17.01.20
Рынок искусства: суперлоты и приватные сделки истекшего десятилетия
Переполненный зал Christie’s взорвался аплодисментами, когда молоток аукциониста возвестил о закрытии суперсделки: вечером 15 ноября 2017 года принц из Саудовской Аравии, участвовавший в торгах по телефону, согласился заплатить $450,3 млн за «Спасителя мира»...
16.01.20
Солнечный художник Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.20
Суперлоты аукционных торгов 2019 года
Стог сена стоимостью $100 млн, кролик за $91 млн, пять букв по цене $10 млн за штуку и другие рекорды арт-рынка в 2019 году. Итоги подводит издание Forbes...


  • Хофбург - резиденция династии Габсбургов в Инсбруке
    Хофбург - резиденция Габсбургов в Инсбруке. Здесь в деталях сохранена атмосфера жизни императрицы Марии Терезии, Сиси (Елизаветы Баварской) и прочих знаменитостей могущественной монаршей династии...
    17.01.20
  • Инсбрук: Колонна Св. Анны - символ военной победы Тироля в Испанской войне
    В сегодняшнем коротеньком посте я хочу рассказать ещё об одной очень важной достопримечательности Инсбрука - Колонне Святой Анны, напоминающей о славном военном прошлом столицы Тироля...
    16.01.20
  • Тироль: Дом с золотой крышей - визитная карточка и символ Инсбрука
    Столица Тироля Инсбрук, в которой мы остановимся на несколько дней в ходе путешествия по Тиролю (авторский тур «Три Тироля - 2020» богата яркими памятниками архитектуры средневековья. Особое место в этом ряду занимает Дом с золотой крышей. Он расположен в самом центре Старого города и окружён небольшими бюргерскими домиками. «Золотая крыша» - визитная карточка и символ Инсбрука...
    14.01.20

Три источника и три составные части индуизма в искусстве

24.10.19

индуизм веды пураны брахма шива вишну

Индуистская троица (тримурти) включает в себя Брахму - создателя,  Вишну - хранителя и Шиву - разрушителя. Эти три Бога представляют циклическую природу нашего существования от рождения, жизни и смерти до последующего возрождения. Каждый их этих богов имеет свою иконографию...





Скульптура Вишну, Шивы и Брахмы, ок. 10 век, Бихар (Индия).

Боги Ведического периода

Индуизм разделен на пуранический период и более древний, ведический периоды. Пуранический период подразумевал поклонение богам природных стихий, таких как Сурья - Бог Солнца,  Индра - Бог дождя и грома; Чандра - Бог Луны и так далее.

Поклонение, как правило, осуществлялось в форме яджн (жертвоприношений) или сложных ритуалов, проводимых кастой священников, известной как брамины . Три ведических бога индуистской троицы имеют верховенство, и им поклоняется абсолютное божество верующих в храмах. Изображения богов Пурана (или старых богов) теперь редки, в то время как ведические боги широко представлены в архитектурных рельефах, скульптурах и картинах.


Деталь «Шива, Вишну и Брахма, поклоняющиеся Кали», ок. 1740, Басохли (Индия).

Вишну, Хранитель

Вишну - хранитель и защитник индуистского пантеона, который спускается в земной план существования, когда ему угрожает хаос или зло. Популярные изображения Вишну включают Раму и Кришну. Вишну изображен с синей или серо-синей кожей и одет в лучшую одежду и драгоценности.


На популярных изображениях Вишну полулежит на Шешнаге, пятиголовом короле змей, когда он плывет по Исконному океану, существовавшему до создания вселенной. Он может быть изображен один или со своей супругойЛакшми (Богиня процветания). В некоторых скульптурах он изображен с двумя супругами; Шри Деви (другое название Лакшми) и Бху Деви (Богиня Земли и воплощение Лакшми).


Вишну и Лакшми, ок. 1870, Кангра (Индия). Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Шива, Разрушитель

Синекожий Шива - разрушитель индуистской троицы. В отличие от Вишну, Шива описывается как отшельник или аскет, одетый в шкуры животных с переплетёнными и разметавшимися. Его общие отличительные черты в произведениях искусства включают: третий глаз, дамару (барабан), тришул (трезубец), змею на шее и полумесяц со священной рекой Гангой, протекающей через его волосы.

