06.06.20
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, звезда Золотого века испанской живописи
6 июня 1599 года родился один из выдающихся художников золотого века испанской живописи Диего Веласкес. После Веласкеса осталось достаточно много картин и лишь одно сохранившееся высказывание:«Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты»...
05.06.20
Европейские музеи поднимаются с колен
В связи с повсеместным снятием или ослаблением карантинных мер в Европе главные музеи континента постепенно открывают свои двери для публики. Уже в ближайшие дни у всех желающих вновь появится возможность увидеть многие выставки-блокбастеры этого года: от Рафаэля в Риме до Гойи в Базеле...
04.06.20
«Предчувствие» Марины Лошак
Руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина надеется, что музей откроется после карантина 10 июля 2020 года. О своём предчувствии даты открытия музея заявила в телевизионном интервью Марина Лошак...


Старые мастера и новые открытия. Год 2019

25.11.19

открытия старые мастера экспертиза атрибуция

Нереальная стоимость панели «Сальватор Мунди», старательно приписываемой великому Леонардо, породила всплеск интереса к искусству старых мастеров и росту цен на него. У многих экспертов возникло желание пристальнее приглядеться к фамильным собраниям и музейным фондам. Порой это приводило к неожиданным результатам...





«Юдифь» Караваджо

В июне 2019 года в закрытой сделке была продана картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», которую нашли на чердаке дома в Тулузе в 2014 году и приписали Караваджо. Полотно собирались выставить на открытые торги за 170 миллионов долларов, и вряд ли новый владелец заплатил меньше. Он пообещал передать работу «некоему известному музею», а значит — открыть её не только для публики, но и для экспертов.


Найденная картина, которая обрела нового владельца.



«Поругание Христа» Чимабуэ

Сенсацией стала и продажа панели «Поругание Христа», которую эксперты признали работой средневекового итальянского художника Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Картина, десятилетиями висевшая в обычной кухне над плитой, принесла на торгах 24 миллиона евро вместо ожидаемых 4−6 миллионов. Её обнаружила эксперт аукционного дома, которую хозяева пригласили оценить мебель перед переездом. Ценное произведение они считали просто «старой иконой из России». Эксперты же подтвердили, что «Поругание Христа» было частью диптиха, созданного в 1280 году. Случай с Чимабуэ — один на миллион — вряд ли повторится: в мире известно лишь 11 работ этого мастера.


Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Поругание Христа. 1280, 25.8×20.3 см

«Лукреция» Джентилески

В списке случайных открытий, принесших миллионы, должно обязательно быть упомянуто имя Артемизии Джентилески. Эта до недавнего времени забытая художница XVII века теперь стремительно обретает статус суперзвезды. Приписанные ей картины крайне редко появляются на рынке, а потому продажа каждой становится событием. Недавно самой дорогой работой в наследии Артемизии стала «Лукреция». Она была обнаружена в частной коллекции в юго-восточном французском городе Лионе, где хранилась нераспознанной около сорока лет. Аукционный дом Artcurial оценил полотно в скромные 600−800 тысяч евро, однако окончательная цена составила 4,8 миллиона. Это почти вдвое больше предыдущего рекорда, установленного в 2017 году за «Автопортрет в образе святой Екатерины».


Артемизия Джентилески, «Лукреция» (ок. 1630).

Юноша Боттичелли

В атрибуции портрета, который был выставлен этим летом на торги Schuler Auktionen в Швейцарии, имя Сандро Боттичелли не упоминалось. Тем не менее, цена лота с заявленных 5−7 тысяч швейцарских франков выросла до 6,4 миллиона (около 6,36 млн долларов США). Это говорит лишь о том, что покупатели были уверены: они сражаются за произведение одного из величайших мастеров Возрождения.


Мастерская (?) Боттичелли, «Портрет юноши».

Мадонны Боттичелли

С именем Боттичелли связаны ещё два громких открытия последнего времени — и оба в Великобритании. Весной государственная комиссия «Английское наследие» объявила, что эскиз «Мадонна с гранатом», который раньше считался грубой копией знаменитого тондо из Уффици, на самом деле — оригинал. Под более поздними наслоениями перекрашивания и лака реставраторы обнаружили тонкие, легко узнаваемые мазки. Впрочем, искусствоведы не до конца уверены, что эскиз выполнил сам мастер, и предпочитают говорить, что она появилась на свет «в мастерской Боттичелли».


Старший хранитель «Английского наследия» Рэйчел Тёрнбулл
рассматривает эскиз к «Мадонне с гранатом».

Такой же грубой копией в стиле Боттичелли десятки лет считалась «Мадонна с младенцем» из Национального музея в Кардиффе. Однако искусствовед и телеведущий Бендор Гросвенор убедил продюсеров реалити-шоу «Утраченные шедевры Британии» провести проверку панели. Очистка показала, что под грубыми перекрашиваниями скрывается работа высокого качества, а инфракрасные фотографии продемонстрировали подмалёвок, типичный для мастерской Боттичелли. Многочисленные изменения, например, в области рук, доказали, что картина не была простой копией. Арка над фигурами оказалась работой фальсификатора начала XX века. Её решено было сохранить, чтобы отразить историю произведения. И всё же эксперты осторожничают и приписывают «Мадонну» студии великого мастера.


«Мадонна с младенцем» с большой вероятностью принадлежащая Боттичелли.

«Девушка с письмом»  Вермеера

А вот «Девушка с письмом у окна» Яна Вермеера кардинально изменится. Реставраторы обнаружили, что Купидон, который изначально находился над главной героиней, на самом деле был закрашен не самим художником, как предполагалось ранее, а кем-то другим, через десятилетия после смерти мастера.


Ян Вермеер, «Девушка с письмом у окна» до реставрации (слева) и в процессе реставрации

Реставраторы решили вернуть картине первоначальный вид и даже показали публике наполовину очищенного Амура. Считается, что для завершения работы потребуется ещё как минимум год. Конечно, некоторые зрители после этого могут утратить ощущение безмолвия в сцене и погружения в себя, но… «Платон мне друг, но истина дороже».

«Глициния» Моне

А вот Муниципальный музей Гааги, который внезапно обнаружил, что владеет ценной картиной Клода Моне, к сожалению, показать её не сможет. Дело в том, что «Кувшинки» скрыты под его же более поздним изображением глициний. Искусствоведы уверены, что эта работа имеет «невероятную историческую ценность».
Клод Моне. Глициния


Клод Моне.  Глициния, 1925, 153.6×203.5 см

Во-первых, на ней сохранились следы осколков стекла, и это подтверждает предположение, что оно наряду с другими произведениями пострадало от обрушения стеклянной крыши студии в ходе бомбардировок во время Второй мировой войны. Во-вторых, эта «Глициния», судя по всему, была первой в серии под названием «Большая декорация»: Моне задумал непрерывное панно с кувшинками, увенчанное гирляндами глициний. Обычно художник не использовал холсты повторно, и раз начал писать на уже отработанном полотне, то проводил своего рода эксперимент.
Источник: artchive.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.