20.04.19
Родился Хоан Миро, художник, осуществивший все свои замыслы
20 апреля 1893 года родился испанский художник Хоан Миро (Жоан Миро). Творчество Миро - это абстракционизм и сюрреализм в одном флаконе. Приправленные лирикой и графикой. Соотечественник Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, он умудрился не остаться в их тени, создав свой неповторимый стиль. «Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи», - говорил Миро...
19.04.19
Пётр Авен: «В живописи я многое понимал уже в 13 лет»
В интервью Forbes российский олигарх Петр Авен рассказал, о роли мецената в истории искусства, о трудностях коллекционирования и сотрудничества с музеями, а также о том, во сколько он оценивает свою коллекцию русского искусства и почему в его доме до сих пор висят поддельные работы...
17.04.19
«Поменьше пышных фраз, побольше простого, будничного дела»...
Французские миллиардеры Франсуа-Анри Пино (30-я строчка в списке самых богатых людей в мире по версии Forbes) и Бернар Арно (4-я строчка в рейтинге Forbes) скинулись на восстановление Нотр-Дам-де-Пари. Вместе они пожертвовали 300 миллионов евро...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Марк Шагал: «Я жизнь провел в предощущеньи чуда»

10.08.18

марк шагал

Темноглазые красавицы, влюбленные, парящие над городом, чарующие витражи — творчество Марка Шагала напоминает волшебную сказку. Но его реальная жизнь была полна невзгод, голодных дней и скитаний по углам. За почти  столетнюю жизнь художник увидел две войны, но все равно смог сохранить ощущение чуда в душе...





Художник-еврей

За право называть Марка Шагала своим художником борются Россия, где он родился, и в Франция, где провел большую часть своей творческой жизни и умер. На самом же деле мироощущение Шагала было тесно связано с осознанием своих еврейских корней — и с ними же связаны и многие факты его биографии.

Из-за национальности Шагала не хотели брать в гимназию — его матери пришлось заплатить учителю. Когда Шагал пожелал отправиться в Петербург учиться, ему, как еврею, с трудом удалось выбраться из черты оседлости. В столице ему приходилось снимать углы в квартирах — денег не хватало. Соседи пили, дрались и выживали художника. Об этих днях он вспоминал: «Тогда я понял, что в России не имеют права на жизнь не только евреи, но и великое множество русских, что теснятся, как клопы, по углам. Боже мой, Боже!»

Любимый Витебск

Но Шагал часто и с теплотой вспоминал о своих еврейских родственниках. В автобиографии «Моя жизнь» писатель рассказывает о жизни отца и дядей, о братьях, о маме, о домашних молитвах и традициях.

Марк Шагал родился в 1887 году в Витебске, в еврейском местечке. О нем он писал: «Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Явичи, Бейлины — молодые и старые евреи всех мастей трутся, снуют, суетятся. Спешит домой нищий, степенно вышагивает богач. Мальчишка бежит из хедера. И мой папа идет домой».



Марк Шагал. «Над городом».

Черноглазая муза


Витебские виды нередко встречались на картинах Шагала. Именно над Витебском летят влюбленные с полотна «Над городом». На нем, кстати, Шагал изобразил себя со своей первой женой и музой всей жизни Беллой Розенфельд. Познакомился он с ней в Москве — Белла была подругой его возлюбленной Теи.

Но, увидев Беллу, Шагал потерял голову: «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда».


Черные глаза Беллы Шагал изображал на своих полотнах до последних дней, даже после смерти возлюбленной. Белла умерла в 1944 году, когда супруги жили в США, спасаясь от фашистов, царивших во Франции. После Шагал женился еще раз на Валентине Бродской, но о Белле отказывался говорить как о мертвой.

«Я много раз говорил: никакой я не художник»

Живопись Шагала в корне отличалась от всего, что существовало в то время. Несмотря на советы, он не смог найти общего языка с кубистами. О себе он писал: «Я много раз говорил: никакой я не художник. А кто же — да хоть корова, не угодно ли?»

С учебой у Шагала не заладилось — совсем недолго он проучился в Витебске у Юделя Пена, затем отправился в Петербург, на что выпросил денег у отца. Но и в столице будущий великий художник не смог найти себе места — он даже поступил в школу Льва Бакста, но ходить на уроки не стал. Когда Бакст собрался в Париж, юный Шагал, грезивший Францией, хотел отправиться с ним, но не вышло. В Париже они потом еще встретились — но Шагал остался недоволен приемом бывшего наставника.



Марк Шагал за работой.

Жизнь в Париже

В Париж Шагал все-таки уехал, но денег как всегда не хватало — ему пришлось поселиться в «Улье», знаменитом общежитии художников и богемы. Он гулял по залам Лувра и разглядывал любимые полотна:

«Бродя по круглому залу Веронезе или по залам, где выставлены Мане, Делакруа, Курбе, я уже ничего другого не хотел. Россия представлялась мне теперь корзиной, болтающейся под воздушным шаром. Баллон-груша остывал, сдувался и медленно опускался с каждым годом все ниже. Примерно то же думал я о русском искусстве вообще. Нет, в самом деле, всякий раз, как мне приходится размышлять или говорить о нем, я испытываю сложное, невыразимое чувство, замешенное на горечи и досаде. Как будто русское искусство обречено тащиться на буксире у Запада. Но, при том что русские художники всегда учились у западных мэтров, они, в силу своей натуры, были дурными учениками. Лучший русский реалист не имеет ничего общего с реализмом Курбе. А наиболее близкий образцам русский импрессионизм выглядит чем-то несуразным рядом с Моне и Писсарро.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство. Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык. Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.

Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же? Не могу больше об этом говорить.

Я слишком люблю Россию».


Война и служба


В 1914 году, перед началом войны, Шагал вернулся в Витебск, чтобы жениться на Белле. Уехать в Париж снова не удалось — художнику пришлось остаться в Военно-промышленном комитете. Потом он сменил еще несколько мест: сначала сделался начальником Витебского художественного училища, совсем забросив собственную живопись, а затем взялся за подготовку декораций для Еврейского камерного театра. Какое-то время художник даже преподавал живопись беспризорникам.


Марк Шагал за работой.

Эмиграция и слава

В 1922 году Шагал уехал на выставку в Литву, затем в Германию, а оттуда — в Париж. Спустя несколько лет художник получил французское гражданство. Именно во Франции он отказался от живописи и перешел к витражам, скульптуре и керамике.

Первым его большим опытом стало создание мозаик и шпалер для здания парламента в Израиле. После этого на еврейского художника посыпались заказы: сегодня мы можем увидеть росписи Шагала на плафоне парижской Оперы Гарнье, панно в Метрополитен-опере. Отдельно Шагал работал над гравюрами.

К концу жизни на некогда безвестного еврейского художника, которого мальчиком не хотели брать в художественное училище, обрушилась лавина успеха. Его выставки устраивали в Третьяковской галерее и даже Лувре, несмотря на правило не выставлять полотна при жизни автора. Умер Шагал в 1985 году во Франции. 
Источник: diletant.media










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.