16.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...
15.02.20
Арт-дилер Кенни Шахтер: «Мир искусства живет ложью»...
Арт-дилер, автор колонки на artnet.com Кенни Шахтер разоблачает миф о ликвидности искусства и рассказывает, как сделать на нём деньги. Почему Леонардо Ди Каприо стал спекулянтом и как инстаграм меняет арт-рынок?...
14.02.20
Виталий Тихов и его духоподъёмная живопись
14 февраля 1876 года родился Виталий Гаврилович Тихов, русский и советский живописец-жанрист, портретист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Один из немногих советских художников, систематически работавший в жанре «ню»...


  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20
  • Что посмотреть в Тироле: ренессансный замок Трацберг
    Замок Трацберг, расположенный на берегу реки Инн неподалёку от города Шварц, известен с 1500 года. Строился он для защиты графства Андехс от войск баварского герцога Альбрехта IV Мудрого. Замок высится на горном хребте, и выглядит практически неприступным. Но мы обязательно найдём способ побывать там в авторском туре «Три Тироля 2020»...
    12.02.20
  • Зальцбург: легенда о Парацельсе
    Недалеко от дворца и парка Мирабель, о которых мы рассказывали в прошлом очерке, на Кладбище Св. Себастьяна при одноимённой церкви можно увидеть памятник Филиппу Аврелию Теофрасте Бомбасте фон Гогенхайму по прозвищу Парацельс...
    10.02.20

Владимир Лукич Боровиковский - гламурный портретист и истовый богоискатель

04.08.19

владимир боровиковский портретная живопись

4 августа 1757 года в Миргороде в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика родился сын Владимир, которому в дальнейшем суждено было написать одну из славных страниц в истории отечественной портретной живописи...






Личное дело

Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825) родился в Миргороде. Его семья принадлежала к кругу казачьих старшин, в XVIII веке ставших российскими дворянами. Отец, дядя и трое младших братьев Владимира были иконописцами. Первые уроки живописи дал ему отец. Хотя мальчик с детства имел большую склонность к живописи, он был отдан на военную службу и поступил в Миргородский казачий полк, где дослужился до чина поручика. Живописью же занимался на досуге.

Выйдя в отставку в середине 1780-х годов, Владимир Боровиковский поселился в отцовском доме и занялся исключительно искусством. Известно, что совместно с братьями он писал иконы для некоторых миргородских церквей.


Поворотным моментом в судьбе Владимира Боровиковского стал 1787 год, когда Екатерина II совершила поездку в Крым. По поручению Василия Капниста Боровиковский написал две аллегорических картины для украшения гостевого дома в Кременчуге, где останавливалась императрица. На одной картине Екатерина в облике Минервы разъясняла семи великим мудрецам Древней Греции свой знаменитый «Наказ».

На второй был изображен Петр I, пашущий землю, а вслед за ним Екатерина II, сеющая семена. Великие князья Александр и Константин в облике двух гениев боронили пашню. Картины императрице понравились, и она посоветовала автору отправиться в Петербург, чтобы совершенствоваться в живописном искусстве.

Боровиковский не мог поступить в столичную Академию художеств из-за возраста  - ему тогда было уже 30 лет. Он стал учиться у Дмитрия Левицкого, а с 1792 года также и у приехавшего в Россию австрийского живописца Иоганна Лампи-старшего. Хотя после переезда он проявлял наибольший интерес к светской портретной живописи, Боровиковский не переставал писать и иконы. В первые годы жизни в столице он создал  иконы для соборов в Торжке и Могилеве.

Спустя всего несколько лет он уже стал прославленным портретистом, получал заказы от императорской семьи и других аристократов. В 1795 году Владмир Боровиковский за портрет великого князя Константина получил звание академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. Последней работой Владимира Боровиковского стал иконостас придела Михаила Архангела в церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

Умер Владимир Боровиковский в Петербурге 6 (18) апреля 1825 года.

