19.07.19
Эдгар Дега, великий художник, язвительный остряк и женоненавистник
19 июля 1836 года родился Эдгара Дега. Его побаивались даже друзья. Остроумию Дега завидовали писатели. А молодые бедные художники даже придумали игру в Дега. Суть ее состояла в обмене самыми обидными замечаниями, произнесенными как можно вежливей. Все знали, Дега — самый остроумный художник с самым скверным характером...
18.07.19
40 музеев выложили в сеть оцифрованные коллекции
Если у вас нет возможности физически попасть в известный музей, но очень хотелось бы увидеть шедевры мирового искусства, — не переживайте. В наш век технологий можно посетить почти любые выставки, даже не выходя из дома. Например, побывать в музее Нью-Йорка или оказаться в Версале...
17.07.19
Родился Камиль Коро
17 июля 1796 года родился французский художник Жан Батист Камиль Коро, один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма (наследие художника включает около 3000 работ). Творчество Коро оказало значительное влияние на импрессионистов...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном

14.06.19

альбер марке постимпрессионизм фовизм французские художники

Издание Buro 24/7 рассказывает о французском художнике Альбере  Марке (1875—1947), объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...





Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо:  без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех  -измах)

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно.

Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года.


Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло.

Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.


Марке Альбер «Париж зимой. Набережная Бурбон» 1907

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов.

И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт».

Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.


Марке Альбер «Порт в Онфлере» 1911

Живопись Марке — о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: свободы, ведущей народ,  не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух.

Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках.

Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева.


Марке Альбер «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910
Источник: buro247











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.