21.09.19
Чарльз Мартин Джонс, создатель культовых американских мультфильмов
21 сентября 1912 года в Спокэйне, штат Вашингтон, родился Чарльз Мартин Джонс, более известный как Чак Джонс - знаменитый американский художник-мультипликатор и режиссёр, наиболее известный по серии мультфильмов «Looney Tunes»...
20.09.19
У пароходчика отобрали нажитые непосильным трудом картины Рериха и Айвазовского
Члена совета директоров и учредителя Мурманского морского пароходства обвинили в злоупотреблении полномочиями, которые повлекли за собой тяжкие последствия...
19.09.19
Из родового гнезда Уинстона Черчилля спёрли золотой унитаз
Полиция охотится за золотым унитазом, украденным ночью из родового поместья Уинстона Черчилля. Офицеры прибыли на место в связи с сообщением о краже со взломом во дворце Бленхейм в Вудстоке, принадлежащем герцогам Мальборо...


  • Тур в Нормандию: Бенедиктин - феканская панацея
    В авторском туре по Нормандии в 2019 году мы не только впервые познакомились с удивительной историей ликера Бенедиктин, но и смогли увидеть, как его производят и даже попробовали на вкус наиболее популярные разновидности этого удивительного эликсира...
    21.09.19
  • Тур в Аквитанию: Шеман де Алаж — тропа, вырубленная в скале
    Составляя программу Авторского тура по Аквитании, в поисках разных «фишек» и «изюмин» региона, мы натолкнулись на весьма примечательное местечко Шеман де Алаж, неподалеку от виляжа Бузи...
    20.09.19
  • Тордесильяс - городок, в котором мир был поделён пополам
    Тордесильяс - городок, в котором мы побывали в 2017 году, находится в 30 километрах от Вальядолида. Он знаменит благодаря Тордесильясскому договору (1494 г.), заключённому Испанией и Португалией. В соответствии с этим договором, земной шар был поделен на две половины...
    19.09.19

Родился Митрофан Греков - летописец Красной конницы

15.06.19

митрофан греков художники-баталисты студия грекова

Митрофан Борисович Греков Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 15 июня 1882 года в небогатой казачьей семье. Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать..




В клубах пыли по степи летит эскадрон. Кони и люди слились в едином атакующем порыве. Кажется ничто не сможет остановить этот яростный натиск. Но кони переходят на шаг, а командир, сдерживая горячего жеребца, подъезжает к склонившемуся над этюдником художнику.

— Ну как, Митрофан Борисович, получилось?
— Спасибо, теперь хорошо, как в настоящей атаке.

Художника обступили спешившиеся красноармейцы. Переговариваясь, с интересом рассматривают наброски.

— Микола, глянь, твой Амур как живой. Ишь, ноздри раздул.
— Тебе, Петро, не зря говорили, при замахе повод влево тянешь. Смотри, как конь шею гнет.

Греков, разбирая краски, вслушивался в разговоры. Поработалось хорошо, этюды удались на славу. Нетерпелось вернуться в мастерскую, где ждет начатое полотно. А вечером занятия в красноармейской изостудии. Так и пройдет очередной день военного художника.

* * *



Живописному мастерству Митрофан учился с увлечением, сначала в Одесском художественном училище у мастера жанровых сцен К. К. Костанди, а затем — в Академии художеств у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо. Особое влияние на становление художника оказал талантливый баталист, создатель знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франц Алексеевич Рубо.


У него молодой художник постигал композиционное построение батальных сцен, передачу в картине больших пространств и динамики боя, умелое применение цветовых контрастов. "Отбитый у деникинцев английский танк" Еще учась в Академии, Греков показал себя самобытным художником со своеобразной, легко узнаваемой манерой живописи.

Он пробует себя в различных жанрах, с увлечением участвует в академических выставках и конкурсах, получает на них призы и награды, в том числе и престижные премии имени Куинджи. Небольшую картину художника «На Выборгской стороне» Академия художеств отправляет на выставку в Мюнхен и ее приобретает Лондонский музей.

Академию Греков закончил, имея в художественных кругах репутацию опытного баталиста. Именно ему офицерское собрание лейб-гвардии Кирасирского полка заказало пять больших картин, раскрывающих славные боевые традиции русской конной гвардии. Заказы последовали и из других столичных гвардейских полков.

В этот период художник проходит службу вольноопределяющимся в казачьем полку, на практике постигает кавалерийскую науку. Громадное влияние на Грекова оказала первая мировая война. Прикомандированный к Ставке, он стал свидетелем блестящих побед и тяжелых поражений русской армии. Кровавая правда войны потрясла художника, опалила ему душу, сделала мастерство суровее и лаконичнее, а руку — тверже.

В марте 1917 года, уволенный из армии после тяжелой контузии, Греков уезжает в Новочеркасск. Художник становится свидетелем гражданской войны на Дону, бегства белогвардейцев и стремительных рейдов конной армии Буденного. Сам потомственный казак, он болезненно переживает раскол казачества, то, что вчерашние однополчане ожесточенно рубят друг друга в яростных кавалерийских схватках.

Греков сознательно выбирает свое место в этой борьбе и остается верен этому выбору до конца жизни. В 1920 году он добровольно вступает в Красную Армию и всецело посвящает свое творчество отражению ее истории, становится ее первым художественным летописцем. Вспоминая эти годы, Греков написал впоследствии, что служба в Красной Армии позволила ему «познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мною мотивы и эпизоды, которые потом стали темами моих картин».

По-разному можно относиться к гражданской войне. Но эта трагическая страница была в нашей истории, и ее зрительные образы донес до нас именно Греков. Многие его произведения строго документальны, художник отражает в них конкретные боевые эпизоды: Освобождение Новочеркасска, бои в Сальских степях, Штурм перекопа.

Он стремится показать гражданскую войну без прикрас, со свойственными ей ожесточенностью, кровью и потом, болью тяжелых утрат и радостью нелегких побед. В своих произведениях он был искренен, и не надо упрекать мастера в идеализации Красной Армии.

Митрофан Греков в своем творчестве стремился приблизить батальное искусство к народу, сделать его доступным и понятным. Чтобы отобразить события гражданской войны со всей их исторической масштабностью, сделать зрителя их «свидетелем и участником», он задумывает создание диорам и панорам.


«Знаменщик и трубач» Первая диорама Грекова «Взятие Ростова» была восторженно принята зрителями. Успех окрылил мастера. Он собирает группу художников-баталистов и начинает подготовку к созданию панорамы «Штурм Перекопа». Но осуществить свой замысел художник не успел. Митрофан Борисович Греков скончался в расцвете творческих сил 27 ноября 1934 года.

Символично, что одним из последних полотен, созданных мастером, стала картина «Знаменщик и трубач». Хоть это и звучит не в духе времени, но Греков стал для нашего батального искусства «знаменщиком и трубачом», зовущим художников к новым поискам в раскрытии героических образов защитников Отечества. Недаром созданная в Москве студия военных художников носит его имя.
Источник:  Владимир Рогоза,  shkolazhizni.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.