18.02.19
Охранять Третьяковскую галерею теперь будут стрельцы
Гром грянул, и баба перекрестилась... Новую охранную систему «Стрелец-Часовой» установили в ГТГ. На усиление мер безопасности Зельфира Трегулова пошла после инцидента с похищением картины Архипа Куинджи и в преддверии ближайших крупных выставок Эдварда Мунка и Ильи Репина...
17.02.19
Директора Третьяковки: за что их выгоняли
После кражи картины Куинджи с выставки в Третьяковке, Минкульт устроил проверку систем безопасности в федеральных музеях. Первые результаты пришли по Третьяковке, где эксперты выявили целый серьёзных нарушений. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова отделалась выговором. А как «за грехи»наказывали её предшественников?..
15.02.19
Особенности национального коллекционирования
Коллекционер и историк искусства Сергей Подстаницкий - выставка 140 работ из его собрания проходит сейчас в музее-заповеднике «Царицыно» - рассказывает об особенностях национального коллекционирования и делится воспоминаниями о курьёзных эпизодах из своей практики...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Художник Бёрн-Джонс и его романтическая мечта о несбыточном

28.08.18

эдвард бёрн-джонс прерафаэлиты британские художники

28 августа 1833 родился британский художник Эдвард Бёрн-Джонс. «Много палат есть во дворце искусств, но та, ключ от которой хранит Бёрн-Джонс, являет собой сокровищницу. Размах его воображения, плодоносность фантазии, изысканность исполнения, редкий дар колориста — вот особенности этого мастера». Так в 1877 году об Бёрн-Джонсеписал американский романист и критик Генри Джеймс...




В России Бёрн-Джонс стал известен во времена расцвета русского модерна как один из последних прерафаэлитов. В искусстве Британии уже в середине 1890-х годов возникали новые направления, и Бёрн-Джонс постепенно перестал быть художником первого ряда. Со временем общество как бы очнулось, и Бёрн-Джонс оказался опять среди важнейших героев британского художественного наследия, уступая, по мнению многих искусствоведов, разве что Тёрнеру и Констеблю.

У нас Эдвард Бёрн-Джонс любим англофилами и художниками; при этом нередко мы восхищаемся его свершениями, толком не зная, кому они принадлежат. Такова судьба мастеров, значительная, а то и главная часть творчества которых относится к «прикладному» искусству.


Бёрн-Джонс не имел формального художественного образования, однако его никак не назовешь самоучкой — в известном смысле он учился всю жизнь, обретая новые умения. Быть может, вовремя Бёрн-Джонс «сбежал» из Оксфорда, не окончив курс, — у будущего художника были свои образцы и идеалы, и он остался им верен.

Несомненно, Учителем Бёрн-Джонса был поэт и художник Данте Габриэль Росетти (1828—1882), однако в целом Бёрн-Джонс в большей степени обязан идеалам раннего итальянского Возрождения — в частности, Боттичелли.

«Венера Конкордия»

Свои установки Бёрн-Джонс формулировал так: «Картина — это прекрасная романтическая мечта о том, чего никогда не было и впредь не будет; там светло, как нигде, а всё, что мы видим, — божественно прекрасно».

Эта незавершенная картина задумана как дополнение к «Венере Конкордии» - 
Венера, созерцающая сцену проявления четырёх пороков: гнев, зависть, подозрительность и раздор.

Дружба Эдварда Бёрн-Джонса с Уильямом Моррисом началась еще в Оксфорде в Эксетер-Колледж, который Моррис — в отличие от Бёрн-Джонса — все-таки окончил. Именно в те годы образовались многочисленные творческие связи и Морриса, и Бёрн-Джонса с художественным миром; для Бёрн-Джонса дружба и общая работа с Моррисом продолжалась всю жизнь.

Моррис, в отличие от Бёрн-Джонса, помимо художественного дара был наделен еще и немалыми организаторскими талантами. В частности, он создал фирму «Моррис и К.», для которой Бёрн-Джонс создал огромное количество тиражируемых произведений искусства — гравюр, офортов, книжных иллюстраций и т. д.

Наряду с живописью, рисунком и гравюрой Бёрн-Джонс работал со стеклом. Он создал множество витражей, которые и по сей день украшают соборы и общественные здания по всей Британии. В отличие от станковых работ и графики, витражи Бёрн-Джонса не воспринимаются как стилизация; мы скорее склонны смотреть на них как на чудом сохранившиеся памятники далеких веков…

В представлении Бёрн-Джонса картина — это романтическая мечта о несбыточном, явленном в неведомом свете, а вокруг — леса и долы, населенные рыцарями, королями, ундинами…

Мне представляется, что в наши дни из наследия Бёрн-Джонса лучше всего — т. е. с необходимой непосредственностью — воспринимаются многочисленные витражи и графика, в том числе графические эскизы к большим полотнам, а также картины, которые вызывают у нас привычные ассоциации — как, например, «Спящая красавица» или «Золушка».

Подробное описание жизни и творчества Эдварда Бёрн-Джонса мы находим в книге известной английской писательницы Пенелопы Фицджеральд «Edward Burne-Jones: A Biography» (1975); с тех пор книга неоднократно переиздавалась. Полный ее текст имеется в Сети; главное же — оцифрована значительная часть наследия Бёрн-Джонса.
Источник:   Ревекка Фрумкина, trv-science.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.