26.03.19
«Голубые фишки» Лондонской школы живописи
В этой статье рассказывается о нескольких дорогих и очень дорогих картинах художников, которых принято причислять к Лондонской школе живописи — самого успешного (с финансовой точки зрения) художественного проекта новейшей эпохи...
22.03.19
Родился гений портрета Антонис Ван Дейк
22 марта 1599 года родился выдающийся фламандец Антонис Ван Дейк, имя которого еще при жизни обросло легендами. Судьба отпустила ему мало времени, но художник успел создать более 900 полотен, каждое из которых демонстрируют потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль...
08.03.19
Чердачного «Караваджо» выставили на торги с эстимейтом €100—150 миллионов...
Классическая история чердачной находки началась в 2014 году. Несколько поколений владельцев старинного особняка в Тулузе (видимо, начисто лишенные любопытства) на протяжении 150 лет не заглядывали в чердачное помещение, и только случайная течь крыши заставила их это сделать. А там, конечно же, обнаружилась картина Караваджо...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Как рынок роскоши готовится к праздникам

24.12.18

арт-рынок аукционы предметы роскоши

На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно...




Рынок готовится к праздникам, это заметно. В ноябре-декабре количество торгов по «подарочным» категориям — ювелирные украшения, предметы роскоши, часы и аксессуары, серебро, керамика, стекло — достигает пика. Следующий всплеск будет в мае-июне. В эти периоды ежемесячная «норма» тематических аукционов порядка 120—140 против 50—100 в остальные месяцы.

Что интересно, зимний и летний пики имеют разный характер. Весной и летом, перед августовскими каникулами на рынке, на торги в основном выходят предметы с более низкой оценочной стоимостью. Часть их оседает в галереях и антикварных лавках именно с тем, чтобы позже, в новогодний период, найти своих конечных владельцев.


Ноябрьские и декабрьские торги больше рассчитаны на частного покупателя, а не на дилера — именно поэтому в аукционных каталогах конца года так много предметов высокого класса (так называемых топ-лотов).

При этом рынок искусства и предметов роскоши учитывает праздники не только с календарной, но и с тематически-этической точки зрения. Нужно помнить, что обмен подарками заставляет принимать во внимание табу. Так, в Китае нежелательно дарить платки или зонты, в Юго-Восточной Азии лучше не рисковать с подарком, имеющим анималистические мотивы (легко ошибиться с символикой), в арабских странах под запретом, например, алкоголь (а вот ковру, особенно антикварному, ручной работы, там будут рады).

Именно благодаря таким нюансам торги декоративно-прикладного искусства становятся все более узконаправленными. Помимо уже привычных аукционов старинных ковров, мужских аксессуаров (The Gentleman’s Edit у Sotheby’s, Gentlemen’s Accessories у Paddle8 и аналоги) или даже — возьмем выше — религиозных реликвий (их ведь тоже часто дарят) появляются такие аукционы, например, как Gold Boxes: шкатулки, таблетницы и табакерки с портсигарами.

Последние вновь входят в моду, полагаю, в связи с появлением на сигаретных пачках неприглядных наклеек; вот так Минздрав вернул к жизни целую категорию аксессуаров, утратившую актуальность в начале XX века.

«Самый скромный подарок может восхитить, — говорил Андре Моруа. — Но при условии, что ресурсы дарителя тоже невелики». Состоятельный же человек, не без иронии уточнял писатель, должен подарить «немного больше, чем диктует благоразумие».

Что ж, в этом смысле чемпионы как раз не французы, а мы. Мы — и Восток. На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно.

Знаю историю о том, как люди искали коллекционный танк в качестве презента одному состоятельному бизнесмену. Говорят, нашли. Из опыта нашего агентства — гитара Эрика Клэптона и сапоги-казаки Рональда Рейгана или (из экзотики) средневековый пояс верности с ключом.

Особое отношение к подаркам на рубеже XIX—XX веков даже вывело Российскую империю в лидеры по изготовлению различных «подносных» изделий и «обжедаров» (от французского objet d’art, предмет декоративно-прикладного искусства) — произведений фирмы Карла Фаберже, Сазикова, Овчинникова и других поставщиков императорского двора.

Пресловутые яйца Фаберже, конечно, эталон подарка. Серия яиц, с 1885 по 1917 год преподносимых российскими императорами своим матерям и женам на Пасху, насчитывает 54 экземпляра. Дальше пошла мода: заказывать яйца у Фаберже стали знать и состоятельные люди. Всего получилось 71 яйцо (15 сейчас у Виктора Вексельберга, остальные в частных коллекциях и музеях).

