21.09.19
Чарльз Мартин Джонс, создатель культовых американских мультфильмов
21 сентября 1912 года в Спокэйне, штат Вашингтон, родился Чарльз Мартин Джонс, более известный как Чак Джонс - знаменитый американский художник-мультипликатор и режиссёр, наиболее известный по серии мультфильмов «Looney Tunes»...
20.09.19
У пароходчика отобрали нажитые непосильным трудом картины Рериха и Айвазовского
Члена совета директоров и учредителя Мурманского морского пароходства обвинили в злоупотреблении полномочиями, которые повлекли за собой тяжкие последствия...
19.09.19
Из родового гнезда Уинстона Черчилля спёрли золотой унитаз
Полиция охотится за золотым унитазом, украденным ночью из родового поместья Уинстона Черчилля. Офицеры прибыли на место в связи с сообщением о краже со взломом во дворце Бленхейм в Вудстоке, принадлежащем герцогам Мальборо...


  • Тур в Нормандию: Бенедиктин - феканская панацея
    В авторском туре по Нормандии в 2019 году мы не только впервые познакомились с удивительной историей ликера Бенедиктин, но и смогли увидеть, как его производят и даже попробовали на вкус наиболее популярные разновидности этого удивительного эликсира...
    21.09.19
  • Тур в Аквитанию: Шеман де Алаж — тропа, вырубленная в скале
    Составляя программу Авторского тура по Аквитании, в поисках разных «фишек» и «изюмин» региона, мы натолкнулись на весьма примечательное местечко Шеман де Алаж, неподалеку от виляжа Бузи...
    20.09.19
  • Тордесильяс - городок, в котором мир был поделён пополам
    Тордесильяс - городок, в котором мы побывали в 2017 году, находится в 30 километрах от Вальядолида. Он знаменит благодаря Тордесильясскому договору (1494 г.), заключённому Испанией и Португалией. В соответствии с этим договором, земной шар был поделен на две половины...
    19.09.19

Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном

14.06.19

альбер марке постимпрессионизм фовизм французские художники

Издание Buro 24/7 рассказывает о французском художнике Альбере  Марке (1875—1947), объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...





Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо:  без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех  -измах)

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно.

Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года.


Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло.

Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.


Марке Альбер «Париж зимой. Набережная Бурбон» 1907

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов.

И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт».

Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.


Марке Альбер «Порт в Онфлере» 1911

Живопись Марке — о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: свободы, ведущей народ,  не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух.

Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках.

Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева.


Марке Альбер «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910
Источник: buro247











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.