16.11.19
Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s...
12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...
29.10.19
«Поругание Христа» продано на аукционе за € 24 миллиона с 4-х кратным превышением эстимейта
Недавно обнаруженная на кухне 90-летней бабушки картина «Поругание Христа», приписываемая мастеру итальянского проторенессанса Чимабуэ, учителю Джотто, продана 27 октября 2019 года на торгах аукционного дома Actéon в Санлисе за €24,2 млн. с четырёхкратным превышением эстимейта...


  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19
  • Ахензее - самое большое озеро Тироля
    В маршрутном листе нашего авторского тура по Тиролю, озеро Ахензее является адресом номер один. И не только по алфавиту! Занимая площадь около 7 квадратных километров и имея глубину до 133 метров, Ахензее по праву считается самым большим озером в регионе...
    21.10.19

Три источника и три составные части индуизма в искусстве

24.10.19

индуизм веды пураны брахма шива вишну

Индуистская троица (тримурти) включает в себя Брахму - создателя,  Вишну - хранителя и Шиву - разрушителя. Эти три Бога представляют циклическую природу нашего существования от рождения, сохранения и разрушения до последующего возрождения. Каждый их этих богов имеет свою иконографию...





Скульптура Вишну, Шивы и Брахмы, ок. 10 век, Бихар (Индия).

Боги Ведического периода

Индуизм разделен на пуранический период и более древний, ведический периоды. Пуранический период подразумевал поклонение богам природных стихий, таких как Сурья - Бог Солнца,  Индра - Бог дождя и грома; Чандра - Бог Луны и так далее.

Поклонение, как правило, осуществлялось в форме яджн (жертвоприношений) или сложных ритуалов, проводимых кастой священников, известной как брамины . Три ведических бога индуистской троицы имеют верховенство, и им поклоняется абсолютное божество верующих в храмах. Изображения богов Пурана (или старых богов) теперь редки, в то время как ведические боги широко представлены в архитектурных рельефах, скульптурах и картинах.


Деталь «Шива, Вишну и Брахма, поклоняющиеся Кали», ок. 1740, Басохли (Индия).

Вишну, Хранитель

Вишну - хранитель и защитник индуистского пантеона, который спускается в земной план существования, когда ему угрожает хаос или зло. Популярные изображения Вишну включают Раму и Кришну. Вишну изображен с синей или серо-синей кожей и одет в лучшую одежду и драгоценности.


На популярных изображениях Вишну полулежит на Шешнаге, пятиголовом короле змей, когда он плывет по Исконному океану, существовавшему до создания вселенной. Он может быть изображен один или со своей супругойЛакшми (Богиня процветания). В некоторых скульптурах он изображен с двумя супругами; Шри Деви (другое название Лакшми) и Бху Деви (Богиня Земли и воплощение Лакшми).


Вишну и Лакшми, ок. 1870, Кангра (Индия). Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Шива, Разрушитель

Синекожий Шива - разрушитель индуистской троицы. В отличие от Вишну, Шива описывается как отшельник или аскет, одетый в шкуры животных с переплетёнными и разметавшимися. Его общие отличительные черты в произведениях искусства включают: третий глаз, дамару (барабан), тришул (трезубец), змею на шее и полумесяц со священной рекой Гангой, протекающей через его волосы.

В некоторых представлениях он изображен со своей супругой Парвати, а иногда со своими детьми, Скандой и Ганешей (знаменитым слоноподобным богом). Он может быть показан погруженным в глубокую медитацию или в виде танцующего Натараджи, в образе которого он танцует Тандаву или танец разрушения, прокладывающий путь к возрождению.

Другая популярная форма Шивы - фаллическая Шивалинга, которая символизирует его мощную регенеративную энергию. Его животным является Нанди, бык, которого часто изображают раскинувшемся у его ног, а Шиву часто изображают попирающего одной ногой на карлика Апасмара, бессмертном демоне невежества.


Шива с Парвати, ок. 14 век, Керала (Индия). Институт искусств, Чикаго.

Брахма, Создатель

Брахма, создатель, обычно изображается с четырьмя головами, обращенными в разных направлениях. Считается, что каждая из четырех глав читала одну из четырех Вед индуизма. В отличие от двух других богов в триумвирате, Брахма не изображен с каким-либо оружием войны, но вместо этого содержит символы знания, мудрости и творения.

Его изображения включают в себя инструменты для совершения яджн или религиозных обрядов: горшок с водой, ложка для заливки масла гхи в ритуальные жаровни, ведические тексты и четки.

Его вахана (животное для передвижения) - это гусь или лебедь. В то время как индийские произведения искусства показывают Брахму одетым в одежду священника или в королевском наряде, индонезийские скульптуры изображают его как аскета, похожего на Шиву. Супруга Брахмы обычно Сарасвати, Богиня знаний. Согласно некоторым писаниям, его супругами являются Гаятри и Саватри.

Некоторые утверждают, что они являются аватарами (воплощениями) Сарасвати и, следовательно, одним и тем же существом, в то время как другие утверждают, что каждое из них является отдельным божеством.


Брахма, ок. 1700, школа Пахари (Индия). Музей изобразительных искусств, Бостон.

Проклятие Брахмы

В отличие от Шивы или Вишну, поклонение Брахме не так широко распространено. Хотя Брахма часто появляется в Священных Писаниях и текстах, есть всего несколько мест поклонения, которые посвящены исключительно его культу. Существует множество историй, объясняющих это обстоятельство.

Популярная легенда гласит, что отсутствие мест поклонения является результатом проклятия Шивы. Считается, что Брахма и Вишну часто спорят о том, кто из них был более могущественным существом. Чтобы избежать назревающей войны, Шива создал агни-штамбх (огненный столб), а по некоторым версиям Шивалинг, у которого не было ни начала, ни конца.

Было решено, что тот, кто первым найдет конец столба, станет более могущественным Богом из двух. Вишну превратился в кабана и исследовал глубины подземного мира, а Брахма превратился в лебедя и искал в небесах. После тысяч лет тщетных поисков Вишну вернулся, приняв поражение.

Хотя поиски Брахмы также оказались бесплодными, он сговорился с цветком Кетаки, чтобы тот лжесвидетельствовал в пользу Брахмы. Возмущенный предательством Брахмы, Шива осудил Брахму на то, чтобы ему никто не поклонялся.


Скульптура Брахмы из вулканического камня, ок. 9 век,
Центральная Ява (Индонезия).

Запутанная и постоянно развивающаяся религия

Индуизм - самая древняя из сохранившихся религий, устные традиции и обычаи которой насчитывают более 4000 лет. Естественная эволюция религии в течение этого длительного периода времени привела к разнообразным и часто противоречивым обычаям и литературе. Поэтому, художественная иконография может иногда пересекаться и часто конфликтовать. Несмотря на бесчисленные легенды и множество индуистских богов и богинь, эти три бога триумвирата занимают самое важное место в нынешней форме индуизма.


Брахма, Вишну и Шива , ок. 1770, Гулер (Индия).










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.