27.02.21
Как художник Николай Ге оскорблял чувства верующих
27 февраля 1831 года в Воронеже родился Николай Ге. «Я потому и делаю нецензурные вещи, что я художник, — говорил Ге. — Этот дар дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть, что в нём дорого, но что заслоняет пошлость жизни»...
02.02.21
Уникальные иллюстрации Федерико Цуккари к «Божественной комедии» выложены в сеть
Галерея Уффици к 700-летию со дня смерти Данте Алигьери оцифровала и выложила в открытый доступ серию иллюстраций к «Божественной комедии», выполненную художником Федерико Цуккари...
01.02.21
«Славянская эпопея» Альфонса Мухи обретёт постоянное пристанище
Спустя почти столетие после создания монументальный цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея» может, наконец, обрести специальное постоянное выставочное пространство в Праге, как этого желал художник...


«Сон жизни» Макса Бекмана

12.02.21

макс бекман экспрессионизм дегенеративное искусство

12 февраля 1884 родился Макс Бекман - немецкий живописец, рисовальщик, гравер, скульптор и писатель. Бекман считается одним из крупнейших мастеров межвоенного периода XX в. и  выдающимся портретистом...




Сто лет назад немецкий художник Макс Бекман отправился санитаром на Первую мировую войну. Там он делал зарисовки в морге и вдоволь «изучил» анатомию. Тему человеческих страданий Бекман выражал в экспрессионистском стиле. Нацистские власти не оценили картин и навесили ярлык «дегенеративные».

Смесь Сезанна и Ван Гога


Макс Бекман «Автопортрет», 1901
Макс Бекман «Автопортрет во Флоренции», 1907

Самый известный немецкий художник XX века Макс Бекман (1884—1950) начал с автопортретов и сделал их значительной составляющей своего творчества. Впервые он нарисовал себя в 13 лет. В 17 изобразил со скошенным вправо глазом и кричащим от ужаса (Автопортрет 1901 года). В это же время он стал студентом Веймарской Академии живописи. Закончив ее, назвал свою живопись смесью Сезанна и Ван Гога и стал мечтать о международной известности.


После окончания академии Бекман много путешествовал. В 23 года все же решил обосноваться в Берлине. Через два года он стал членом Нового Берлинского Сецессиона. Сецессион объединил немецких художников, отвергавших академические доктрины и предвосхищавших модерн. Художники работали преимущественно в экспрессионистском стиле, необычайно популярном перед Первой мировой войной, устраивали выставки французских фовистов и кубистов. Вскоре культуролог Пауль Кассирер проведет первую выставку художника и напишет о Бекмане монографию.


Художники Сецессиона на подготовке к выставке

В это время Бекман находился под влиянием модной постимпрессионистской живописи Ван Гога и экспрессионисткой живописи Эдварда Мунка. Он рисует картины «Землетрясение в Мессине» (1909) и «Гибель Титаника» (1912), хотя ни в Мессине, ни на «Титанике» не был. Художника здесь более волновали темы человеческой гибели и бессилия перед судьбой, нежели историческая точность. Спустя время про эти картины Бекмана скажут не только то, что они были написаны в модном стиле, но и то, что они стали выражением предчувствия трагических событий XX века: войн, социального кризиса и торжества фашистских режимов.


Макс Бекман «Гибель Титаника», 1912
Макс Бекман «Землетрясение в Мессине», 1909    

В 1914 году Макс Бекман идет добровольцем на фронт, где работает санитаром в медицинском отряде. Через год он рисует себя изнеможденным, испуганным и усталым. Его демобилизуют после нервного срыва.



Война делает его живопись трагичнее и сложнее, добавляет темы одиночества и человеческих страданий, мотив насилия и скорби. Автопортрет Бекман пишет в стиле веризма, реалистического направления конца XIX века, которому был свойственен натурализм и сатира. Он станет в 20-е для Бекмана приоритетным стилем, наряду с еще одним реалистическим направлением начала XX века — новой вещественностью.


