23.05.19
Купил купец две картины
22 мая 1856 года московский купец и промышленник Павел Третьяков купил две картины, которые положили начало его коллекции живописи. С этого момента, как считается, началась история знаменитой Третьяковской галереи, крупнейшего национального музея изобразительного искусства X—XXI веков...
21.05.19
Родился Альбрехт Дюрер
21 мая 1471 в городе Нюрнберге, главном оплоте немецкого гуманизма, родился Альбрехт Дюрер, величайший представитель западноевропейского искусства, соединивший своим творчеством Средние века с эпохой Возрождения....
17.05.19
Эрмитаж сдаст в аренду «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Итальянский городок Фабриано с населением всего 30 тыс. человек получит от России во временное пользование одно из важнейших полотен Леонардо да Винчи. Государственный Эрмитаж пообещал одолжить «Мадонну Бенуа» (1478—1480), одно из самых ценных произведений в его коллекции, музею в городе Фабриано, расположенном в регионе Марке в Центральной Италии...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Как рынок роскоши готовится к праздникам

24.12.18

арт-рынок аукционы предметы роскоши

На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно...




Рынок готовится к праздникам, это заметно. В ноябре-декабре количество торгов по «подарочным» категориям — ювелирные украшения, предметы роскоши, часы и аксессуары, серебро, керамика, стекло — достигает пика. Следующий всплеск будет в мае-июне. В эти периоды ежемесячная «норма» тематических аукционов порядка 120—140 против 50—100 в остальные месяцы.

Что интересно, зимний и летний пики имеют разный характер. Весной и летом, перед августовскими каникулами на рынке, на торги в основном выходят предметы с более низкой оценочной стоимостью. Часть их оседает в галереях и антикварных лавках именно с тем, чтобы позже, в новогодний период, найти своих конечных владельцев.


Ноябрьские и декабрьские торги больше рассчитаны на частного покупателя, а не на дилера — именно поэтому в аукционных каталогах конца года так много предметов высокого класса (так называемых топ-лотов).

При этом рынок искусства и предметов роскоши учитывает праздники не только с календарной, но и с тематически-этической точки зрения. Нужно помнить, что обмен подарками заставляет принимать во внимание табу. Так, в Китае нежелательно дарить платки или зонты, в Юго-Восточной Азии лучше не рисковать с подарком, имеющим анималистические мотивы (легко ошибиться с символикой), в арабских странах под запретом, например, алкоголь (а вот ковру, особенно антикварному, ручной работы, там будут рады).

Именно благодаря таким нюансам торги декоративно-прикладного искусства становятся все более узконаправленными. Помимо уже привычных аукционов старинных ковров, мужских аксессуаров (The Gentleman’s Edit у Sotheby’s, Gentlemen’s Accessories у Paddle8 и аналоги) или даже — возьмем выше — религиозных реликвий (их ведь тоже часто дарят) появляются такие аукционы, например, как Gold Boxes: шкатулки, таблетницы и табакерки с портсигарами.

Последние вновь входят в моду, полагаю, в связи с появлением на сигаретных пачках неприглядных наклеек; вот так Минздрав вернул к жизни целую категорию аксессуаров, утратившую актуальность в начале XX века.

«Самый скромный подарок может восхитить, — говорил Андре Моруа. — Но при условии, что ресурсы дарителя тоже невелики». Состоятельный же человек, не без иронии уточнял писатель, должен подарить «немного больше, чем диктует благоразумие».

Что ж, в этом смысле чемпионы как раз не французы, а мы. Мы — и Восток. На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно.

Знаю историю о том, как люди искали коллекционный танк в качестве презента одному состоятельному бизнесмену. Говорят, нашли. Из опыта нашего агентства — гитара Эрика Клэптона и сапоги-казаки Рональда Рейгана или (из экзотики) средневековый пояс верности с ключом.

Особое отношение к подаркам на рубеже XIX—XX веков даже вывело Российскую империю в лидеры по изготовлению различных «подносных» изделий и «обжедаров» (от французского objet d’art, предмет декоративно-прикладного искусства) — произведений фирмы Карла Фаберже, Сазикова, Овчинникова и других поставщиков императорского двора.

Пресловутые яйца Фаберже, конечно, эталон подарка. Серия яиц, с 1885 по 1917 год преподносимых российскими императорами своим матерям и женам на Пасху, насчитывает 54 экземпляра. Дальше пошла мода: заказывать яйца у Фаберже стали знать и состоятельные люди. Всего получилось 71 яйцо (15 сейчас у Виктора Вексельберга, остальные в частных коллекциях и музеях).

