26.01.21
Фееричные женщины ван Догена
26 января 1877 года родился известный нидерландский художник Кес ван Донген, прославившийся в основном как создатель фееричных женских образов. Тяготел к фовизму, лидерами которого были Анри Матисс и Андре Дерен...
20.01.21
Британским галереям возместят убытки, связанные с пандемией
Верховный суд Великобритании постановил возместить галереям убытки, связанные с эпидемией коронавирусаКак именно будут рассчитывать финансовые потери, не уточняется...
15.01.21
Новые реалии британского арт-рынка. Брексит
«Брексит», о котором так долго говорили мировые СМИ, совершился. Игрокам британского арт-рынка предстоит привыкать к новым реалиям. Каким именно, попробовали разобраться аналитики портала Artnet...


Амазонки Баухауса

16.07.19

баухаус дизайн амазонки женщины-дизайнеры

О том, какой гигантский вклад внесли женщины в развитие как Баухауса, так и дизайна в целом, долгое время говорили крайне мало. Хоть и поздно, но мировое признание к ним все же пришло...



Изе и Вальтер Гропиус

Историю Баухауса, знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования, созданной в Германии в 1919 году и просуществовавшей до1933 года, определяли мужчины. Вальтер Гропиус, Пауль Клее, Василий Кандинский, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь, - эти всемирно знаменитые художники руководили Баухаусом, преподавали в его мастерских и формулировали художественные принципы школы. Одним словом, они вершили судьбу и самого вуза, и одноименного направления в дизайне и архитектуре.


Однако женщины, говорят в один голос искусствоведы, литераторы и журналисты, тоже сыграли значимую роль в становлении и развитии этого новаторского движения. Причем не только в роли муз знаменитых мужчин, что, конечно, тоже имело место, но и как самодостаточные и успешные архитекторы, дизайнеры мебели, текстиля, кухонной утвари, детских игрушек.



Гунта Штёльцль (в верхнем ряду справа от с мужчины в очках) и
учащиеся ее ткацкой мастерской при Баухаусе, 1927 год

В 1919 году на учебу в Баухаус поступило даже больше женщин, чем мужчин. Какова же была реакция мужского руководства вуза? Оно поспешило определить большинство студенток в ткацкую мастерскую. Мол, работать с деревом и металлом или быть архитектором - не женских рук дело. Но некоторые женщины все же боролись за места в мастерских по металлообработке, производству мебели, а также за право заниматься архитектурой. И победили!

Среди них, например, была Урсула Шнайдер, для которой Баухаус был уже вторым вузом. Она закончила его и получила диплом архитектора, несмотря на то, что у нее тогда уже был маленький ребенок. Или Хильде Райс. Нацисты преследовали ее за распространение антифашистских листовок, поэтому она эмигрировала в США, где затем успешно работала архитектором.

Женщины Баухауса и текстиль

Из тех студенток, кто волей-неволей посвятил себя ткацкому делу, многие достигли успехов. При этом женщины-дизайнеры Отти Бергер, Анни Альберс или Гунта Штёльцль далеко не так известны, как их коллеги по Баухаусу мужского пола.

Отти Бергер некоторое время руководила ткацкой фабрикой при Баухаусе, а после закрытия школы создала собственную текстильную мастерскую. После прихода к власти национал-социалистов в Германии она безуспешно пыталась иммигрировать в США, куда ее звал Ласло Мохой-Надь преподавать в его "Новом Баухаусе" в Чикаго. В 1944 году она была депортирована в Освенцим и там погибла.

Гунта Штёльцль создала совместно со своим соратником по Баухаусу Марселем Брёйером "африканский стул", известный как образец дизайна раннего Баухауса. В 1930-х она уехала в Швейцарию, где стала известной художницей по текстилю. Гунта Штёльцль считается новатором в деле художественного ткачества, ее работы входят в именитые коллекции ткацкого искусства и выставляются в музеях.

Анни Альберс вышла замуж за преподавателя Баухауса Йозефа Альберса. Супругам удалось уехать в США. Там Анни Альберс преподавала текстильное дело, работала дизайнером, изучала традиционные кубинские узоры и абстрактную графику. Искусствоведы отмечают, что обращение Анни Альберс к текстильному делу, продиктованное в свое время политикой Баухауса, в определенной степени отвлекло ее от занятия живописью, которая была главной страстью художницы.

Женщина как муза, секретарша и жена


Конечно, важную роль в Баухаусе играли и жены, а также любовницы и подруги знаменитых мужчин. Интересны здесь не только отдельные истории людей и их взаимоотношений, но и складывающаяся из них картина нравов того времени. Казалось бы, что в среде, для которой свобода была жизненно необходима как основа творчества, взаимоотношения между мужчинами и женщинами должны были основываться на полнейшем равноправии полов. На самом же деле, при всей прогрессивности "отцов" Баухауса, они были весьма консервативны не только в отношении своих студенток, но и любимых женщин.

С большой долей уверенности это можно сказать о Вальтере Гропиусе. Историк архитектуры Урсула Мушелер, которая недавно опубликовала книгу "Мать, муза и госпожа Баухаус", основанную на письмах Вальтера Гропиуса, считает, что под мантией богемности его отношение к женщинам было весьма патриархальным. Его суть писательница сформулировала так: "Мужчина выходит во враждебный мир, а женщина оказывает ему поддержку в его трудной миссии, используя все свои силы и талант".

Вальтер Гропиус был женат дважды, у него были многочисленные любовные связи. Первой его женой была известная покорительница мужских сердец Альма Малер-Верфель. До Гропиуса она состояла в браке с композитором Густавом Малером и была возлюбленной художника Оскара Кокошки. Второй женой знаменитого архитектора была Изе Франк, которая до замужества работала журналисткой. Она прекрасно умела налаживать связи и была непревзойденным мастером пиара. Не случайно за ней закрепилось прозвище "госпожа Баухаус". О ее роли в истории всемирно известной дизайнерской школы надолго забыли, но сейчас, в год столетия Баухауса, вспомнили вновь. 
Источник: dw.com












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.