30.07.21
Художник и искусствовед в одном флаконе. Джорджо Вазари
30 июля 1511 года в городке Ареццо (провинция Тоскана, Италия) родился Джорджо Вазари. Его отец занимался гончарным делом. А фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо, что значит по-итальянски гончар...
14.06.21
Бактерии очистили скульптуры и саркофаг в Капелле Медичи
Во время локдауна флорентийские реставраторы очистили от загрязнений скульптуры и саркофаг в Капелле Медичи во Флоренции с помощью бактерии Serratia ficaria SH7...
10.06.21
Учёные установили авторство мраморного черепа из замка Пиллниц
Исследователи смогли установить, что череп в натуральную величину, искусно вырезанный из каррарского мрамора, который долгие годы хранился в замке Пиллниц - резиденции правителей Саксонии, недалеко от Дрездена, — был создан великим итальянским скульптором Джованни Лоренцо Бернини...


Владимир Овчаренко: «Самоизоляция работает на искусство»

16.06.20

арт-рынок арт-бизнес аукционы владимир овчаренко

Аукционный бизнес останется в онлайне даже после окончания карантина: до 50% торгов будет проводиться дистанционно, сообщили «Известиям» представители крупнейших домов. И хотя их суммарные продажи за I квартал 2020 года на 40% ниже, чем за аналогичный период 2019-го, интернет-результаты превысили ожидания...




Коллекционеры продемонстрировали готовность покупать без физического осмотра даже работы за миллионы долларов. В России обороты во время самоизоляции и вовсе выросли: за 10 онлайн-торгов общая выручка составила $1 млн. «Известия» выяснили, как искусство будет уходить с молотка в ближайшем будущем.

Не хватает грузовиков для искусства


После начала пандемии ведущие аукционные дома отменили запланированные торги и перенесли всю активность в интернет. Так, у Sotheby’s в начале июня состоялись русские онлайн-торги, где топовый лот — двухметровое полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив» — был продан за 2,3 млн фунтов. А Christie’s в те же дни провел аукцион фоторабот, суммарная выручка составила свыше $2,4 млн.



— Учитывая, что доля продаваемых лотов у нас держится выше планки в 80%, можно говорить, что интерес к коллекционированию за время карантина не снизился, — отметил в беседе с «Известиями» Дерк Болл, президент Christie’s по Европе, Ближнему Востоку и Африке.

Тем не менее абсолютные цифры выглядят не столь оптимистично. По данным аналитического отчета британской фирмы Pi-eX, суммарная выручка за I квартал 2020 года трех крупнейших аукционных домов — Christie’s, Sotheby’s и Phillips — составила около $800 млн — вместо $1,4 млрд за аналогичный период 2019-го. При этом в США было отмечено падение на 32%, в Великобритании — на 27%.

Причина снижения выручки не в том, что в онлайне покупают хуже, а в объективных сложностях, связанных с карантинными мерами в мире, уверен глава департамента русского искусства Sotheby’s Рето Барметтлер.

— Если судить по сегменту русской живописи, то общий результат, конечно, ниже, чем обычно. В прошлом году за двое торгов, которые у нас прошли в июне и ноябре, было выручено суммарно около 20 млн фунтов, в этот раз — за одни торги — 5,6 млн. Просто было гораздо сложнее найти вещи на аукцион и вовремя их доставить к нам: мало самолетов, грузовики по Европе тоже не ездили, — пояснил «Известиям» Рето Барметтлер.



Представитель Sotheby’s отмечает: около 20% участников недавних торгов оказались новыми клиентами, что для аукционного бизнеса, где пул коллекционеров сохраняется из года в год, — событие. У Christie’s этот показатель еще выше: 32%. А 27% прежних клиентов Christie’s впервые начали покупать онлайн именно во время пандемии.

50 на 50


Всё это стимулирует аукционные дома выставлять на онлайн-торги не только недорогое искусство, как раньше, но и топовые вещи. Так, по словам Рето Барметтлера, «Неаполитанский залив» Айвазовского стал самой дорогой картиной, когда-либо проданной через интернет. Но вполне возможно, скоро и этот рекорд будет побит: Christie’s анонсировал аукцион ONE, на котором можно будет купить произведение Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия F)» с оценочной стоимостью около $25 млн.

— Если в прошлом в онлайне в основном проводились кураторские или специализированные торги, то сейчас в этом формате будут проходить и большие вечерние торги, — отмечает основатель рейтингового агентства InArt Ксения Подойницына.

Впрочем, по мнению эксперта, маловероятно, что онлайн полностью вытеснит привычные покупки в залах, поскольку ощущение от реальной встречи с картиной всё равно незаменимо.

Возможны и гибридные форматы. Так, за «Алжирских женщин» можно будет побороться и в зале.

— Баланс между онлайн- и живыми торгами будет достигнут на уровне 50:50, — уверен Дерк Болл. — Живые аукционы продолжат проводиться по всему миру, но станут более знаковыми событиями для арт-рынка.

При этом представители обоих аукционных домов сообщили «Известиям», что на эстимейты — оценочную стоимость лотов — пандемия и сопутствующий ей переход в онлайн не повлияли.

Имей сто рублей


В нашей стране аукционные продажи не только не упали за время карантина, но даже выросли. Так, крупнейший отечественный арт-аукцион Vladey за 10 сессий торгов «Все по 100 на карантине» выручил уже около €1 млн.

Основатель Vladey Владимир Овчаренко сообщил «Известиям», что средняя цена покупки осталась прежней, а всего на карантине продано более 500 произведений искусства.

— На Западе обороты торгов снизились в разы, у нас выросли. Самоизоляция работает на искусство. Появилось много новых клиентов, они с удовольствием используют возможности онлайн-участия, — радуется Владимир Овчаренко.

Выиграет тот, кто найдет правильное сочетание офлайн и живых торгов, уверен аукционист. А желание покупать искусство только станет сильнее.

Онлайн-торги для российского современного искусства такая же реальность, как для мирового арт-рынка, согласна Ксения Подойницына.

А тем временем, наряду с традиционными аукционами (пусть и вышедшими в онлайн), в России появляются совершенно новые форматы интернет-торговли искусством. Коллекционер Максим Боксер в апреле создал в Facebook закрытую группу «Шар и крест», призванную поддержать молодых художников на период карантина.

Любой из них может выставить свою работу (правда, есть потолок цен), а достанется она тому, кто оставит первый комментарий. На момент написания статьи в группе состояло около 17 тыс. человек, что для узкого арт-сообщества очень много.
Источник: iz.ru












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.