победа»



Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.



Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.

Символично, что рядом с полотнами Моисеенко, в которых звучат трагические интонации, видишь светло-проникновенную картину «Память». Память объединяет людей в род человеческий. Не здесь ли, в этих местах, изображённых на холсте, гремели когда-то бои Гражданской и Великой Отечественной войн, а в старину русские витязи сражались с врагами? В этом глубокий патриотический смысл полотна, сила его нравственного воздействия.



Е. Моисеенко «Память»

Исторические полотна Моисеенко обычно создаются одновременно с произведениями на другие темы. История и современность объединены у него общей внутренней темой. Разве назовешь «жанром» в привычном смысле слова его холст «Август», хранящий размышления о сущем на земле, о разных поколениях, связанных друг с другом трудами и днями, бескрайними полями, клубящимися облаками, вечным небом?

Раздумья о земле, о главном во всех произведениях художника, особенно ощутимы, когда земля вместе с людьми становится героем картины (живописная композиция «Земля»), и когда прекрасную землю России начинает осознавать всем сердцем деревенский мальчуган — будущий поэт («Сергей Есенин с дедом»), и когда в сверкающей радуге солнечных брызг бросаются ребята в воду («На реке»). И когда молодые герои задумчиво смолкают на берегу в безотчётных юношеских грёзах («Мальчишки»).



Е. Моисеенко «Сергей Есенин с дедом»

Живут сокровенной жизнью вещи в натюрмортах Моисеенко. В камерных на первый взгляд композициях слышны отголоски большого мира, его красоты, его тревог. Они столь же личные и взволнованные, как рассказ о человеке. Столь же свободные, непосредственные, как пейзаж, к которому нередко обращается художник. Обычный природный мотив мастер одухотворяет своей живописью, превращает в чеканный поэтический образ.



Е. Моисеенко «Натюрморт»



Е. Моисеенко. «Натюрморт»

1

Е. Моисеенко. «Пейзаж».

Е. Моисеенко тонко чувствует неповторимую мелодию старых русских городов, строгую графику городов Прибалтики, величавую мудрость памятников Средней Азии, своеобразный, всегда особенный колорит разных стран и городов мира. Его работам не свойствен скользящий взгляд туриста, их отличает проникновение в существо, и в этом ещё одно проявление традиции отечественной художественной школы — способность постигнуть образ другого народа, чужой страны.



Е. Моисеенко «Тульский переулок»

Лики событий, характер городов, образы людей... Картины Моисеенко замечательны духовной напряжённостью, глубиной выраженного состояния. Их сложный живописный строй таит в себе подспудный накал чувств внешне спокойных моделей и сюжетов. В каждом полотне, говорит художник, ведущей должна быть тема внутренняя, психологическая.






Е. Моисеенко «В мастерской»

Целый мир являет собой и графика Моисеенко — сюжетные композиции, наброски, рисунки. Некоторые наброски предвосхищают картины, и вместе с тем это самостоятельные произведения, острые, завершённые. Как и в картинах, здесь поражает значимость образов и выверенность деталей, их соподчиненность в композиции. Виртуозен штрих, гибка линия, выразителен силуэт, за счёт этого весомо эмоциональное содержание. Ещё раз убеждаешься в справедливости слов художника: «Работа над строем вещи — это и работа над смыслом вещи».

Картины Моисеенко не знают проторенных путей, потому что всякий раз выражают страстную обеспокоенность, принципиальное неравнодушие автора к жизни, человеку. Многие произведения мастера кажутся сделанными легко, без видимых усилий и трудных поисков, на самом деле за ними стоит непрерывный напряжённый труд, в них вложена страстная пытливая мысль художника, не знающего лени и благодушия.

Художник не боится сложных задач — решая их, он раскрывает смысл явления глубже и значительнее. В картине «9 Мая» автор как бы участвует в напряжённом диалоге поколений. Он с теми, кто познал горечь утрат, и вместе с ними полон желания передать чувство пережитого тем, кто не прошел испытаний минувшей войны.



Е. Моисеенко «9 мая»

Искусством и общественной деятельностью Евсея Евсеевича Моисеенко движет огромное патриотическое чувство, подлинная сопричастность современной действительности в неразрывной связи с прошлым и будущим.

Источник: ruskartina

 











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.