27.01.20
Арт-дилера Анжелу Гюльбенкян обвиняют в мошенничестве
Арт-дилер Анжела Гюльбенкян обвиняется в крупном мошенничестве. В настоящее время против Гюльбенкян возбуждены гражданские иски в Германии и Великобритании...
26.01.20
Фееричные женщины ван Догена
26 января 1877 года родился известный нидерландский художник Кес ван Донген, прославившийся в основном как создатель фееричных женских образов. Тяготел к фовизму, лидерами которого были Анри Матисс и Андре Дерен...
25.01.20
Иван Шишкин - «лесной царь»
25 января 1832 года на свет появился Иван Шишкин, один из самых известных в народе и любимых русских художников. Современники называли его «лесным царём». В наше время далеко не каждый знает, каким человеком был Шишкин и как работал над своими пейзажами...


Безжалостная судьба весельчака Коровина

05.12.19

константин коровин русские художники русский импрессионизм

Одна из самых ярких фигур русского искусства рубежа 19 - 20 веков Константин Коровин прожил жизнь, полную лишений и трагических событий. Последние годы своей жизни он провел в вынужденной эмиграции во Франции, где так и не нашел себе достойного места...



Константин Коровин

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года в семье московского купца. Отец не смог пережить своего разорения и покончил с собой. Семья в одночасье потеряла и благосостояние, и московский дом. Пришлось переехать в Мытищи. Мать Коровина не перенесла горя и умерла почти сразу. Дети остались сиротами. Хорошо, семья Василия Поленова взяла к себе Константина Коровина на воспитание.


От отца Коровин унаследовал любовь к рисованию и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Саврасов, В. Поленов и другие знаменитые художники-передвижники.


От природы активный, эмоциональный Коровин перенимал искусство Поленова и других учителей, но старался закончить картину стремительно, не засиживаясь над деталями. Он писал без карандашных набросков, без контура — сразу красками, живо и быстро. Красочный, цветовой образ модели выходил на первый план в его портретах.

Позже Коровин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

К. Коровин. Декорации к спектаклю "Конек-горбунок, 1901

В 1885 г. судьба свела Коровина с самым видным меценатом того времени Саввой Мамонтовым, в усадьбе которого собирались лучшие живописцы, писатели и музыканты рубежа веков. В Абрамцевском кружке пропагандировались идеи возрождения интереса к традиционной русской культуре и фольклору. Коровина привлекли к оформлению декораций для спектаклей на сцене Частной оперы. Там он познакомился с Федором Шаляпиным, который стал его другом.


К. Коровин. Федор Шаляпин, 1915

Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды — нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма». Это я, это мое пение за жизнь, за радость — это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...».

Действительно, его картины наполнены радостью и солнечным светом, а сам он, по словам друзей, был жизнелюбивым и задорным. Никто так не сыпал шутками на дружеских посиделках, как Костенька (так его звали товарищи), и почти никто не бывал в его доме. Всю свою жизнь до самой смерти художник никого не пускал чужаков в мир своих ужасов.

Не смотря ни на что  начало нового столетия было необычайно плодотворным и успешным в жизни художника. В 1900 г. за оформление Русского отдела на Всемирной выставке в Париже Коровина наградили орденом Почетного легиона, в следующем году он вместе с Серовым начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через несколько лет стал академиком живописи.


К. Коровин. За чайным столом, 1888

Однако трагические события продолжали преследовать художника. Его первый сын умер во младенчестве. Второй сын попал под трамвай и в 16 лет лишился обеих ног. С женой отношения тоже складывались непросто.

Обиднее всего Коровину было, что жена абсолютно равнодушна к живописи и страшно ленива. В доме царил такой бардак, что художник не мог пригласить туда знакомых, общался с ними на лестнице перед дверью.

В страшном хаосе валялись рубашки, кисти, черви для рыбалки, грязные чашки. В этом ужасе находился заброшенный сын-инвалид, на кухне, кроша булку, смотрела в окно располневшая, опустившаяся жена. К тому же она сильно болела, и художник выбивался из сил, стараясь раздобыть средства на лечение для нее и сына.

У Коровина правда была и любимая женщина. Надежда Комаровская стала музой и любимой на всю оставшуюся жизнь. Но и ее он потерял через несколько лет.

В 1908 г. умер брат Коровина, и в результате испытанного нервного потрясения художник попал в больницу.



К. Коровин. Парижский бульвар ночью, 1910

После революции Коровин не выступал против новой власти и даже пытался найти себе место в советской России: состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался оформлением декораций для спектаклей, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных.

Но средств для жизни катастрофически не хватало, к тому же его квартиру «уплотнили», имение в Охотино реквизировали, а в прессе начались нападки на его творчество. Во многом этому способствовал Владимир Маяковский, не только поэт, но и ревнивый художник. Он обвинял Коровина в буржуазности, в недостатке авангардизма.

В итоге Коровин отказался сотрудничать с властью, писать картины на заданные социалистические темы и скоро оказался смещен со всех постов и отстранен ото всех актуальных выставок. Третьяковская галерея отказалась покупать его полотна.

Нарком просвещения А. Луначарский посоветовал художнику уехать за границу.


Константин Коровин

Уезжая в 1923 г. во Францию, Константин Коровин не предполагал, что больше никогда не сможет вернуться на родину. В Париже ему пообещали место художника-декоратора в «Grand Opera», он рассчитывал поправить свое бедственное материальное положение и приехать обратно, но эти планы так и не осуществились.


К. Коровин. На берегу моря, 1910

Уезжая, Коровин оставил свои картины галеристу Крайтору, и тот исчез с работами и вырученными за них деньгами. Недобросовестные агенты пользовались доверчивостью художника и за рубежом: несмотря на то, что он много и усердно работал, он продолжал жить в нищете.

Импрессионизм, расцветавший в России, во Франции уже начал выходить из моды. Коровин оказался на чужбине без друзей, без любимой женщины, без знакомых коллекционеров. Искалеченный сын, которого когда-то так любил Коровин — избивал отца, требуя денег, и неоднократно пытался покончить с собой.

В последние годы жизни его настигла новая беда: он стал терять зрение. Не имея возможности заниматься живописью, он писал очерки и рассказы, которые сегодня критики оценивают достаточно высоко.

В сентябре 1939 г. Коровин скончался на улице от сердечного приступа  во время одного из самых первых налётов немецкой авиации.


К. Коровин в своей парижской мастерской с Ф. Шаляпиным

Ни одно из страшных событий жизни импрессиониста не омрачило его красок, его восприятия мира, видения солнечного света, пронизывающего природу, его любви ко всему окружающему.

Картины К. Коровина долгое время не пользовались популярностью в советской России: их называли буйными и незрелыми, а широкие мазки — дерзкими и грубыми. Имя художника-эмигранта было забыто. Одним из немногих, кто разглядел масштабы его дарования, был знаменитый певец Федор Шаляпин, называвший Коровина «Паганини в живописи».











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.