11.11.19
Эдуар Вюйар, постимпрессионист на все руки
Эдуар Вюйар родился 11 ноября 1868 года в маленьком городке Кюизо неподалёку от швейцарской границы в семье капитана морской пехоты и модистки. Искусству Вюйара свойственны близость к постимпрессионизму, свежая непосредственность восприятия повседневной жизни, тонкая эмоциональность и цветовая выразительность...
29.10.19
«Поругание Христа» продано на аукционе за € 24 миллиона с 4-х кратным превышением эстимейта
Недавно обнаруженная на кухне 90-летней бабушки картина «Поругание Христа», приписываемая мастеру итальянского проторенессанса Чимабуэ, учителю Джотто, продана 27 октября 2019 года на торгах аукционного дома Actéon в Санлисе за €24,2 млн. с четырёхкратным превышением эстимейта...
24.10.19
Три источника и три составные части индуизма в искусстве
Индуистская троица (тримурти) включает в себя Брахму - создателя, Вишну - хранителя и Шиву - разрушителя. Эти три Бога представляют циклическую природу нашего существования от рождения, сохранения и разрушения до последующего возрождения. Каждый их этих богов имеет свою иконографию...


  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19
  • Ахензее - самое большое озеро Тироля
    В маршрутном листе нашего авторского тура по Тиролю, озеро Ахензее является адресом номер один. И не только по алфавиту! Занимая площадь около 7 квадратных километров и имея глубину до 133 метров, Ахензее по праву считается самым большим озером в регионе...
    21.10.19

Инвестиции в искуство: За и Против

29.10.18

инвестиции в искусство арт-рынок

Считается, что в долгосрочной перспективе инвестиции в искусство приносят гораздо больше денег владельцу, чем, например, инвестиции в фондовый рынок. Так ли обстоят дела на самом деле?..




Цены на предметы искусства в большинстве случаев отрицательно коррелируют с обычными финансовыми активами, что увеличивает их ценность как активов—убежищ. Например, работы Сезанна росли в цене даже во времена войн и кризисов.

Искусственные риски

Перед искушением не могут устоять институциональные инвесторы, хотя это история с плохим концом. Первопроходцем стал пенсионный фонд British Rail, с 1974 по 1980 год закупивший 2500 объектов антиквариата.

Часть лотов удалось вовремя скинуть по хорошей цене, но остатки продавали вплоть до 1999 года, и за 25 лет доходность составила лишь 11,3%. Это неплохой результат на фоне банка BNP Paribas, который из—за увлечения искусством потерял вообще 40%!

Несмотря на это, западные банкиры и сейчас почитают за благо держать на балансе редкие шедевры. Но инвестору может дорого обойтись проходящая мода. В конце XVIII столетия множество знатоков придерживалось мнения, что двумя выдающимися художниками Италии были Микеланджело и Рени. Однако уже в 1950 году купить картину Рени можно было всего за $500.


Даже признанные сегодня гении вполне могут вырасти в цене меньше, чем акции успешной компании. Покупка картин Пикассо или Лендера в 1950—х годах принесла бы значительную прибыль, если бы их продали 30—50 лет спустя. Однако гораздо большую прибыль принесла бы покупка акций Xerox или IBM.

Не говоря уже о том, что до 20% от стоимости шедевра могут составить сопутствующие расходы (оценка, охрана, страховка и т. д.), а найти клиента даже сложнее, чем на недвижимость, — это один из самых неликвидных активов.

Наглядная иллюстрация того, как на самом деле опасен мир искусства, — случай российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. В 2017 году он прогремел на весь мир, продав работу Леонардо да Винчи "Спаситель мира" за рекордные $450 млн (покупал он ее за $127,5 млн). Но едва ли на сердце у россиянина стало намного легче.

Свою коллекцию он начал распродавать 2 года назад, и даже после такой сделки остался с убытком порядка $14 млн. Сейчас Рыболовлев пытается в судах доказать, что его обманул арт—дилер, заставив переплатить за приобретение 38 произведений искусства не менее $1 млрд. На днях иск на $380 млн подан и против Sotheby's.

