17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Неженская работа. Девять знаменитых женщин-скульпторов

07.11.18

скульптура женщины-скульпторы художницы

Скульптура - вид искусства, сопряжённый с физическим трудом, сложной логистикой и недешёвыми материалами.  Большинство до сих пор считают его мужским. Ниже - рассказ о знаменитых женщинах-скульпторах, которые добились признания, несмотря на сложившиеся стереотипы...


Проперция де Росси





В начале XVI века в Италии никому и в голову не приходило, что женщина может быть профессиональным художником — тем не менее приобщение к прекрасному входило в обязательную программу для девиц из зажиточных болонских семей. Попробовав себя во всех видах искусства, Проперция де Росси решила сосредоточиться на вырезании миниатюр из персиковых, абрикосовых и черешневых косточек.

Впрочем, к тридцати годам она окончательно перешла на крупные формы, выучилась в Болонском университете, а в 1524 году обошла своих коллег-мужчин в конкурсе на оформление западного фасада базилики Сан-Петронио.

Автор «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари недвусмысленно намекает, что судьба де Росси была предрешена «её женской природой» и несчастной влюблённостью в юношу аристократического происхождения (считается, что свои чувства де Росси воплотила в барельефе «Иосиф и жена Потифара»).

К сожалению, так считало и общество: итальянцы осуждали женщину, занявшуюся «не своим делом», продолжая любоваться бюстами, барельефами и миниатюрами, созданными Проперцией. Несмотря на крупные заказы и относительную известность, Проперция де Росси получала мизерные гонорары и умерла в сорок лет в нищете.

Камилла Клодель



Камилла Клодель, безусловно, фигура трагическая — её до сих пор чаще вспоминают в контексте бурного и нервного романа с Огюстом Роденом, чем благодаря её собственным работам. Талантливая девушка оказалась в студии прославленного мастера сначала в роли натурщицы, потом стала его помощницей, любовницей и «музой», но Роден в итоге остался со своей гражданской супругой Розой Боре.


Считается, что болезненный разрыв пошатнул психическое здоровье Камиллы: художницу, которой диагностировали шизофрению, преследовали навязчивые мысли о том, что Роден крадёт её идеи и преследует её. Последние тридцать лет жизни скульптор провела в психиатрической лечебнице, где не имела возможности работать (именно этому периоду посвящён пронзительный фильм Брюно Дюмона с Жюльет Бинош в главной роли).

Интерес к творчеству Клодель возродился во времена второй волны феминизма, а трагическую судьбу скульптора теперь считают примером угнетённого положения талантливых женщин. Немалую роль в восстановлении исторической справедливости сыграла Рене-Мари Пари, внучатая племянница Клодель. В том числе благодаря её стараниям в родном городке скульптора Ножан-сюр-Сен недавно открылся её персональный музей. Сегодня работы Клодель бьют рекорды на аукционах, не в последнюю очередь из-за того, что их очень мало: скульптор сама уничтожила большинство своих произведений.

Луиза Буржуа



Творчество Луизы Буржуа не зря называют энциклопедией современного искусства — кажется, нет такого материала и жанра, который эта великолепная женщина не опробовала за свою 80-летнюю творческую карьеру: от акварели до вышивки, от мягкой текстильной скульптуры до гигантской бронзовой «Мамы»-паучихи, которая готова заключить зрителя в свои жутковатые, но заботливые девятиметровые объятия.

Образы из детства в дисфункциональной семье с отцом, открыто изменявшим матери (см. инсталляцию «Разрушение отца»), художница анализировала и развивала всю жизнь: всю свою тревогу, раздражение, ужас, восхищение и боль Буржуа транслировала вовне — сама скульптор говорила, что занимается «арт-экзорцизмом».