Макс Бекман «Автопортрет», 1915
                              Макс Бекман «Автопортрет в красном шарфе», 1917

Если автопортрет 1915 года и картина «Адам и Ева» 1917-го практически не содержат цвета, то в 20-е Бекман начинает рисовать контрастно и с усиленными стилистическими искажениями. «Ночь» (1919) — характерная работа этого периода. В основе картины лежит сцена нападения бандитов на семью, но она выходит за рамки социально-бытовой истории. Ее принято интерпретировать как предчувствие скорого торжества национал-социалистов. В книге «Письма на войне» (1916) Бекман называл их теми, кто «под пиво с музыкой» поет «Германия, Германия превыше всего». «Ночь» часто сравнивают с «Убийством на улице Транснонен» Оноре Домье и «Герникой» Пабло Пикассо. Только у Бекмана это не красивая трагедия, а победа зла, которое не обольщает, а вызывает отвращение. Серию литографий, созданных после убийства правыми офицерами Розы Люксембург в 1919-м, Бекман назовет «Ад», одним названием высказав категоричное неприятие нового социально-политического режима.


Макс Бекман «Адам и Ева», 1917

Между Первой и Второй

Время между Первой и Второй мировыми войнами, период Веймарской республики (1919—1933 гг., германская президентско-парламентская республика) считается пиком творчества Бекмана. В это время художник обращается к живописи Северного Возрождения, к Босху и его триптихам. Считается, что в 30-е XX века Бекман возродил этот средневековый жанр.


Макс Бекман, «Отплытие», 1932

В 20-е сюжеты в искаженном пространстве постепенно исчезают, Бекман работает в стиле новой вещественности (или новой предметности). Это художественное течение Германии 20—30-х возникло как замена позднему романтизму и экспрессионизму и исчерпало себя уже с приходом нацистских властей.

Новая вещественность была, по сути, новым реализмом и была близка веризму, в котором уже работал Бекман ранее. Адекватное выражение неадекватного мира — такова была задача нового стиля. Директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, давший название течению, говорил, что оно было связано «с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме).

Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону «новой вещественности». Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров.

Бекман представлял левое крыло течения, которое базировалось в Берлине и Дрездене. Работы представителей этого крыла отличались любовью к социальной критике и карикатуре. За что были, в свою очередь, подвергнуты через некоторое время особой критике Гитлера.

С 30-х в работах немецкого художника преобладает трагическая манера, близкая Рембрандту, Брейгелю и Грюневальду, но воссозданная в экспрессионистском стиле. Для экспрессионизма характерно, прежде всего, изображение субъективного мироощущения художника и отображение негативных социально-политических процессов. Поводов для ужасающих картин в первой половине XX века было достаточно.

Техника Бекмана становится более утонченной, а стиль аллегоричным, как в одном из самых известных триптихов художника «Отплытие». Он был написан в 1932 году, за год до прихода Гитлера к власти в Германии. В нем отражено тревожное отношение к будущему политическому режиму. Эта работа ни разу не выставлялась в Третьем рейхе.

«То, что мы видим справа и слева, это — кошмары, боль, боль разного рода, физическая и нравственная боль. Женщины и мужчины в общей массе порабощены. Люди в лодке свободны. И поскольку они свободны, в них есть что-то царственное и божественное. Король с королевой освободились от ужаса жизни. Как самую главную драгоценность своей жизни, королева держит на руках ребенка. Это освобождение от старой жизни. Отплытие в новое начало», — писал о картине Бекман.

«Дегенеративное искусство»

В 1925 году Бекман стал профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне. В 1927-м получил Почетную императорскую премию, много путешествовал по Европе, работал в Париже. Через несколько лет, во времена Третьего рейха, Бекмана увольняют из института, 500 его картин изымают из немецких музеев. Нацистские власти ставят клеймо «дегенеративное искусство», которое вызывает отвращение.