Рулетка пост—модернизма

И это при том, что Рыболовлев вкладывал в классику (Модильяни, Климт, Пикассо), которая считается консервативной инвестицией.

Самые же высокие риски покупателей ждут в современном искусстве. Здесь цена зависит от раскрученности художника, один неверный шаг — и некогда популярные работы могут превратиться в никому не нужную мазню. Вот свежие примеры, когда инвестору после торгов Sotheby’s впору было рвать на себе за волосы.

В 2017 году картина Чжан Хао "Пять утра 3 апреля 1999 года" была продана за $9,6 тыс., владелец покупал ее за $101 тыс. А работа Джинни Дэвис "Мирное царство" упала в цене вообще в 20 раз и ушла за смешные $625.

С другой стороны, сверхприбыли — тоже именно здесь. Картину Жан—Мишеля Баскии "Джим Кроу" (1986 год) коллекционер купил в 1992 году за $136 тыс. Продал — в 2017 году в 130 раз дороже. Работа Ричард Принса "Все, что я слышал" (1988 год) за 17 лет подорожала в 60 раз (продана за $2,5 млн).

Причем диверсифицировать вложения в искусство не так просто. Если покупаешь современников, есть смысл собирать полноценную коллекцию, а не класть яйца в разные корзины.

"У коллекции должна быть одна линия, один стиль. Нельзя повесить старого мастера и Энди Уорхола. Но, даже собирая коллекцию, ты должен потом ее раскручивать. Прекрасный пример — семейный фонд Халили.

Они замечательные коллекции собрали за последние 20 лет. Но они находят тему, которую выдвигают, собирают и раскручивают, проводят выставки мировые, а после этого продают", — рассказывает Светлана Честных, главный эксперт Российского аукционного дома.

Свое дороже

Крупнейшим арт—рынком по итогам 2017 года оставались США (42% продаж по стоимости). На второе место в этом году вышел Китай с 21% продаж, оттеснив Великобританию (20%). Эксперты, кстати, видят в этом примету эпохи. Когда бурно росла Россия, русские гремели на аукционах, скупая отечественные шедевры.

В 1990—е росла Япония, и много покупателей было оттуда. Сейчас начали богатеть китайцы, и по всему миру — взлет китайского искусства. Но это не значит, что от нашего искусства совсем отвернулись за рубежом.

"Я понимаю, что русский рынок нельзя сравнивать с импрессионистами, он, может быть, не такой огромный, но интерес к нему не пропал. Как получилось со всеми кризисами? Количество покупателей уменьшилось, но вещи стали уходить более дорогие и серьезные", — говорит Светлана Честных. По ее мнению, русское искусство сейчас выглядит недооцененным наряду со старыми мастерами, однако этим нужно серьезно заниматься и анализировать.

Приобретая национальное искусство за рубежом, его можно выгодно реализовать на родине, считает эксперт "ФИНАМ" по инвестициям в предметы искусства Андрей Комаров: "Например, на том же Sotheby's русский женский портрет XVIII века авторства неизвестного русского мастера круга Рокотова стоит немногим дороже 10 тыс. фунтов.

В то же время на отечественном сайте "Элит—Антик" женский портрет первой половины XIX века работы неизвестного русского мастера стоит 45 тыс. евро.

Еще интересный пример: русские художественные наперстки, выполненные в серебре и золоте, считались олицетворением домашнего очага и символом родного дома. В России они встречаются крайне редко, а в Европе на аукционах их много и стоят они недорого. Ушли из страны с первой волной эмиграции", — рассказывает Комаров.

Другое дело, что оставаться с холодным рассудком, когда сердце пылает страстью, на арт—рынке бывает сложно. Тогда это уже не инвестиция, а шопинг. С другой стороны, даже если все рынки упадут и все бумаги обесценятся, у такого покупателя останется главное — картина на стене, которая будет радовать глаз.

И не важно, сколько она будет стоить.
Источник: dp.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.