Кроме трогательных и острых образов, связанных с домом, семьёй, рождением и смертью, в творчестве Буржуа постоянно встречаются сексуальные метафоры: в работах вроде «Девочки» 1968 года (это огромный пенис из латекса, подвешенный на крюк, как туша в лавке у мясника) Буржуа высмеивает фаллоцентричную культуру и в частности сюрреалистов, которые не пускали женщин в свой кружок. Незадолго до своей смерти в 2010 году Буржуа создала работу «I Do», поддержав права ЛГБТ.

Марисоль Эскобар


Выросшая между Парижем и Каракасом, художница из богатой семьи венесуэльского происхождения быстро разочаровалась в классической живописи, которую изучала сначала во Франции, а потом в Нью-Йорке.

Увлёкшись «примитивной» доколумбовой скульптурой, Эскобар начала работать с традиционными природными материалами — глиной и деревом, однако изображала в них свои впечатления от современности: телевидения, светских вечеринок, творческой интеллигенции, политиков и поп-культуры. Деревянные фигуры скульптор расписывала яркими красками, а также дополняла слепками собственных частей тела и найденными объектами —  чаще всего обувью и одеждой.

После выставки 1958 года в галерее Кастелли от Марисоль сходил с ума весь Нью-Йорк — этому способствовала и её эффектная внешность, и относительно затворнический образ жизни, который придавал образу художницы некоторую загадочность.

Хотя Марисоль дружила и с знаменитым абстрактным экспрессионистом Робертом Раушенбергом, и с Энди Уорхолом, она не принадлежала ни к одному из актуальных в то время течений, держалась особняком и периодически пропадала из нью-йоркской тусовки, отправляясь на год-два в Италию или ещё куда-нибудь, где никто не мешал ей заниматься искусством. Окончательно выпав из светской жизни ещё в 1970-х, Марисоль умерла в 2016 году после многих лет забвения — как это часто бывает, наследие художницы в полной мере оценили только после её смерти.

Ники де Сен-Фалль


Франко-американка аристократического происхождения, феминистка и бунтарка Ники де Сен-Фалль прожила максимально богемную жизнь с массой драматических поворотов. Совсем юной она прославилась как модель, мелькнув на обложках всех модных журналов, переехала из Парижа в Нью-Йорк, а потом снова в Париж, где оказалась в психиатрической больнице.

Кроме жутких методов вроде «лечения» электрошоком двадцатилетней девушке прописали арт-терапию — так она и обнаружила своё призвание. Девушка начала с экспрессивных коллажей и ассамбляжей, организовала перформанс (возможно, один из первых в истории искусства) с расстрелом ёмкостей с краской, а позже перешла на скульптуру, которая становилась всё монументальнее. Нарочито жизнерадостный и «наивный» стиль де Сен-Фалль — протест против буржуазного искусства и собственной семьи, где за изящным фасадом скрывалось сексуальное насилие и издевательства над детьми.

На протяжении всей жизни Ники де Сен-Фалль дополняла серию скульптур «Nanas»: это жизнерадостные фигуры с мощными формами, напоминающими палеолитических Венер, которые воплощают силу женщин и их способности к творчеству. Опус магнум художницы — «Сад Таро», расположившийся на юге Тосканы; в «Императрице», одной из 22 расположенных там гигантских скульптур, скульптор обустроила свой дом и прожила там около десяти лет.

Лигия Кларк


К двадцати пяти годам Лигия Кларк уже была матерью троих детей, но это не помешало ей серьёзно заняться искусством: несколько лет она проучилась у лидеров бразильского модернизма в Рио-де-Жанейро, а потом уехала в Париж, где её наставником стал Фернан Леже. Вернувшись в Бразилию, Кларк примкнула к местной художественной тусовке и стала соосновательницей неоконкретизма — утопического эстетического движения, опиравшегося на чистоту формы и исследование национальной идентичности.

В 1960-х годах Кларк начала делать металлических «зверьков» — «bichos». Это абстрактные скульптуры, напоминающие конструктор: Кларк предложила зрителям взаимодействовать с произведением искусства напрямую, меняя его форму и переставляя специально сделанные для этого подвижные детали.

