16.11.19
Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s...
12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...
29.10.19
«Поругание Христа» продано на аукционе за € 24 миллиона с 4-х кратным превышением эстимейта
Недавно обнаруженная на кухне 90-летней бабушки картина «Поругание Христа», приписываемая мастеру итальянского проторенессанса Чимабуэ, учителю Джотто, продана 27 октября 2019 года на торгах аукционного дома Actéon в Санлисе за €24,2 млн. с четырёхкратным превышением эстимейта...


  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19
  • Ахензее - самое большое озеро Тироля
    В маршрутном листе нашего авторского тура по Тиролю, озеро Ахензее является адресом номер один. И не только по алфавиту! Занимая площадь около 7 квадратных километров и имея глубину до 133 метров, Ахензее по праву считается самым большим озером в регионе...
    21.10.19

Кровавая баня в стиле барокко

13.10.19

артемизия дженттилески юдифь олоферн феминизм

Артемизия Джентилески (1593 - 1656) была самой известной художницей итальянского барокко. Она специализировалась на библейских сюжетах о сильных женщинах, выполняющих высшие предначертания судьбы. Сегодня наш рассказ об одной, самой известной картине Джентилески...




Картина «Юдифь, убивающая Олоферна», не только отражает драматизм и интенсивность сюжета, но и решительность и силу самой художницы-феминистки.


Артемизия Джентилески, «Юдифь, убивающая Олоферна», 1613,

Итальянское барокко

Когда в 1613 году Артемизия Джентилески нарисовала Юдифь, убивающую Олоферна , Италия находилась в руках контрреформации. Католическая церковь потеряла в прошлом столетии огромные массы последователей, примкнувших к протестантским конфессиям, и ей необходимо было вернуть их в своё лоно.


Как же католическая церковь собиралась достичь своих целей? Паписты стали использовали искусство как инструмент преподавания, вдохновления и преобразовывания. Искусство барокко было не только декоративным, но и пропагандистским.

Пропаганда включала в себя образы того, как добро побеждает зло и порок, доминирующий над добродетелью. Она показывала христианских и иудейских героев, побеждающих язычников. Картины нуждались в театральности, движении и драме, чтобы удивить чувства и вдохновить зрителей религиозными чувствами.

Искусство барокко должно было быть одновременно энергичным и экстравагантным, и Артемизия Джентилески выполнила эти требования с помощью своей Юдифи.

Вдохновлённая Библией

Артемизия Джентилески была вдохновлена историей, рассказанной в Книге Юдифь из Ветхого Завета. История гласит, что Юдифь была вдовой и прекрасной красавицей, которая жила в израильском городе Бетулия. Король Олоферн и его ассирийская армия осаждали город.

Юдифь - набожная еврейка, и ее вера укрепляет ее, чтобы найти свой способ победить ассирийских захватчиков. Она верит в освобождение Израиля от врагов и решает лично разыскать короля Олоферна.

Юдифь и ее служанка Абра подходят к Олоферну, и Юдифь очаровывает его своей красотой. Пока они пьют вино и обедают, Юдифь предлагает себя Олоферну как любовницу и как союзницу ассирийцевн. Олоферн не прочь отдохнуть с сексуальной еврейкой и с готовностью принимает ее заигрыванияя.

Однако, прежде чем Олоферн смог добраться до шикарного тела Юдифь, он засыпает (на этом настаивают библейские источники), сильно перепив вина. Сама же Юдифь приказывает Абру покрепче держать Олоферна, пока она отпиливает ему его голову. Обезглавленное тело остается в палатке, а ценная голова украдена и доставлена обратно в Бетулию.

Затем Юдифь гордо показывает врагам голову убитого с укрепленных городских стен. Ассирийская армия видит мертвого Олоферна и в панике бежит.

Занавес!



Стилистические элементы

В чувствуется высочайшее напряжение, но с лёгкими сексуальными нотками. Джентилески изобразила на полотне трех человек: Олоферн на кровати, Абра прямо над ним, а Юдифь справа от него. Абра прижимает Олоферна к кровати, чтобы тот не смог вырваться, когда его обезглавливают. Юдифь деловито орудует мечом со сладострастным выражением на лице.

По напряженными предплечьям, наклоненным плечам и поджатым губами видно, как она старается. Три фигуры вырисовываются на черном фоне. Они как актеры, играющие кровавую драму на затемненной сцене. Это приводит зрителя в пространство картины, как бы приглашая его к соучастию.

Как же поведёт себя зритель - захочет помочь Юдифь, или отступит в шоке и отвращении?



Смелость работы еще более усиливается за счет продуманного использования основных цветов. Цветовая схема красного, желтого и синего подчеркивает контраст между тремя фигурами. Олоферн окутан похотливой красной тканью, того же цвета, что и его пролитая кровь, текущая по тканям и поверхностям вокруг него.

Абра одета в доверчиво-синие цвета, она преданно помогает хозяйке и аомпаньонке в совершении убийства. Юдифь одета в желтое, поскольку она свирепо расправляется с врагом. Эти основные цвета струятся, соприкасаясь друг с другом, создавая напряжение. Чёрный фон и светлые блики усиливают яркость цветов.

Дополнительный месседж дают лица трех людей. Это триада эмоций: решимость Абры, триумф Юдифь и страдание Олоферна. Олоферн наиболее поражает своими приоткрытыми губами, сморщенным лбом и раскрытыми глазами. Вы можете почти услышать рвущиеся из него стоны смерти, хрипы удушья и бульканье крови. Напряжение и напряжение. Оно заполняет всё пространство.

Личная обида

Библейская история, вдохновившая Джентилески на создание барочного шедевра - это одно сторона. Но в этой в этой картине содержится и история глубоко личная. Когда Артемизии было 19 лет, ее изнасиловал друг их семьи Агостино Тасси. Она подала на насильника в суд, чтобы добиться справедливости  и наказать его за преступление против ее добродетели, тела и духа. Суд вынес решение и признал его виновным, но так и не исполнил наказание. После всех душевных травм и судебных усилий Артемизия чувствовала себя оскорбленной и обманутой.



Многие исследователи считают, что Олоферн с картины на самом деле является портретом насильника Артемизии Агостино Тасси. Это кажется очень логичным, так как изнасилование произошло в 1611 году, процесс начался в 1612 году, а она нарисовала Юдифь, убивающую Олоферна в 1613 году.

Как еще разгневанная художница могла выместить затаённую обиду и кто ещё мог сделать это более талантливо? Если Артемизия не смогла добиться справедливости в своей личной жизни, то она смогла это сделать в своей жизни художественной. Она убила оскорбившего её человека, и Агостино символически умер от её рук, как язычник Олоферн.

Заключение

Артемизия Джентилески (1593 - 1656) была очень прогрессивна в своей художественной карьере женщины-художника в мире, где доминируют мужчины.

Она также укрепила свою артистическую репутацию, став первой официально признанной участницей флорентийской Академии художеств.

Она была достаточно уверена и компетентна, чтобы иметь свои суждения по такими деликатными вопросами, как убийство, изнасилование и прелюбодеяние.

В отличие от других женщин своего времени, она не позволяла своему полу, положению или возрасту определять свою судьбу.

Джентилески только недавно получила признание как смелая женщина, преодолевающая жизненные невзгоды и бросающая вызов судьбе. Она - феминистка в стиле барокко, поднявшая в своём искусстве социально значимые темы.

Артемизия Джентилески прославляет решимость и силу женщин в образе Юдифь, убивающей Олоферна. Это по-настоящему языческий шедевр, созданный католичкой. Кровавая баня в стиле барокко.










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.