06.06.20
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, звезда Золотого века испанской живописи
6 июня 1599 года родился один из выдающихся художников золотого века испанской живописи Диего Веласкес. После Веласкеса осталось достаточно много картин и лишь одно сохранившееся высказывание:«Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты»...
05.06.20
Европейские музеи поднимаются с колен
В связи с повсеместным снятием или ослаблением карантинных мер в Европе главные музеи континента постепенно открывают свои двери для публики. Уже в ближайшие дни у всех желающих вновь появится возможность увидеть многие выставки-блокбастеры этого года: от Рафаэля в Риме до Гойи в Базеле...
04.06.20
«Предчувствие» Марины Лошак
Руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина надеется, что музей откроется после карантина 10 июля 2020 года. О своём предчувствии даты открытия музея заявила в телевизионном интервью Марина Лошак...


«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским

12.11.19

выставки дейнека самохвалов семён михайловский

Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...





— Расскажите о выставке «Дейнека/Самохвалов» в петербургском Манеже. Почему было решено соединить в одном пространстве этих художников?

— Два замечательных художника представляют два города. Самохвалов — ленинградец, Дейнека — москвич. Вечное противостояние столиц, вечный спор, где свободнее дышится, где лучше работается…

Когда мы приступили к проекту, нам казалось, что Дейнека — очевидный лидер, и по достижениям, и по мастерству. Но в процессе подготовки экспозиции стали отмечать достоинства работ ленинградского художника.


Дейнека более графичен. Самохвалов более живописен. Оба выглядят очень достойно, дополняют друг друга. В общей сложности мы показываем более 250 работ, собранных в разных музеях и частных коллекциях. Несколько важных работ привезли из Англии и Америки.

Пространство Манежа мы стилизовали под стадион: трибуны, секторы... А когда зритель выходит с выставки, оказывается на зеленом поле, где стоят настоящие большие ворота и скульптурная группа Дейнеки из Третьяковской галереи с тремя деревянными фигурами и мячом. Она эффектно завершает весь этот путь.

— Аукционные цены на Дейнеку — заоблачные, Самохвалов же стоит куда меньше. После работы над выставкой у вас есть ощущение, что это соразмерные фигуры? Кто из них вышел победителем?

— Оба уже вознеслись на Олимп, где нет победителей. Да, мы устроили подобие соревнования, но на самом деле в искусстве не всегда можно сказать, кто лучше. И не обязательно, что сегодняшний лидер сохранит позиции в веках.

У обоих художников есть прекрасные вещи, трогающие сердце. Они переживали подъем в одно время — этот период конец 1920-х — середина 1930-х годов. А в работах 1950—1960-х годов чувствуется кризис...

Наша задача была — не выявить победителя, а сопоставить двух в чем-то разных, в чем-то похожих художников. В футбольной терминологии это товарищеский матч.

— Некоторое время назад искусство соцреализма вдруг стало очень востребованным на аукционах, хотя еще в 1990-е отношение к нему у многих было скептическое. Как вам кажется, с чем связан новый всплеск интереса к живописи советской эпохи?

— К фигуративному советскому искусству, безусловно, есть интерес, оно оптимистическое и ностальгическое, потому что ассоциируется с уже несуществующей империей. Симптоматично, что некоторые владельцы оформляют работы в массивные золотые рамы, хотя мне это кажется вульгарным — нам даже пришлось поменять багеты у нескольких картин. Художники того времени работали на краю вулкана. Их энергия сегодня привлекает.

— Какой процент картин Дейнеки сегодня находится в частных коллекциях?

— Есть очень хорошие работы, которые в силу обстоятельств оказались в частных собраниях. Но их немного. Основная же часть — в государственных музеях: это Русский музей, Третьяковская галерея и Курская картинная галерея. Спасибо им огромное за участие. Решение передать большое количество работ было, конечно, непростым, ведь некоторые пришлось снять с постоянной экспозиции.

— Часто ли подделывают соцреализм, в том числе Дейнеку?

— Фальшивок или сомнительных вещей не так много, но встречаются. Раньше неочевидный провенанс, сомнительные вещи связаны были с авангардом, а сейчас оказывается, что и с искусством 1930—1950-х годов. Нам пришлось даже снять две-три работы, в отношении которых были подозрения.

Кстати, Дейнеку сложно скопировать. Он был темпераментным человеком, очень энергично писал, у него характерный стиль. «Оборону Петрограда» создал за очень короткое время, буквально за неделю. Имитаторы не могут выдержать такой темп работы. В живописи это чувствуется.

— В следующем году вы будете посланником «Русских сезонов» в Париже. Что там будет? Можете ли рассказать о каком-то художественном проекте?

— Запланировано много разных событий. В частности, мы делаем выставку в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже. Для нас место символичное, поскольку проект Санкт-Петербургской академии художеств создал француз Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, и первые наши педагоги были из Франции. Лагрене, Ле Лоррен, Жилле... Пришло время показать, что интересного мы создали за два с лишним века в стенах, возведенных при участии французов.

Работа идет медленно, всё непросто. Там есть определенные сложности, потому что во Франции в следующем году очень много будет проектов, связанных с Африкой. Для них это важное направление — отчасти потому, что много мигрантов, но главным образом потому, что это действительно интересная, но не очень известная культура. Я стал задумываться о том, что, может, в будущем сделать выставку в Манеже, посвященную искусству Африки. Меня эта тема тоже занимает.

— Получается, мы будем во Франции с Африкой конкурировать?

— Повестка будет во многом сформирована их проектами, об этом мне говорили французские коллеги. Мол, не очень удачный год вы выбрали. Но конкуренцией я бы это не назвал.
Источник: iz.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.