19.07.19
Эдгар Дега, великий художник, язвительный остряк и женоненавистник
19 июля 1836 года родился Эдгара Дега. Его побаивались даже друзья. Остроумию Дега завидовали писатели. А молодые бедные художники даже придумали игру в Дега. Суть ее состояла в обмене самыми обидными замечаниями, произнесенными как можно вежливей. Все знали, Дега — самый остроумный художник с самым скверным характером...
18.07.19
40 музеев выложили в сеть оцифрованные коллекции
Если у вас нет возможности физически попасть в известный музей, но очень хотелось бы увидеть шедевры мирового искусства, — не переживайте. В наш век технологий можно посетить почти любые выставки, даже не выходя из дома. Например, побывать в музее Нью-Йорка или оказаться в Версале...
17.07.19
Родился Камиль Коро
17 июля 1796 года родился французский художник Жан Батист Камиль Коро, один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма (наследие художника включает около 3000 работ). Творчество Коро оказало значительное влияние на импрессионистов...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Тур в Нормандию: город Кан — цитадель Вильгельма Завоевателя

16.02.19

авторскиетуры туры во францию тур в нормандию кан

Готовясь к поездке по Нормандии, планируя авторский тур «По земле нормандских кололей», мы как всегда обратились к истории этого края и выяснили для себя, как много судьбоносных событий вершилось здесь, событий, повлиявших на историю всей Европы. И одной из главных исторически-значимых фигур был уроженец этих мест — великий Норманн, покоритель Англии, Вильгельм Завоеватель, чью резиденцию — Канский замок и сам город Кан мы, конечно же, не могли обделить своим вниманием...




Скажем прямо, несмотря на богатейшую историю и древность, Кан - чисто визуально не туристическое место на фоне остальных нормандских интересностей. Тому виной две причины. Во-первых, в 1944 здесь происходили события аналогичные событиям в  Брестской крепости. Англичане и канадцы более двух месяцев не могли выбить немцев из стратегически важного Кана. За время битвы за Кан две трети города было уничтожено. Так что даже в историческом центре не приходится ждать от Кана тотального духа средневековья, как в других древних городках Нормандии или Бретани.



Во-вторых, рядом с городом находятся богатые месторождения канского камня. Это светлый кремово-желтый известняк, из которого и построен весь Кан. Поэтому здесь очень мало фахверковых домов, их можно буквально пересчитать по пальцам.


Кан начинался как норманнская крепость на островке в дельте двух рек, Удона и Орна. Люди жили в этом месте, конечно, задолго до норманнов. Со времён Средневековья в городе сохранились развалины замка, в котором, если верить преданию, был рождён Вильгельм Завоеватель. Именно последнему принадлежит заслуга развития Кана как настоящего города. Сделав Кан столицей Нормандии, Вильгельм обзавёлся и более пышной резиденцией, так что здешний замок долгое время был самым большим и неприступным  в стране.


В Кане прекрасно сохранилось три достопримечательности, эпохи Вильгельма Завоевателя (11-й век!), для нелюбителей туристических столпотворений здесь благодать, город совершенно нетуристический (здесь даже не найти ларька с магнитиками - это показатель!), кроме всего, Кан удобный плацдарм для поездок по Верхней Нормандии.
Оказалось, что Кан крайне удобен для осмотра. Все достопримечательности города вытянуты в одну линию, на одном конце Мужское аббатство, по центру Канский замок, на другом конце Женское аббатство. Между этими главными точками разбросано все остальное. Итак, что можно посмотреть в Кане? Поехали.
Начнем, как обычно, с главной улицы исторического центра Кана -  Rue Saint Pierre.


В Кане сохранилось буквально единичные примеры фахверковых домов, это конечно не Руан. Два из них (15 в.) на картинке ниже, как раз находятся на улице Сен-Пьер.


Но красавцы, конечно! Фасады домиков богато украшены резьбой.
Церковь Сен-Совёр (Saint-Sauveur), что по-нашему означает церковь Спасителя, расположена в самом центре Старого города Кана. Интересно, что до 1802 года этот храм был известен под другим именем — он был посвящён Пресвятой Деве Марии, и его полное название звучало так Notre-Dame-de-Froide-Rue. Это было связано с местоположением здания — оно находится на пересечении улицы святого Петра с улицей Фруад-Рю. Сейчас эта церковь освящена в честь Спасителя — Иисуса Христа.


Первая постройка на этом месте появилась ещё в 7-м веке. Но от этого сооружения, как и от более поздней романской часовни, не осталось никаких следов. Современная церковь была заложена в 14-м веке, а закончена только спустя двести лет. При этом несколько раз менялась форма постройки. Самой старинной её частью является восточный неф и колокольня, затем были достроены и связаны воедино остальные помещения. Из-за того, что строительство затянулось достаточно надолго, во внешнем виде храма конкурируют  сразу два ведущих стиля той эпохи — колокольня выполнена в готическом стиле, в то время как восточный фасад был полностью перестроен в 1546 году в стиле эпохи Возрождения.