Кларк считала, что восприятие искусства не должно происходить исключительно через зрение, и предлагала представлять взаимодействие арт-объекта и зрителя как встречу двух живых существ, которые могут изменить друг друга. Позже художница продолжила исследовать эту тему — она разработала собственную систему арт-терапии и изучала, как взаимодействие с искусством может помочь людям с особенностями развития и разнообразными душевными травмами.

Анна Голубкина



Самоучка из Зарайска, которую коллеги поначалу попрекали «крестьянским» происхождением, не получила даже начального школьного образования, но благодаря феноменальной работоспособности и таланту смогла поступить сначала в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, а потом петербургскую Академию художеств.

Как многие российские художники того времени, Голубкина продолжила образование в Париже — там она разочаровалась в классической школе и оказалась в мастерской Родена, где окончательно сформировала свой прихотливый и свободный стиль.

К сожалению, Голубкину сочли недостаточно «советским» автором, и её наследие было в тени вплоть до 1970-х годов. Тем не менее именно Голубкину (а вовсе не Веру Мухину) считают первой известной женщиной-скульптором в России, а её работы можно посмотреть не только в музеях, но и в городе: большой горельеф «Пловец» украшает фасад МХТ имени А. П. Чехова в Камергерском переулке. Это первый крупный проект скульптора — горельеф заказал в 1901 году знаменитый меценат Савва Морозов.

Ева Гессе


Ева Гессе прожила всего тридцать четыре года, но успела оставить большой след в истории искусства XX века и совершить прорыв в скульптурной пластике. Начав с абстрактной и портретной живописи, затем она пришла к арт-объектам из непривычных материалов: промышленных, бытовых, нестабильных и иногда даже саморазрушающихся.

Её скульптуры, сделанные из латекса, ткани, стекловолокна, воска, резины или проволоки, ставят зрителей в тупик: они вроде бы абстрактные, но неизменно намекают на вполне телесные и чувственные формы. В них много иронии — и очень, очень много тревоги.

Впрочем, беззаботности и благополучию в творчестве Гессе взяться было неоткуда: девочки еврейского происхождения в Германии 1930-х, Ева и её сестра спаслись от нацистов благодаря программе «Киндертранспорт», а уже после того, как вся семья воссоединилась и эмигрировала в Нью-Йорк, мать художницы покончила с собой.

Гессе с её травматичным прошлым и интересом к телу оказала огромное влияние на феминистское искусство, но его расцвета не увидела: если бы скульптор не умерла в 1970 году от рака мозга, она бы застала куда более дружелюбную для женщин в искусстве эпоху.

Сара Лукас


Группа «Молодые британские художники», самоорганизовавшаяся в Лондоне в начале 1990-х, подарила миру несколько по-настоящему звёздных авторов — среди них Дэмьен Хёрст, братья Чепмен, Трейси Эмин и Сара Лукас. Как пишет критик Джерри Зальц, Лукас принадлежит «к четвёрке или пятёрке лучших ныне живущих скульпторов».

И вряд ли кто-то будет с этим спорить: Лукас выставлялась примерно во всех крупнейших мировых музеях, представляла Великобританию на Венецианской биеннале, а её масштабная ретроспектива открыта прямо сейчас в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке. Главные темы Лукас: секс, насилие и смерть — обо всём этом она высказывается иронично и откровенно, используя феминистскую оптику и издеваясь над массовой культурой, падкой на «сенсации» и «провокацию».

Для своих работ художница использует всё, что попадается под руку: большинство знаменитых мягких скульптур Лукас сделаны из набитых ватой капроновых колготок, в других она использует сигареты (как очевидную метафору смерти), пивные банки и даже замороженную курицу.

Массовому зрителю лучше всего известны сексуально заряженные произведения Лукас — например, огромная мастурбирующая рука или объекты вроде «Двух жареных яиц и кебаба», однако у скульптора немало других интересных проектов — от ироничных автопортретов до мрачных рассуждений о природе самоубийства.
Источник: wonderzine.com










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.