20.03.19
Родился Джером Майерс - видный представитель Школы мусорных вёдер
20 марта 1867 года в городе Питерсберг, штат Виргиния, родился американский художник и писатель Джером Майерс, ставший одной из центральных фигур так называемой «школы мусорных вёдер», жанрового направление в живописи, образовавшегося в конце ХIХ — начале ХХ века в Соединенных Штатах...
19.03.19
Беспокойная жизнь Сергея Судейкина
19 марта 1882 года в семье инспектора Петербургского охранного отделения родился Сергей Юрьевич Судейкин. Не прошло и двух лет после его рождения, как отец был убит народовольцами. Сергей Судейкин поступил в 1897 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества...
09.03.19
Виктор Попков. Жизнь. Смерть. Бессмертие
9 марта 1932 года родился выдающийся советский живописец Виктор Ефимович Попков, один из родоначальников «сурового стиля». За свою короткую творческую жизнь, продлившуюся всего 17-18 лет (погиб от пули в возрасте 42 лет), художник создал около 3000 картин, многие из которых стали в буквальном смысле «символами бытия»...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Выставка Николая Кульбина, левацкого художника и почтенного доктора

31.08.18

николай кульбин русские художники русский авангард

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка к 150-летию со дня рождения Николая Кульбина — художника-самородка, теоретика искусства и видного авангардиста, чье творчество пришлось на последнее десятилетие Российской империи...




Имя Кульбина сегодня не на слуху, но без нее невозможно представить историю и дух Серебряного века и эпохи футуризма.Кульбин — художник-дилетант, по образованию медик. Активно заниматься живописью он стал в 1907 году, накануне своего 40-летия, будучи приват-доцентом Военно-медицинской академии и врачом Главного штаба.

По легенде, он осознал свое истинное призвание благодаря почти мистическому озарению, после чего деятельность высокопоставленного врача дополнилась исступленным трудом на «фронтах» авангардного искусства. Актриса Валентина Веригина писала в мемуарах: «Меня он восхищал как парадокс: до крайности почтенный доктор — крайний левый художник».


— Кульбин умер вскоре после Февральской революции, а год спустя, 100 лет назад, состоялась его большая посмертная выставка, — рассказала «Известиям» старший научный сотрудник Русского музея, куратор новой экспозиции Юлия Солонович. — Пожалуй, с того времени наша ретроспектива его творчества — самая крупная.

В первом зале демонстрируются пейзажи, в которых очевидно влияние новой французской живописи: импрессионизма и постимпрессионизма, фовизма и пуантилизма. Отрывистые мазки несмешанными красками, размытые контуры дают ощущение воздуха и активизируют зрительское воображение.

Следующий зал посвящен театру. Кульбин сотрудничал с режиссерами-реформаторами Всеволодом Мейерхольдом и — особенно тесно — с Николаем Евреиновым, который вспоминал, что у него с Кульбиным, охваченным «театральной гипербулией», было нечто вроде творческого супружества. Среди кульбинских эскизов — проект занавеса для летнего театра в Териоках 1912 года. Здесь и портрет Евреинова: автор концепции тотальной театрализации изображен как человек старинной эпохи в окружении масок.

Есть еще небольшой зал, где выставлены афиши, автографы и личные вещицы Кульбина; и большой — с его портретами как малоизвестных, так и очень известных людей — Леонида Андреева и Федора Сологуба, Александра Куприна и Корнея Чуковского, Давида Бурлюка и Алексея Крученых. Сделанные спонтанно, быстрыми, точными росчерками, эти рисунки происходят в основном из кафе «Бродячая собака», интерьеры которого украшали кульбинские работы. Сам художник был завсегдатаем легендарного подвала.

На фоне графики выделяется цветной портрет отца итальянских футуристов Маринетти — Кульбин активно участвовал в организации его приезда в Петербург. С визитом Маринетти связан драматичный эпизод: поэт Велимир Хлебников тогда раздавал листовки, где высмеивались русские, что «плетут перед итальянцем холопские кружева, склоняя благородную выю Азии под ярмо Европы», и Кульбин, разумеется, осерчал на гения. Но спустя пару лет благородно протянул ему руку помощи. Попав на фронт Первой мировой, футурист отправил художнику отчаянное письмо, и тот употребил всё докторское влияние, чтобы поэта признали психически нездоровым и освободили от службы. Эту историю можно вспомнить, увидев трагический лик Хлебникова, написанный Кульбиным.

Увы, экспозиции в целом не хватает «режиссуры», здесь не возникает тот «демон театральности» (выражение Евреинова), в лапах которого находились и художник, и его эпоха. Академичные залы, рядовая развеска картин по стенам — скорее отражение той размеренно-чиновничьей стороны жизни Кульбина, которую он сам преодолевал творчеством и «левацкими» исканиями. Впрочем, смысловое завершение выставки найдено точно: в конце пути зритель оказывается перед портретом ее героя, выполненным Сергеем Судейкиным. Готическое, жилистое лицо аскета, большие мудрые глаза, устремленные вдаль... Художник изображен надмирно, со «средневековой» двухмерностью, что напоминает о его мистическом перевороте в середине жизни, о том поразительном кульбите Кульбина.
Источние: iz.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.