19.08.19
Коко Шанель и её «супервайзеры»
19 августа 1883 года родилась Коко Шанель — ярчайшая звезда на небосклоне Высокой моды XX столетия. В её жизни было много интриг, романов, зависти и сплетен, страданий и, конечно же, любви. Именно мужчины закаляли её характер, помогали в самореализации и служили источником вдохновения и немалых денег...
18.08.19
Дама с банкноты. Анна Анкер - первая леди датского импрессионизма
18 августа 1859 года в ютландском рыбацком городке Скаген родилась художница Анна Анкер, которой суждено было стать одной из самых выдающихся представителей датского искусства конца XIX - начала XX веков, первой среди датских импрессионистов....
17.08.19
Принц Чарли - сиятельный акварелист
С 1992 года продажи акварелей принца уэльского Чарльза собрали более 2 миллионов фунтов стерлингов для благотворительного фонда, патронируемого сиятельным акварелистом. Как бы не относились профессионалы к любительской живописи наследника британского престола, народ попроще голосует за его работы фунтом...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Мстислав Добужинский: На моих глазах Петербург умирал смертью необычайной красоты

14.08.19

мстислав добужинский мир искусства русские художники

14 августа 1875 года в Новгороде родился  Мстислав Валерианович Добужинский, выдающийся график, мастер выразительной линии, тонкий иллюстратор и оформитель книг, талантливый сценограф, участник «Мира искусства», критик, мемуарист. Ниже рассказывается о петербургской ипостаси творчества художника...




    «Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик».

Мстислав Валерианович Добужинский



 Мстислава Добужинского называют «художником Петербурга» — петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но также и промёрзшего Петербурга «военного коммунизма» — города руин и продовольственных очередей.


Мстислав Добужинский. В ротах. Зима в городе, 1904 г.


Мстислав Добужинский. Город

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде, в семье офицера и артистки. После рождения сына родители развелись, мальчика воспитывал отец, с матерью он виделся редко.


Гимназию он закончил в Вильно, затем перебрался в Петербург, где учился в Императорской школе общества поощрения художеств и школе Антона Ажбе. С 1902 года Добужинский принимал участие в выставках и стал членом объединения «Мир искусства».


Мстислав Добужинский, Городские типы, 1908 г.

В 1907 художник познакомился со Станиславским и Мейерхольдом, и сделал свои первые работы как сценограф. На этом поприще его ждал большой успех — придумывать декорации к спектаклям он будет всю свою жизнь.

С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В этот период жизнь художника относительно безоблачна — он известен, востребован и успешен.


Мстислав Добужинский. Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга, 1906 г. (Третьяковская галерея)

К теме Петербурга Добужинский обращался постоянно — в серии открыток с видами города (1903), и в рисунках для журнала «Сатирикон» (1908-1911), и в иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и книге Н.П. Анниферова «Петербург Достоевского».


Мстислав Добужинский. Уголок Петербурга. Двор. 1904 г.


Добужинский. Петербург. 1914 г.

Подобно многим романтикам, Добужинский поначалу сочувствовал революционному движению, но новоявленная советская действительность угнетает его.

В голодном и холодном послереволюционном Петрограде Добужинский, как и все, столкнулся с бытовыми трудностями: художник стоит в очередях, таскает воду, колет дрова, а по ночам — работает в нетопленой комнате, накинув на плечи шубу. Назло всем невзгодам именно в этот период он создаёт, возможно, лучшие свои вещи — запечатлевает в рисунках и гравюрах безлюдный и израненный облик города.





В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.

    Из вступительной статьи:

    «Есть ограниченные люди, которых шокирует, что на улицах нашего города пасутся козы и лошади, и мирно бродят, никем не тревожимые, птицы и, вообще, весь этот мир природы и прелесть деревенской тишины, докатившиеся до огромного города. Но разве может оскорбить чей либо вкус, что на Форуме пасутся стада овец и коров, и дивные арки и колонны обвиты плющем. как это увековечено на картинах н гравюрах Клод Лоррена, Пиранези, Гюбер Робера, Коро? Без случайного, без контрастов — нет искусства».






В 1924 году Добужинский эмигрировал в Литву , где принял участие в оформлении спектаклей в парижском театре «Летучая мышь». В 1935 году переехал в Великобританию, затем, в 1939 году, в США.

Добужинский известен не только как живописец и график, но и как невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.

В наши дни профессор А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Скончался Мстислав Добужинский 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Источник: И. Родионова, izbrannoe.com










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.