21.11.19
Рене Магритт и «Сын человеческий»
Одна из поздних работ Рене Магритта стала его самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет, она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица?
16.11.19
Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s...
12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...


  • Боливия: вулкан Тунупа - горная доминанта боливийского Альтиплано
    Тунупа - это спящий вулкан на юго-западе Боливии. Он стоит на северной стороне Салар-де-Уюни и возвышается на 5321 м. над у.м., доминируя над боливийским Альтиплано. Мы побывали на нём в ходе авторского тура «ПЕРУ «Легенды Империи Инков» & БОЛИВИЯ «Между Небом и Землей, Зерцало Бога» в 2016 году...
    20.11.19
  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19

Блестящие воры, но ужасные бизнесмены. Какими бывают похитители картин

05.02.19

кража картин музейные кражи криминал

Музейные кражи - это круто. Обаятельные киногерои Джеффри Раша, Пирса Броснана и Брюса Уиллиса будут волновать сердца ещё не одного поколения почитателей криминальной романтики. Виртуозные аферисты, изобретательные воры, они крадут шедевры, и остаются непойманными. В жизни,  однако, все по-другому...





В конце января Таганский суд Москвы арестовал Дениса Чуприкова, похитителя работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Шедевр, слава богу, был найден и возвращен Третьяковке. Но чаще всего в таких случаях картины исчезают бесследно. «360» разбирался, куда деваются украденные предметы искусства, и почему образ вора картин из кино далек от реальности.

По словам экс-главы отдела ФБР по поиску украденных ценностей Роберта Уиттмана, «похитители картин — блестящие воры, но ужасные бизнесмены». Дело в том, что в современном мире сбыть такой продукт практически невозможно, писал он в своих мемуарах. Он долгие годы работал под прикрытием, чтобы «выкупить» украденные полотна и поймать виновных.


В 1991 году был создан всемирный Реестр похищенных произведений искусства (Art Loss Register), в котором теперь числятся практически все известные миру картины, скульптуры и другие подобные предметы. Как пишет Bird in Flight, ни один аукционный дом не станет продавать картину, предварительно не сверившись с Реестром.

Любой желающий может проверить историю конкретного произведения искусства за небольшую плату. Для полиции вся информация предоставляется вообще бесплатно.

Именно поэтому Роберт Уиттман считает, что выкрасть картину из музея или галереи не составит труда любому пройдохе, но продать ее удастся лишь «избранным» и то большая часть денег отправится к дилерам и перекупщикам. Сам же вор получит от силы один процент от стоимости, отметил бывший агент в интервью изданию The Atlantic.

Таким примером неудачной кражи стал случай Вьерана Томича, которого прозвали Человек-паук. В 2010 году он украл из Парижского музея современного искусства картины Пикассо, Матисса, Модильяни и Леже общей стоимостью 125 миллионов долларов. Так как его «работа» широко освещалась в СМИ, продать картины «по-тихому» ему не удалось, а скупщики предложили ему всего 40 тысяч евро. Он был вынужден согласиться.

Картины так и не нашли. Когда полиции удалось арестовать его, а также скупщика и еще одного подельника, последний якобы в панике уничтожил полотна. Так ли это, покажет время. Может быть, однажды они еще всплывут на чьем-нибудь чердаке или в частной коллекции.

Сейчас воры в Европе становятся умнее. Они понимают, что «отмыть» репутацию очень известной картины будет сложнее, поэтому их целью становятся небольшие полотна, которые легко продать скупщикам. Те, в свою очередь, придумывают новую историю для произведения искусства и продают по своим каналам в частные коллекции за сумму в разы преуменьшенную.

Так в 2006—2007 годах в России прогремело громкое дело супругов Завадских, укравших из петербургского Эрмитажа 226 предметов искусство и распродавших их в антикварные лавки по всему городу. Когда нехватка вскрылась и в музей пришли с обысками, Лариса Завадская — сотрудница отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, умерла прямо на рабочем месте.

Ее супруга и сына отправили в СИЗО, а дело вызвало такой общественный резонанс, что 31 предмет анонимно подбросили в полицию те самые антиквары, не желая связываться с музейным достоянием.
«Залечь на дно» или обменять на оружие

Эксперт Реестра Art Loss Registry Элис Фаррен-Брэдли однажды в интервью Forbes рассказала, как обычно поступают продавцы краденных произведений искусства. Во-первых, нужно понимать, что на так называемом черном рынке за подобные предметы дадут всего 5-10% от действительной стоимости.

И второе, если краденая картина внесена в реестр, у преступников остается небольшой выбор: они могут «залечь на дно» и ждать пока мир забудет о пропаже (хотя краденые картины находятся в базе, пока их не найдут, так что это туманная перспектива), воры могут продать предмет искусства под другим названием (но тогда его стоимость будет уменьшена во много раз), обменять на черном рынке на нужные «товары», такие как оружие, или получить выкуп от владельцев картины и страховой компании. Последний вариант, кстати, достаточно распространен среди преступников.

Самым ярким примером провальной попытки кражи с требованием выкупа является история полотна «Крик» Эдварда Мунка. Ровно 25 лет назад неизвестные воспользовались всеобщим ажиотажем из-за Олимпиады в Норвегии и выкрали из Национальной галереи Осло полотно с мировым именем. Охрана дружно болела «за своих», пока воры разбили стекло, отключили сигнализацию и даже написали издевательскую записку с примерным текстом: «Спасибо за плохую охрану музея».

Они потребовали от властей страны один миллион долларов за возврат полотна (его стоимость тогда равнялась 75 миллионам). Но власти отказались платить. Преступники обратились к скупщикам, которыми оказались сотрудники арт-отдела британской полиции под прикрытием. Горе-грабителей скрутили, а Мунка вернули в музей.
Портрет грабителя

Бывший глава отдела ФБР по поиску украденных ценностей Роберт Уиттман в своих интервью неоднократно отмечал, что чаще всего музеи грабят люди, далекие от Вселенной искусства. Очень далекие. Это дилетанты, которые плохо понимаю, что само по себе полотно практически ничего не стоит, как картина, которую можно купить в переходе у Третьяковки.

«Нужны доказательства подлинности, законности и происхождения. У преступников всего этого нет», — отмечал Уиттман.

По его мнению, в основном воры вдохновляются киношными образами — мужчинами в смокингах и дамами в роскошных вечерних платьях, у которых все по плану, и надеются, что кража картины принесет им несметные богатства. Реальность же жестоко далека от кино.

В основном преступники похожи на известного румынского вора Раду Догару, умыкнувшего семь лет назад целую галерею, состоящую из картин Моне, Пикассо, Гогена и других известных художников. Оценочная стоимость семи полотен составляла примерно 19 миллионов долларов.

Всю свою жизнь мужчина в потертых трениках занимался сутенерством и продажей краденых часов. Но в какой-то момент он возомнил себя ценителем искусства. Он пришел в музей Кюнстхал в Роттердаме и присмотрел полотна, которые поместятся в рюкзак. Ночью он вернулся с подельником, и, не встретив никакого сопротивления охраны, потому что ее попросту не было, прибрал к рукам все, что планировал. Когда полиция приехала на звон сигнализации, их след уже простыл.

Месяц они мыкались по всей Румынии со своей добычей. Знакомый скупщик из Роттердама обещал их свести с «ценителями» искусства из Франции, Бельгии, Монако и даже России, но все закончилось тем, что слухи о краденых картинах дошли до сотрудницы музея в Бухаресте. Она и сдала подозрительных мужчин полиции.
Источник: 360tv.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.