09.12.19
Запрещённые образа: смесь ипостасей
В истории иконописи существовало немало сюжетов, вызывающих удивление, а подчас и страх. Некоторые иконы, поначалу очень распространённые, были впоследствии признаны еретическими и почти поголовно уничтожены. К числу последних относятся смесоипостасные иконы, редкие экземпляры которых которых дошли до наших дней...
06.12.19
Полцарства за банан: художник продаёт бананы по $ 120 тыс. за штуку
Два из трёх новых арт-объектов Маурицио Каттелана - в виде обычных бананов, прилепленных к стене скотчем - проданы в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami по $120 тыс. за штуку. Художник надеется, что будут проданы все три экземпляра работы...
06.12.19
«Новая метла» аукционного дома Sotheby’s
Под руководством нового владельца Sotheby’s Патрика Драи аукционный дом продолжает менять топ-менеджеров и ведущих специалистов. Аукционный дом будет развивать новые направления деятельности...


  • Туры в Андалусию: Севилья - дивная «сковородка Испании»
    Чем слякотнее и промозглее на улице, тем с большим удовольствием вспоминаешь жаркие страны, в которых довелось побывать. И сегодня я хочу рассказать о столице Андалусии - Севилье (см. авторское путешествие по Андалусии)...

    06.12.19
  • Туры в Прованс: Мустьё-Сен-Мари, городок под звездой
    Аутентичная деревня Мустьё-Сен-Мари, официально входящая в список «Самых красивых деревень Франции», очаровывает с первых же минут знакомства. Узкие мощёные улочки и обилие воды вокруг - горная речка, фонтаны и даже водопад прямо в центре деревни...
    26.11.19
  • Туры в Прованс: больница Арля - узилище Ван Гога
    В авторском туре по Провансу и Лазурному берегу Франции мы обязательно заезжаем в Арль, город славный не только своим богатым античным прошлым, но и своей неразрывной связью с именем великого живописца Винсента ван Гога. Одним из наиболее посещаемых вангоговских мест в Арле является городской госпиталь Арля. О нём и пойдёт сегодня рассказ...
    24.11.19

«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским

12.11.19

выставки дейнека самохвалов семён михайловский

Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...





— Расскажите о выставке «Дейнека/Самохвалов» в петербургском Манеже. Почему было решено соединить в одном пространстве этих художников?

— Два замечательных художника представляют два города. Самохвалов — ленинградец, Дейнека — москвич. Вечное противостояние столиц, вечный спор, где свободнее дышится, где лучше работается…

Когда мы приступили к проекту, нам казалось, что Дейнека — очевидный лидер, и по достижениям, и по мастерству. Но в процессе подготовки экспозиции стали отмечать достоинства работ ленинградского художника.


Дейнека более графичен. Самохвалов более живописен. Оба выглядят очень достойно, дополняют друг друга. В общей сложности мы показываем более 250 работ, собранных в разных музеях и частных коллекциях. Несколько важных работ привезли из Англии и Америки.

Пространство Манежа мы стилизовали под стадион: трибуны, секторы... А когда зритель выходит с выставки, оказывается на зеленом поле, где стоят настоящие большие ворота и скульптурная группа Дейнеки из Третьяковской галереи с тремя деревянными фигурами и мячом. Она эффектно завершает весь этот путь.

— Аукционные цены на Дейнеку — заоблачные, Самохвалов же стоит куда меньше. После работы над выставкой у вас есть ощущение, что это соразмерные фигуры? Кто из них вышел победителем?

— Оба уже вознеслись на Олимп, где нет победителей. Да, мы устроили подобие соревнования, но на самом деле в искусстве не всегда можно сказать, кто лучше. И не обязательно, что сегодняшний лидер сохранит позиции в веках.

У обоих художников есть прекрасные вещи, трогающие сердце. Они переживали подъем в одно время — этот период конец 1920-х — середина 1930-х годов. А в работах 1950—1960-х годов чувствуется кризис...

Наша задача была — не выявить победителя, а сопоставить двух в чем-то разных, в чем-то похожих художников. В футбольной терминологии это товарищеский матч.

— Некоторое время назад искусство соцреализма вдруг стало очень востребованным на аукционах, хотя еще в 1990-е отношение к нему у многих было скептическое. Как вам кажется, с чем связан новый всплеск интереса к живописи советской эпохи?

— К фигуративному советскому искусству, безусловно, есть интерес, оно оптимистическое и ностальгическое, потому что ассоциируется с уже несуществующей империей. Симптоматично, что некоторые владельцы оформляют работы в массивные золотые рамы, хотя мне это кажется вульгарным — нам даже пришлось поменять багеты у нескольких картин. Художники того времени работали на краю вулкана. Их энергия сегодня привлекает.

— Какой процент картин Дейнеки сегодня находится в частных коллекциях?

— Есть очень хорошие работы, которые в силу обстоятельств оказались в частных собраниях. Но их немного. Основная же часть — в государственных музеях: это Русский музей, Третьяковская галерея и Курская картинная галерея. Спасибо им огромное за участие. Решение передать большое количество работ было, конечно, непростым, ведь некоторые пришлось снять с постоянной экспозиции.

— Часто ли подделывают соцреализм, в том числе Дейнеку?

— Фальшивок или сомнительных вещей не так много, но встречаются. Раньше неочевидный провенанс, сомнительные вещи связаны были с авангардом, а сейчас оказывается, что и с искусством 1930—1950-х годов. Нам пришлось даже снять две-три работы, в отношении которых были подозрения.

Кстати, Дейнеку сложно скопировать. Он был темпераментным человеком, очень энергично писал, у него характерный стиль. «Оборону Петрограда» создал за очень короткое время, буквально за неделю. Имитаторы не могут выдержать такой темп работы. В живописи это чувствуется.

— В следующем году вы будете посланником «Русских сезонов» в Париже. Что там будет? Можете ли рассказать о каком-то художественном проекте?

— Запланировано много разных событий. В частности, мы делаем выставку в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже. Для нас место символичное, поскольку проект Санкт-Петербургской академии художеств создал француз Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, и первые наши педагоги были из Франции. Лагрене, Ле Лоррен, Жилле... Пришло время показать, что интересного мы создали за два с лишним века в стенах, возведенных при участии французов.

Работа идет медленно, всё непросто. Там есть определенные сложности, потому что во Франции в следующем году очень много будет проектов, связанных с Африкой. Для них это важное направление — отчасти потому, что много мигрантов, но главным образом потому, что это действительно интересная, но не очень известная культура. Я стал задумываться о том, что, может, в будущем сделать выставку в Манеже, посвященную искусству Африки. Меня эта тема тоже занимает.

— Получается, мы будем во Франции с Африкой конкурировать?

— Повестка будет во многом сформирована их проектами, об этом мне говорили французские коллеги. Мол, не очень удачный год вы выбрали. Но конкуренцией я бы это не назвал.
Источник: iz.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.