Внутри церковь оформлена в довольно строгом стиле, хотя там сохранилось несколько реликвариев и гробниц местных святых и городских епископов. Пожалуй, стоит зайти внутрь ради очень интересных потолков. Они напоминают перевернутые корабли, нечто подобное можно увидеть в Онфлере. Настоящий дух Нормандии! Также среди наиболее интересных деталей стоит отметить одну загадочную, ведущую в никуда старинную лестницу. Возможно, раньше она вела в ныне замурованный ещё один зал со священными мощами, но эта гипотеза пока не подтвердилась.

От Сен-Пьер отходят небольшие и живописные улочки, где еще сохранился дух старины.


Так что со стариной все оказалось не так плохо. Старый город вполне заслуживает внимания, пусть и без фахверка, но атмосфера старой доброй Франции здесь присутствует.
Некоторые здания до сих пор не восстановлены после войны. Один из примеров Église Saint-Étienne-le-Vieux. На самом деле церковь 11-го века прикрыли еще во время Революции, к середине 19 в. она окончательно обветшала, а доконал этот памятник архитектуры немецкий снаряд.


Брутальный дворец Правосудия.


Наконец мы дошли до Мужского аббатства. Главная церковь аббатства - церковь св. Стефана (11 в.). Редкий уцелевший образец романского стиля в Нормандии. Хотя интерьеры  уже более поздние и уже скорее похоже на готику.



Внутри церкви находится могила Вильгельма Завоевателя.



Кто не знает, этот тот самый герцог Нормандии, который завоевал Англию. Увы, могила всего лишь символ. Останки герцога Нормандии выкинули гугеноты.



Воцарение Вильгельма на троне Англии имело огромные последствия для развития страны. Он основал единое Английское королевство, утвердил законоположения и систему управления им, создал армию и флот, провёл первую земельную перепись («Книга страшного суда»), начал строить каменные крепости (первой в 1078 году стал Тауэр). Английский язык  при Вильгельме обогатился многими сотнями французских слов, однако ещё 3 столетия считался «простонародным наречием» и среди знати не употреблялся.



История монастыря Святого Стефана непременно сопровождается упоминанием о другом историческом сооружении. Дело в том, что мужское аббатство Святого Стефана и женское аббатство Святой Троицы были построены в одно время, по одному и тому же поводу, а инициаторами их строительства стали одни и те же люди — будущий король Англии, герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель и его супруга Матильда Фландрская.



Вильгельм Завоеватель очень стремился заключить брак с дочерью графа Фландрии Болдуина Пятого, однако Католическая церковь не разделяла этого стремления, так как Вильгельм и Матильда состояли друг с другом в близком кровном родстве. Несмотря на это брак был заключен без благословения Церкви, и супруги, чтобы искупить свой грех, основали примерно в середине 11-го века два монастыря в городе Кане, в котором находилась резиденция герцога. После своей смерти Вильгельм и Матильда были захоронены в этих аббатствах — соответственно, в церквях Святого Стефана и Святой Троицы.

Аббатство Святого Стефана было построено целиком из  местного камня. Почти сразу в его составе появилась церковь, а спустя еще пару столетий монастырь «прирос» еще несколькими зданиями. В эпоху религиозных войн монастырь был разорен гугенотами, которые добрались и до могилы Вильгельма Завоевателя — с тех пор в усыпальнице покоится только одна берцовая кость монарха, остальные останки были утрачены.



Долгое время полуразрушенное аббатство находилось в управлении монахов-мавристов и постепенно восстанавливалось. В годы Великой Французской революции монастырь был закрыт, а церковь стала местом отправления ритуалов нового культа Высшего существа. Это продолжалось всего несколько лет, уже в 1802 году церковь Святого Стефана освятили заново, а еще спустя несколько лет восстановленный монастырь принял под свои своды послушниц-монахинь, правда, с ними соседствовало светское учреждение — лицей. В годы Второй мировой войны в монастыре размещались госпиталь и приют для беженцев.


От Мужского аббатства идем обратно к центру, но уже по другим улицам. И вскоре выходим на на площадь Saint-Sauveur.


Раньше тут был традиционный средневековый набор: рынок, кладбище, позорный столб и эшафот. В 18 в. все еще во многом средневековый город стали перестраивать и в первую очередь досталось этой площади.

Теперь она отстроена  в стиле классицизма и выглядит вполне по-парижски.

Старая церковь Святого Спасителя (du Vieux Saint-Sauveur ) находится в центре Старого города Кана. Церковь Святого Спасителя является сооружением довольно древним. Считается, что она была возведена ещё во время правления династии Каролингов, примерно в 11-12 веках. Первое документальное упоминание об этой церкви относится к 1130 году — она была названа «Собор Святого Спасителя, что на Рыночной площади». Церковь перестраивалась, к её внешнему виду были добавлены элементы готического стиля. А в 16-м веке к зданию было пристроено изящное помещение, отведённое под хоры, которое является шедевром пламенеющей готики.