Устроенная в 1937 году выставка «дегенеративных» художников была призвана уничтожить неугодных (некоторые художники действительно либо кончали жизнь самоубийством, либо умирали в нищете). Их называли антигерманскими, еврейско-большевистскими, вырожденческими, непонятными народу, пессимистичными и декадентскими.

Президент Имперской палаты изобразительных искусств Адольф Циглер (Adolf Ziegler), которому было поручено очистить германские музеи, говорил: «Это — порождения безумия, вырождения и импотенции. Все, что представлено на выставке, вызывает у нас гнев и отвращение». Картины Бекмана с искаженным пространством не могли отвечать нацистским требованиям к искусству («чистота, прилежание и умение»).

Они, соответственно модернизму, не изображали гармонично красивых людей, но выводили на поверхность уродство души, страх, злобу, сострадание и печаль. Легкомысленные и абсурдные внешне, герои при этом были погружены в библейские сюжеты, как на бекмановских триптихах. Все это не помешало властям заключить: «Едва ли существует хоть одна картина большевика от искусства Бекмана, которая не представляла бы из себя подлости». Так писалось в брошюре 1938 года «Немецкое искусство и дегенеративное искусство».


Министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс
на выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году

Понятие «дегенеративное искусство» было введено лично Гитлером. Однако нацисты не причислили к нему, к примеру, Ван Гога: действовал принцип не трогать искусство до 1900 года. Бекман попал под конфискацию авангардистов из музеев и их запасников вместе с Кандинским, Мондрианом и Шагалом.

Ему повезло меньше: тем, кто жил в Германии было запрещено не только выставляться, но и заниматься живописью. Как окажется позже, картины современных авангардных художников запрещали выставлять в Третьем рейхе, в том числе чтобы их можно было затем дорого продать. Нацистские лидеры в этом были до прозаичности меркантильны.

Эмиграция

В 1937-м Бекман вместе с женой уезжает в Амстердам, а через десять лет в США. Там он преподавал в университете Сент-Луиса. Прожив всего три года в штатах, он оказал на современное американское искусство сильное влияние. Много работ Бекмана находятся в художественном музее Сент-Луиса в США. Более трети работ Бекмана появились после эмиграции. Его картины в этот период становятся более мифологичны, символичны и запутаны. В них преобладают темы смерти, боли и тоски по родине, которой больше нет.


Макс Бекман

В 1946-м американец Курт Валентин устроил в Нью-Йорке выставку-продажу картин Бекмана. По словам художника, раскупили все: «<…> даже два портрета и голландский ландшафт… до сих пор не переживал ничего подобного!» Последними работами немецкого художника стали триптихи: «Аргонавты» («Argonauten», 1950) и «Амазонки» («Amazonen», остался незаконченным). В основе последнего завершенного триптиха «Аргонавты» лежит описанный в «Одиссее» поход в Колхиду (побережье Черного моря) на корабле «Арго».


Триптих «Аргонавты», 1950

У Бекмана было больное сердце, несмотря на это, он усиленно работал. Его тело нашел мусорщик утром 27 декабря 1950 года на 69-й улице Нью-Йорка. На вопрос о целях творчества Бекман отвечал: «Современное сделать вечным и вечное — современным». Сегодня ретроспективные выставки Бекмана проходят в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА), парижском Центре Помпиду в Париже и петербургском Эрмитаже. Несмотря на четкие контуры и яркие цвета его живописи, он остается одним из наиболее пессимистичных художников XX века. Большим дополнением к живописи Бекмана стали его дневники, письма, драмы и эссе, где он изложил философию своего творчества.

«Сон, начавшийся
плачем и окончившийся
плачем смерти, —
сон жизни, ты
приснился мне весь.»

М. Бекман. Из дневника
Истогчник:cablook.com












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.