21.11.19
Рене Магритт и «Сын человеческий»
Одна из поздних работ Рене Магритта стала его самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет, она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица?
16.11.19
Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s...
12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...


  • Боливия: вулкан Тунупа - горная доминанта боливийского Альтиплано
    Тунупа - это спящий вулкан на юго-западе Боливии. Он стоит на северной стороне Салар-де-Уюни и возвышается на 5321 м. над у.м., доминируя над боливийским Альтиплано. Мы побывали на нём в ходе авторского тура «ПЕРУ «Легенды Империи Инков» & БОЛИВИЯ «Между Небом и Землей, Зерцало Бога» в 2016 году...
    20.11.19
  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19

Запутанное дело «Адама и Евы» Лукаса Кранаха

29.08.18

лукас кранах адам и ева реституция

Недавно апелляционный суд в Калифорнии получил заявление наследников коллекционера Жака Гудстиккера с просьбой пересмотреть дело о диптихе Кранаха «Адам и Ева». Хотя только 30 июля этого года было принято решение, что Музей Нортона Саймона законно владеет этими картинами...




Теперь, если заявление будет принято, одиннадцать заново выбранных судей должны будут оценить все дело с нуля. И надо признать, что им придется нелегко.С требованием вернуть картины выступает Марей фон Захер (Marei von Saher) — невестка, невестка и нынешняя наследница Жака Гудстиккера (Jacques Goudstikker), известного коллекционера и торговца картинами. Гудстиккер родился в Амстердаме в 1897 году в еврейской семье.


Он унаследовал отцовский бизнес и поднял его на новую высоту. Выставочный зал и контора Жака Гудстиккера располагались в престижной «Золотой излучине» (Gouden Bocht) канала Херенграхт, он организовывал громкие выставки (выставка голландской и фламандской живописи в Нью-Йорке в 1923, выставка Рубенса в 1933, выставка итальянской живописи в 1934), его каталоги сами по себе были небольшими произведениями искусства, с ним сотрудничали лучшие искусствоведы, а его клиентами были знаменитые коллекционеры, такие как барон Тиссен-Борнемисса, Отто Ланц или Даниэль Георг ван Бёнинген.

 
Жак Гудстиккер в 1938 году

Принадлежавшее Жаку Гудстиккеру собрание картин не уступало многим музеям. Там были работы как художников Золотого века голландской живописи, так и зарубежных авторов, преимущественно старых мастеров. Там были и Рубенс, и Рембрандт, и Босх, и Вермеер. Были там и две замечательные картины Лукаса Кранаха Старшего — диптих «Адам и Ева» (около 1530), напоминающий аналогичную его работу, хранящуюся в Галерее Уффици.
 

Диптих «Адам и Ева»

В 1940 году, когда Германия захватила Нидерланды, Жак Гудстиккер с семьей вынужден был бежать из страны. Когда корабль шел проливом Ла-Манш, он случайно упал в трюм и сломал шею. До США добрались его жена Дэзи и сын Эдуард, которому тогда был всего год. А в Нидерландах тем временем мать коллекционера Эмили получила возможность покинув страну, только продав коллекцию за бесценок берлинскому арт-дилеру Алоизу Мидлю, представлявшему интересы Геринга.

 

Герман Геринг выходит из здания коллекции Гудстикера на набережной канала Херенграхт

После войны войска союзников обнаружили коллекции и вернули их в Голландию. Из коллекции Гудстиккера удалось вернуть не всё, но более двухсот картин оказались в голландских государственных музеях. Дэзи Гудстиккер в послевоенное время не верила в возможность возвращения картин ее мужа, поэтому даже не стала требовать ее.

В 1990-е годы юридическую борьбу продолжила Марей фон Захер. Сначала ее требование было отклонено правительством Нидерландов, но в 2006 году власти признали ее право на 202 картины, ранее входившие в коллекцию Жака Гудстиккера.

В 2007 году Марей фон Захер потребовала передачи ей диптиха «Адам и Ева» из Музея Нортона Саймона, как тоже входившего в эту коллекцию. Но в 2016 году суд отказался удовлетворять этот иск. Обычно современные суды Европы и США чаще встают на сторон наследников еврейских коллекционеров, чьи собрания были конфискованы или принудительно куплены немецкими фашистами в годы войны. Почему же в данном случае было принято другое решение?

Ответ связан с еще более ранним этапом истории «Адама и Евы». Жак Гудстиккер купил этот диптих в 1931 году на аукционе в Берлине. Аукцион был устроен советским правительством, распродававшим национализированную коллекцию семейства Строгановых. Жившие тогда в Европе представители рода Строгановых пытались протестовать, объявляя, что коллекция была отобрана большевиками незаконно, но успеха не добились.

В 1961 году представитель этого рода Георгий Строганов-Щербатов начал собирать работы из фамильной коллекции. Четыре из них обнаружились в Нидерландах: диптих «Адам и Ева» Кранаха, а также по одной картине Рембрандта и фламандского художника XV века Петруса Кристуса. В 1966 году Строганов-Щербатов получил «Адама и Еву». Хотя он и заплатил за картины 600 тысяч гульденов, ему, что самое важное, удалось добиться в Нидерландах официального признания, что продажа на аукционе 1931 года была незаконной.

Наконец, в 1971 году американский коллекционер Нортон Саймон купил диптих у Строганова-Щербатова за 800 тысяч долларов и передал его в Музей современного искусства в Пасадене. В 1975 году музей был переименован в честь Нортона Саймона.

В итоге у музея в судебно процессе было два основных аргумента. Во-первых, если продажа правительством СССР картин Кранаха была незаконной, то у Гудстиккера и его наследницы нет прав на эти картины. И это решение, принятое правительством Нидерландов, не может быть признано незаконным американским судом. Во-вторых, срок, в который семейство Гудстиккеров должно было заявить о своих правах, истек еще в 1951 году.

Интересно, что, по утверждению Марей фон Захер, картины Кранаха никогда не входили в строгановскую коллекцию, а были конфискованы большевиками в одной из церквей.

Аргумент об окончании срока исковой давности окружной суд Калифорнии отклонил в 2015 году. Суд посчитал, что передача права на краденную собственность остается незаконной вне зависимости от прошедшего с этого момента времени. Но после рассмотрения дела в 2016 году суд отклонил и иск Марей фон Захер. Она же, по словам адвоката, «оставалась неустрашимой и оптимистично уверенной, что в конечном итоге победит».

Марей фон Захер действительно подала апелляцию, но в конце июля федеральный апелляционный суд в Сан-Франциско подтвердил прежнее решение. Тогда фонд Norton Simon Art Foundation, управляющий музеем, опубликовал заявление, где говорилось, что последнее постановление суда «должно положить конец этому вопросу, и мы с нетерпением ждем возможности сделать эти важные работы доступными для публики».

Теперь же Марей фон Захер предприняла очередной шаг. Она подала заявление о пересмотре дела новым составом судей. Адвокаты фон Захер поясняют, что новое слушание необходимо, поскольку последние решения конфликтуют с более ранними решениями, подтверждающими требование фон Захер, а также потому, что дело «включает вопрос о том, следует ли возвращать конфискованные нацистами произведения искусства первоначальным владельцам, что является проблемой исключительной важности для Соединенных Штатов». Представители музея на это сообщили, что, по их мнению, решение было принято после полного рассмотрения фактов и оснований для повторного слушания нет.
Источник: polit.ru
 









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.