Чем знаменит

 Владимир Боровиковский прославился работами в жанре портрета, в котором сумел совместить каноны классицизма с мотивами только появлявшегося русского сентиментализма. В наиболее значимых его портретах герои изображены не в парадном костюме, а в домашней одежде, не в дворцовом интерьере, а на фоне природного пейзажа. Художник стремится передать гармоничное слияние человека с природой и привлечь внимание зрителя к внутреннему миру своих героев.

Однако на многих портретах кисти Боровиковского он отображает в первую очередь «общие свойства мечтательно-облагороженной натуры, благодаря чему персонажи, особенно женские, кажутся связанными фамильным родством».

Одна из самых знаменитых картин Владимира Боровиковского — «Портрет Марии Лопухиной» (1797, Третьяковская галерея). Изображенная на нем Мария Лопухина, урожденная Толстая, была женой егермейстера Степана Лопухина и сестрой знаменитого дуэлянта и картежника Федора Толстого-Американца.



На картине Марии 18 лет. Портрет писался вскоре после того, как она вышла замуж. Спустя шесть лет Лопухина умерла от чахотки. Портрет хранился у его племянницы Прасковьи Федоровны, у которой в конце 1880-х его приобрел Павел Третьяков.

О чем надо знать

Отличавшийся глубокой религиозностью Владимир Боровиковский в 1819 году становится участником мистического кружка Екатерины Татариновой, собрания которого проходили в Михайловском дворце. Он оставался членом этой религиозной общины до конца жизни. На собраниях татариновского кружка пелись духовные стихи, говорились импровизированные молитвы, и в экстазе произносились прорицания и предсказания.

В своих записках художник вспоминает, как он «плакал в собрании, когда чувствовал себя свободно и легко». Зал, где проходили моления, был украшен произведениями Боровиковского. В частности там была картина «Собор», где изображено одно из собраний кружка с портретами Татариновой и самого художника, стоящего на коленях. В год смерти Боровиковского Николай I запретил тайные общества, а в Михайловском дворце было решено организовать инженерное училище.

Тогда кружок Татариновой переехал за Московскую заставу, где собирался еще 12 лет. В кружке хранились написанные Боровиковским иконы. В 1837 году Татаринова и ряд других членов кружка были арестованы и кружок прекратил свое существование.

Прямая речь
Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать.

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

(Яков Полонский)
* * *

«Весьма сомнительно, чтоб портреты Боровиковского были очень похожи: они все слишком похожи между собой, чтобы походить на тех, кого они должны изображать. Все эти господа, дамы, девицы, дети имеют что-то общее, фамильное: те же мешковатые глаза, острый взор, у всех - и даже у самых очаровательных красавиц - слегка одутловатое лицо, болезненная бледность кожи с голубыми тенями, точно они не спали несколько ночей, у всех - тот же мясистый рот и тяжелая нижняя челюсть, то же полутомное, полухитрое выражение, почти тот же костюм. Лишь изредка Боровиковский отказывался от этих шаблонов, им самим выработанных, и более внимательно вглядывался в натуру. Тогда ему удавалось создавать вещи, которые положительно должны быть отнесены к лучшим вообще в истории искусства портретам. Таков изумительный портрет неизвестной придворной дамы в собрании Цветкова, довольно перезрелой особы в прическе a l'antique, в платье александровского времени, из серебряного глазета, с чрезвычайно оголенным великолепием груди и красивых еще рук; восточное смуглое лицо ее дышит страстью, и она с каким-то важным и смелым вызовом, полуулыбаясь, устремила свой взор в сторону.