В некоторых представлениях он изображен со своей супругой Парвати, а иногда со своими детьми, Скандой и Ганешей (знаменитым слоноподобным богом). Он может быть показан погруженным в глубокую медитацию или в виде танцующего Натараджи, в образе которого он танцует Тандаву или танец разрушения, прокладывающий путь к возрождению.

Другая популярная форма Шивы - фаллическая Шивалинга, которая символизирует его мощную регенеративную энергию. Его животным является Нанди, бык, которого часто изображают раскинувшемся у его ног, а Шиву часто изображают попирающего одной ногой на карлика Апасмара, бессмертном демоне невежества.


Шива с Парвати, ок. 14 век, Керала (Индия). Институт искусств, Чикаго.

Брахма, Создатель

Брахма, создатель, обычно изображается с четырьмя головами, обращенными в разных направлениях. Считается, что каждая из четырех глав читала одну из четырех Вед индуизма. В отличие от двух других богов в триумвирате, Брахма не изображен с каким-либо оружием войны, но вместо этого содержит символы знания, мудрости и творения.

Его изображения включают в себя инструменты для совершения яджн или религиозных обрядов: горшок с водой, ложка для заливки масла гхи в ритуальные жаровни, ведические тексты и четки.

Его вахана (животное для передвижения) - это гусь или лебедь. В то время как индийские произведения искусства показывают Брахму одетым в одежду священника или в королевском наряде, индонезийские скульптуры изображают его как аскета, похожего на Шиву. Супруга Брахмы обычно Сарасвати, Богиня знаний. Согласно некоторым писаниям, его супругами являются Гаятри и Саватри.

Некоторые утверждают, что они являются аватарами (воплощениями) Сарасвати и, следовательно, одним и тем же существом, в то время как другие утверждают, что каждое из них является отдельным божеством.


Брахма, ок. 1700, школа Пахари (Индия). Музей изобразительных искусств, Бостон.

Проклятие Брахмы

В отличие от Шивы или Вишну, поклонение Брахме не так широко распространено. Хотя Брахма часто появляется в Священных Писаниях и текстах, есть всего несколько мест поклонения, которые посвящены исключительно его культу. Существует множество историй, объясняющих это обстоятельство.

Популярная легенда гласит, что отсутствие мест поклонения является результатом проклятия Шивы. Считается, что Брахма и Вишну часто спорят о том, кто из них был более могущественным существом. Чтобы избежать назревающей войны, Шива создал агни-штамбх (огненный столб), а по некоторым версиям Шивалинг, у которого не было ни начала, ни конца.

Было решено, что тот, кто первым найдет конец столба, станет более могущественным Богом из двух. Вишну превратился в кабана и исследовал глубины подземного мира, а Брахма превратился в лебедя и искал в небесах. После тысяч лет тщетных поисков Вишну вернулся, приняв поражение.

Хотя поиски Брахмы также оказались бесплодными, он сговорился с цветком Кетаки, чтобы тот лжесвидетельствовал в пользу Брахмы. Возмущенный предательством Брахмы, Шива осудил Брахму на то, чтобы ему никто не поклонялся.


Скульптура Брахмы из вулканического камня, ок. 9 век,
Центральная Ява (Индонезия).

Запутанная и постоянно развивающаяся религия

Индуизм - самая древняя из сохранившихся религий, устные традиции и обычаи которой насчитывают более 4000 лет. Естественная эволюция религии в течение этого длительного периода времени привела к разнообразным и часто противоречивым обычаям и литературе. Поэтому, художественная иконография может иногда пересекаться и часто конфликтовать. Несмотря на бесчисленные легенды и множество индуистских богов и богинь, эти три бога триумвирата занимают самое важное место в нынешней форме индуизма.


Брахма, Вишну и Шива , ок. 1770, Гулер (Индия).










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.