Самое дорогое произведение Фаберже, когда-либо проданное на аукционе, — это розовое яйцо-часы 1902 года, ушедшее с молотка в ноябре 2007 года за £8,98 млн. Не меньшей популярностью пользуются, однако, и фигурки животных, и декоративные цветы в стаканах, вырезанные из драгоценных и полудрагоценных материалов, и другие работы мастеров легендарной фирмы.

Впрочем, не Фаберже единым. Скажем, российский императорский фарфор (как и избранное декоративно-прикладное искусство) не теряет популярности, невзирая ни на какие политические дрязги — у русскоговорящих по понятным причинам, ну а у иностранцев еще и потому, возможно, что ассоциируется прежде всего с царской Россией.

Во время революции много великолепных предметов попало за рубеж (в основном во Францию и США): с одной стороны, их вывозили сами аристократы, с другой — царское имущество распродавала новая власть. Соответственно, самый широкий ассортимент и лучшие по сохранности предметы находятся сегодня не в России.

Скажу больше: немало русского искусства, продающегося в стране сейчас, было куплено за рубежом. Результаты торгов лондонских «русских недель» последних трех лет показывают, что в сегменте декоративно-прикладного искусства процент продаж не опускается ниже 60%, а чаще держится на уровне 65—70% от всех лотов каталога.

Для сравнения: на аукционе Sotheby’s Art of the Soviet Union в ноябре 2017 года с молотка ушла всего половина лотов. При этом в самой России декоративно-прикладное искусство на аукционах представлено мало. Зато у дилеров его предостаточно: в лавках, в галереях. То есть профессионалы рынка покупают там, а продают здесь.

В 2017 году аукционный дом Sotheby’s, на долю которого, по некоторым оценкам, приходится около трети рынка произведений русского декоративно-прикладного искусства, заработал на этом сегменте более £4 млн. Соответственно, годовой оборот всего рынка составил не менее £12 млн ($16 млн). В первой же половине 2018 года процент продаж в сегменте вырос почти на 10%, и, если тенденция сохранится, к концу года мы увидим рост денежного оборота, подтвержденный конкретными цифрами.

Если же выйти за рамки сектора русского искусства, то цены на серебро, фарфор, ковры, часы, сумки и прочие предметы, традиционно составляющие категорию «подарки», давно уже измеряются в десятках и сотнях тысяч, а то и миллионах долларов. Что показательно, все рекорды не старше пары-тройки лет: в 2017 году рекорд был поставлен для наручных часов ($17,8 млн), в этом году купили самую дорогую в мире сумку Birkin (£162 500).

А минувшей весной был побит прошлый рекорд для некитайского фарфора (£1,049 млн за пару фарфоровых ваз ИФЗ 1833 года): фарфоровый севрский сервиз из коллекции Рокфеллера был продан за $1,8 млн. Единственное, что стоит учитывать в погоне за уникальностью подарка, — это законы, регулирующие ввоз и вывоз предметов из страны. В разных государствах они разные, и ограничения могут касаться возраста (например, старше 100 лет), материала (кость, коралл и прочее), цены и даже размера.

Самые дорогие. Лоты-рекордсмены из традиционных «подарочных» категорий предметов



Яйцо Фаберже



Декоративно-прикладное искусство. Золотое яйцо Фаберже с часовым механизмом от Vacheron Constantin, инкрустированное сапфирами и розовыми бриллиантами, было подарено императрице Марии Федоровне Александром III на Пасху в 1887 году. Продано: $33 млн. 2014, частная сделка.

Ковер сенатора Кларка


Ковры. Персидский ковер из коллекции американского сенатора и промышленника Уильяма Кларка, изготовленный в XVII веке. Продано: $33,7 млн., 2013, Sotheby’s (Нью-Йорк)

Супница Людовика XV



Серебро. Супница, созданная в 1733 году для Людовика XV королевским серебряных дел мастером Франсуа-Тома Жерменом. Продано: $10,3 млн., 1996, Sotheby’s (Нью-Йорк)

Шпага Бонапарта



Коллекционное оружие. Золотая шпага, инкрустированная драгоценными камнями, служившая Наполеону в битве при Маренго и в ходе Египетской кампании. Продано: $6,5 млн., 2007, аукционный дом Osenat (Фонтенбло)

Сервиз «Марли Руж»


Фарфор. Фарфоровый чайно-десертный сервиз Севрской мануфактуры, созданный для Наполеона и потом хранившийся в коллекции семьи Рокфеллеров.Продано: $1,8млн., 2018, Christie’s (Нью-Йорк)
Источник: forbes.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.