Таков еще портрет (в Румянцевском музее) тоже какого-то полувосточного господина в зеленом мундире, у которого такая коварная улыбка в хитрых, темных и глубоких глазах и на толстых губах. Трудно также найти что-либо трогательнее той очаровательной бледненькой и болезненной девочки (в том же музее), которая своими тоненькими ручками обхватила как будто в испуге, с чем-то страдальческим во взоре свою жирную и гордую мамашу. Такие исключения, правда, редки, но зато у Боровиковского, в сущности, нет ни одного плохого в чисто живописном смысле портрета (за исключением самых поздних). Его рутина была чудная рутина, и любое его произведение способно доставлять громадное наслаждение прелестной, им изобретенной гаммой серо-зеленых, белых, тускло-желтых красок, среди которых он с таким неподражаемым вкусом умел положить грязно-желтый тон турецкой шали или нежно-голубой шелкового пояса. Лучше всякого англичанина разрешал он самые замысловатые, самые невозможные задачи сопоставления красок. Шутя выпутывался он из такой красочной какофонии, какою, вероятно, являлись в натуре красный мундир и через него голубая лента (на портрете графа Васильева): для этого ему достаточно было подчеркнуть серебряный блеск орденов, отвлекающий глаз от монотонного красного сукна, в фоне дать дополнительные зеленые - и как раз в нужных оттенках - цвета, чтобы убийственная для всякого другого тема дала ему случай сделать превосходную, именно по краскам, вещь. Самая живопись Боровиковского, его кисть, его система накладывать краски, если и не обладали той неуловимой тонкостью и эмалеватостью, которыми в лучший свой период отличался Левицкий, все же были сами по себе великолепны; где нужно, он втирал краску,- и там невозможно уловить его работу, местами щеголял размашистым и гибким письмом, а то сдерживал себя, со вниманием оттенял нежные отливы материи, с фокуснической ловкостью отчеканивал (например, в звездах, бриллиантах) каждый мазок».

Из книги Александра Бенуа «История русской живописи»

 * * *

«Боровиковский, при всем высоком достоинстве портретных своих работ, отдавал им так много труда лишь в силу условий и требований времени. Сам он постоянно вырывается из этой исключительной сферы, пишет религиозные картины, "аллегории", копирует, или берет моделями портретов не заказчиков, а лиц, интересующих его лично, в силу тех или других данных. Чем сложнее, интереснее, самобытнее, "духовнее" изображаемый тип, тем он чувствует себя более в своей сфере, тем выше подымается его творчество. Поэтому, почти все мужские портреты его выше женских, так как ему редко попадались женские модели со сколько-нибудь содержательным внутренним складом. Он слишком серьезен, не любит пустоты, и хотя пишет все превосходно, но его утомляла бы возня с изображением материй и кружев, чем так упивается колорист Левицкий. Главную свою силу он сосредоточивает всегда на лице, хотя ничего не рисует небрежно. Портреты его не рабские копии лица в момент сеанса, а преобладающее, коренное и самое характерное его представление, оживленное отблеском внутренней жизни. Оставаясь безусловно правдивым, он сохраняет это существенное в лице и заставляет чувствовать его и нас».

Василий Горленко.

 8 фактов о Владимире Боровиковском

  • Отец Владимира Боровиковского в документах упоминается под именами Лука и Лукьян и под фамилиями Боровик и Боровиковский.
  • Помимо иконописи отец обучил Владимира Боровиковского играть на гуслях.
  • Знаменитый портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковский написал дважды. На картине 1794 года императрица изображена на фоне Чесменской колонны, а на картине, написанной в 1800-х годах, - на фоне Кагульского (Румянцевского) обелиска. Первая картина хранится в Третьяковской галерее, вторая — в Русском музее.
  • Когда Боровиковский работал над этим портретом, ему позировала не сама Екатерина, а ее камер-юнгфрау Мария Перекусихина в платье императрицы.
  • Получая порой значительные гонорары за портреты, художник большую часть денег раздавал нуждающимся.
  • Портрет женщины в тюрбане работы Боровиковского (1812), хранящийся в Третьяковской галерее, считается портретом Жермены де Сталь, но документальных подтверждений этому нет.
  • В последние годы жизни Боровиковский обучал живописи пятерых учеников, которых поселил в своем доме. Самым известным художником из них стал Алексей Венецианов.
  • Владимир Боровиковский был похоронен на Смоленском кладбище, недалеко от церкви, которую расписывал в последний год жизни. В 1931 году его прах был перенесен на кладбище Александро-Невской лавры.
Источник: polit.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.