29.03.20
Поль-Элье Рансон - художник, теософ и мистик
29 марта 1864 года родился Поль-Элье Рансон - французский художник, дизайнер и график. Представитель неоимпрессионистского направления в искусстве. Член художественной группы «Наби»...
28.03.20
Родился Рафаэль Санти
28 марта (по другой версии 6 апреля) 1483 года, в городе Урбино на востоке Италии в семье влиятельного живописца Джованни Санти родился один из величайших художников эпохи Возрождения Рафаэль Санти...
23.03.20
Газета «Завтра»: Трегулова превращает Третьяковку в личную помойку
«Директор ГТГ, член Совета при Президенте РФ, обладательница почётной грамоты Минкульта и командор Мальтийского ордена Зельфира Трегулова - фанатичный адепт выгребной ямы под названием совриск», - констатирует газета «Завтра». - Не раз она жаловалась на "чудовищную" нехватку в ГТГ работ 1990-х и нулевых»...


  • Патагония-9: гора-замок Серро Кастильо
    Погода сегодня утром одумалась и исправилась — с утра с ярко синих небес улыбается Солнышко, воздух прозрачен и свеж. Покидаем гостеприимный лодж Виста Патагония в Койайке и устремляемся на свою обожаемую Карретеру...
    28.03.20
  • Патагония-8: из Пуюуапи в Койайке. Плохая погода ломает все наши планы
    Утром, собрав свой нехитрый скарб и погрузившись на катер, который легко пронес нас по водам фьорда на противоположный берег, мы с радостью воссоединились с нашим Чико, который терпеливо ожидал нас на пристани все это время...
    26.03.20
  • Патагония-7: СПА-лодж Пуюуапи, оазис Тишины и Умиротворения
    Планируя авторский тур по Патагонии, мы позволили себе немного свернуть с Карретера аустраль, главной и наиболее привлекательной магистрали Северной Патагонии, чтобы отдохнуть в лодже Пуюуапи, затерянном среди многочисленных шхер тихоокеанского фьёрда...
    24.03.20

Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном

27.03.20

альбер марке постимпрессионизм фовизм французские художники

27 марта 1875 года родился Альбер Марке. Издание Buro 24/7 объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...





Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо:  без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех  -измах)

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно.

Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года.


Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло.

Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.


Марке Альбер «Париж зимой. Набережная Бурбон» 1907

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: серые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов.

И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт».

Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.


Марке Альбер «Порт в Онфлере» 1911

Живопись Марке — о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: свободы, ведущей народ,  не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух.

Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках.

Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева.


Марке Альбер «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» 1910
Источник: buro247











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.