В 17-м веке, чтобы расширить площадь, на которой стоит собор, было принято уничтожить церковное кладбище. А затем в ходе масштабной застройки этой площади был повреждён уникальный портал собора, который пришлось практически возводить заново уже в стиле эпохи классицизма. После Великой французской революции эта церковь окончательно потеряла своё сакральное значение и была переоборудована в амбар. Здание было сильно повреждено во время войны — оно осталось без своего изящного готического шпиля. Несмотря на скрупулезные реставрационные работы, проведённые в конце 80-х годов, шпиль так и не удалось восстановить. Зато у самых сводов потолка собора были обнаружены удивительные фрески в стиле эпохи Возрождения, выполненные в 16-м веке.

Следующим историческим памятником, интересующим нас, будет Женское аббатство с церковью  св. Гроба Господня (Collégiale du Saint-Sépulcre de Caen).


Аббатство было построено одновременно с Мужским и также связано с именем Вильгельма Завоевателя. Все дело в том, что он собирался жениться на своей близкой родственнице. Папа Римский категорически запретил этот брак, но Вильгельм подкупил папу, построив в Кане два аббатства. Ниже "романтическая" легенда о знакомстве Вильгельма с женой.



Матильда была дочерью Болдуина V, графа Фландрии, и Аделы Капет, дочери французского короля Роберта II. По легенде, когда к юной Матильде прибыли сваты от нормандского герцога Вильгельма, она отказалась выходить за него замуж, заявив, что слишком знатна (среди её предков были короли Англии и Франции), чтобы стать женой незаконнорождённого. Услышав такой ответ, герцог Вильгельм прискакал в Брюгге и, обнаружив Матильду на пути в церковь, сбросил её с седла прямо на мостовую перед лицами её шокированных придворных, после чего ускакал прочь. Это заставило Матильду изменить своё решение, и, несмотря на то, что булла папы римского запретила их брак в связи с близким родством, в 1052 г. состоялась свадьба Матильды и Вильгельма.


И, наконец, мы приближаемся к главной достопримечательности  города  - Замку Вильгельма Завоевателя.  Эта  средневековая крепость расположена в самом центре города. Замок основан Вильгельмом Завоевателем около 1060 года и был его главной резиденцией.  Это один из самых больших по площади замков в Европе.



После смерти Вильгельма в ансамбле замка появилось еще несколько строений, возведенных по приказу его сына Генриха I. Среди построек этого периода — церковь Сент-Жорж и башня-донжон. Для строительства замка использовался местный камень, который добывали тут же, недалеко от места стройки.



Во время Столетней войны замок дважды захватывали английские войска, но в итоге он все-таки остался за французами. В годы Великой французской революции замку было суждено стать тюрьмой, при этом донжон Генриха I был разрушен, а после революции часть замка была приспособлена под казарму.

Сегодня в этом замке, который был признан историческим памятником еще в конце XIX столетия, можно увидеть и осмотреть несколько зданий и крепостные стены, на которые туристы могут подняться и осмотреть Кан с высоты. Крепостные стены замка были возведены в XII-XIV веках. Изначально замок окружали одиннадцать сторожевых башен, одна из них носит имя Матильды, супруги Вильгельма Завоевателя.


Внутри замка современными художниками устроен такой вот  крышесносящий арт-объект.


Виды со  стен замка просто шикарные. Отсюда можно увидеть еще один из сохранившихся фахверковых домов Кана.


Церковь Святого Петра находится напротив замка Вильгельма Завоевателя, на одноименной площади, от которой берет свое начало улица Сен-Пьер. Площадь и оба сооружения составляют исторический центр города, его архитектурную доминанту, и служат местом притяжения туристов.

Церковь Святого Петра, считающаяся  главной в городе, была построена в 13-м веке на месте храма, который стоял там с 7-го столетия. Вплоть до 16-го века церковь Сен-Пьер неоднократно перестраивали. Последние изменения в ее облик был внесены во второй половине прошлого века после окончания Второй мировой войны. Ближе к концу войны церковь серьезно пострадала от бомбардировок, в частности, была разрушена ее готическая башня со шпилем, и потребовалось ее полное восстановление. Высота башни вместе со  шпилем составляет без малого 80 метров, благодаря ей церковь возвышается над старыми городскими кварталами.


К счастью, во время войны не пострадало внутреннее убранство церкви, и гости Кана до сих пор могут оценить ее витражи, скульптуры и особенно искусную каменную резьбу, которая больше напоминает застывшее кружево. Фасад церкви также украшен резным каменным декором, который дополняют каменные горгульи и статуи святых. Во время Великой французской революции церковь была национализирована и превращена в храм нового культа.



Приглашаем в авторский тур «По земле Нормандских Королей»  с 21.06. по 30.06 (10 дн/9 н)!

Справки, регистрация и запись: a-turism@mail.ru;  +7 (952) 099 69 06; Инесса

Живите набело! Путешествуйте с «Авторскими Турами»
по всему миру в группе до 7 человек!











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.