27.01.20
Арт-дилера Анжелу Гюльбенкян обвиняют в мошенничестве
Арт-дилер Анжела Гюльбенкян обвиняется в крупном мошенничестве. В настоящее время против Гюльбенкян возбуждены гражданские иски в Германии и Великобритании...
26.01.20
Фееричные женщины ван Догена
26 января 1877 года родился известный нидерландский художник Кес ван Донген, прославившийся в основном как создатель фееричных женских образов. Тяготел к фовизму, лидерами которого были Анри Матисс и Андре Дерен...
25.01.20
Иван Шишкин - «лесной царь»
25 января 1832 года на свет появился Иван Шишкин, один из самых известных в народе и любимых русских художников. Современники называли его «лесным царём». В наше время далеко не каждый знает, каким человеком был Шишкин и как работал над своими пейзажами...


Запрещённые образа: смесь ипостасей

09.12.19

церковное искусство смесоипостасные иконы

В истории иконописи существовало немало сюжетов, вызывающих удивление, а подчас и страх. Некоторые иконы, поначалу очень распространённые, были впоследствии признаны еретическими и почти поголовно уничтожены. К числу последних относятся смесоипостасные иконы, редкие экземпляры которых которых дошли до наших дней...



Как появились смесоипостасные иконы

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.


В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве».

Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.
Какими были смесоипостасные иконы


Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой.

Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.


Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII—XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими.

После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии.

В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.


Трехликий Иисус

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях.
Источник: factroom










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.