Самое дорогое произведение Фаберже, когда-либо проданное на аукционе, — это розовое яйцо-часы 1902 года, ушедшее с молотка в ноябре 2007 года за £8,98 млн. Не меньшей популярностью пользуются, однако, и фигурки животных, и декоративные цветы в стаканах, вырезанные из драгоценных и полудрагоценных материалов, и другие работы мастеров легендарной фирмы.

Впрочем, не Фаберже единым. Скажем, российский императорский фарфор (как и избранное декоративно-прикладное искусство) не теряет популярности, невзирая ни на какие политические дрязги — у русскоговорящих по понятным причинам, ну а у иностранцев еще и потому, возможно, что ассоциируется прежде всего с царской Россией.

Во время революции много великолепных предметов попало за рубеж (в основном во Францию и США): с одной стороны, их вывозили сами аристократы, с другой — царское имущество распродавала новая власть. Соответственно, самый широкий ассортимент и лучшие по сохранности предметы находятся сегодня не в России.

Скажу больше: немало русского искусства, продающегося в стране сейчас, было куплено за рубежом. Результаты торгов лондонских «русских недель» последних трех лет показывают, что в сегменте декоративно-прикладного искусства процент продаж не опускается ниже 60%, а чаще держится на уровне 65—70% от всех лотов каталога.

Для сравнения: на аукционе Sotheby’s Art of the Soviet Union в ноябре 2017 года с молотка ушла всего половина лотов. При этом в самой России декоративно-прикладное искусство на аукционах представлено мало. Зато у дилеров его предостаточно: в лавках, в галереях. То есть профессионалы рынка покупают там, а продают здесь.

В 2017 году аукционный дом Sotheby’s, на долю которого, по некоторым оценкам, приходится около трети рынка произведений русского декоративно-прикладного искусства, заработал на этом сегменте более £4 млн. Соответственно, годовой оборот всего рынка составил не менее £12 млн ($16 млн). В первой же половине 2018 года процент продаж в сегменте вырос почти на 10%, и, если тенденция сохранится, к концу года мы увидим рост денежного оборота, подтвержденный конкретными цифрами.

Если же выйти за рамки сектора русского искусства, то цены на серебро, фарфор, ковры, часы, сумки и прочие предметы, традиционно составляющие категорию «подарки», давно уже измеряются в десятках и сотнях тысяч, а то и миллионах долларов. Что показательно, все рекорды не старше пары-тройки лет: в 2017 году рекорд был поставлен для наручных часов ($17,8 млн), в этом году купили самую дорогую в мире сумку Birkin (£162 500).

А минувшей весной был побит прошлый рекорд для некитайского фарфора (£1,049 млн за пару фарфоровых ваз ИФЗ 1833 года): фарфоровый севрский сервиз из коллекции Рокфеллера был продан за $1,8 млн. Единственное, что стоит учитывать в погоне за уникальностью подарка, — это законы, регулирующие ввоз и вывоз предметов из страны. В разных государствах они разные, и ограничения могут касаться возраста (например, старше 100 лет), материала (кость, коралл и прочее), цены и даже размера.

Самые дорогие. Лоты-рекордсмены из традиционных «подарочных» категорий предметов



Яйцо Фаберже



Декоративно-прикладное искусство. Золотое яйцо Фаберже с часовым механизмом от Vacheron Constantin, инкрустированное сапфирами и розовыми бриллиантами, было подарено императрице Марии Федоровне Александром III на Пасху в 1887 году. Продано: $33 млн. 2014, частная сделка.

Ковер сенатора Кларка


Ковры. Персидский ковер из коллекции американского сенатора и промышленника Уильяма Кларка, изготовленный в XVII веке. Продано: $33,7 млн., 2013, Sotheby’s (Нью-Йорк)

Супница Людовика XV



Серебро. Супница, созданная в 1733 году для Людовика XV королевским серебряных дел мастером Франсуа-Тома Жерменом. Продано: $10,3 млн., 1996, Sotheby’s (Нью-Йорк)

Шпага Бонапарта



Коллекционное оружие. Золотая шпага, инкрустированная драгоценными камнями, служившая Наполеону в битве при Маренго и в ходе Египетской кампании. Продано: $6,5 млн., 2007, аукционный дом Osenat (Фонтенбло)

Сервиз «Марли Руж»


Фарфор. Фарфоровый чайно-десертный сервиз Севрской мануфактуры, созданный для Наполеона и потом хранившийся в коллекции семьи Рокфеллеров.Продано: $1,8млн., 2018, Christie’s (Нью-Йорк)
Источник: forbes.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.