17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Алкосимволика в мировом искусстве

31.05.18

алкоголь VS искусство

Человек, став «разумным», почти сразу же изобрел горячительные напитки. Различные виды алкоголя и способы его приема внутрь мы встречаем во всех жанрах изобразительного искусства начиная с ассирийских рельефов и египетских фресок и заканчивая современными полотнами...




Натюрморт в стиле авангард. Фирма Фаберже (атт.). 1905 г. Музей Фаберже, Баден-Баден

Античное вино

В Древней Греции и Риме вино играло колоссальную роль в экономике и культуре, и у него даже был специализированный бог Дионис (Вакх). Сцены винопития можно увидеть везде: фрески, рисунки на амфорах, рельефы на саркофагах, напольные мозаики.


Бо́льшая часть — это религиозные изображения, посвященные Дионису и его вечно поддатым спутникам: силенам, нимфам и фавнам. Бог может быть и маленьким ребенком, и бородатым мужчиной, но опознать его легко по листьям плюща и винограда.

Впрочем, немало и просто «бытовых зарисовок», изображающих пышные пиры и симпосиумы, а также религиозные обряды («оргиями» они назывались не зря).

А еще у римлян была поговорка: «Без Вакха и Цереры мерзнет Венера», — если нечего выпить и закусить, то вечер с девушкой не сложится.



Младенец Дионис верхом на тигре (фрагмент). Мозаика из Помпей. Ок. I в. н. э.
Национальный археологический музей Неаполя

Средневековое пиво

Что древнее — пиво или вино — выяснить невозможно. Оба напитка упоминаются уже в «Эпосе о Гильгамеше» XVIII—XVII веков до н. э. Однако популярность того или иного вида алкоголя в эпоху, когда ни холодильник, ни вакуумная упаковка еще не были изобретены, зависела от того, какое именно сырье лучше растет на окрестных территориях.

В Средние века граница цивилизации отодвинулась к северу от Средиземноморья, и пиво у христианских народов стало весьма популярным — о чем можно судить по многочисленным произведениям искусства.


Монах за варкой пива. Миниатюра из рукописи Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung. 1506 г.
Государственная библиотека Нюрнберга

Бытовые зарисовки проще всего найти в иллюминированных манускриптах, где на полях текстов со священными сюжетами нередко изображены «маргиналии» — игривые сценки на совершенно непредсказуемые темы, причем пиво на этих картинках чаще не пьют, а изготовляют.

Кстати, именно в Средневековье монастыри, у которых было много сельхозугодий и свободных рабочих рук, становятся флагманами пивоварения.
Христианское вино

Вино продолжало играть огромную роль в Европе — и опять в религии, но уже в христианской. В Новом Завете Иисус Христос причащает им апостолов, называя терпкий напиток «своей кровью». Так вино стало обязательным элементом таинства евхаристии — обряда, который добрый христианин должен повторять как можно чаще. Церковь владела обширными виноградниками, чтобы отсутствие «техсредств» не подвело в неподходящий момент.


Марко Пино. Мистический винный пресс и Христос во славе (фрагмент). Ок. 1571 г.
Ватиканская пинакотека

А в изобразительном искусстве это привело к возникновению пугающей иконографии.

Христа помещали в винный пресс взамен плодов и выдавливали из него «кровь» — виноградный сок.

Розлив получившегося напитка в бутылки, бурдюки или Святой Грааль иногда изображался в «том же кадре». Родственный сюжет, правда не такой кровавый, возник и в православном искусстве. Его мы встречаем на иконе типа «Христос — виноградная лоза», где фигура Спасителя помещалась среди побегов растения.

Бюргерские пирушки

Достаточно поздно, уже в Новое время, европейцы снова научились тому, что с легкостью умели делать люди в эпоху Античности, — создавать долгохранящееся вино, закупоривать его как следует и перевозить на большие расстояния. Расширяется и ассортимент напитков, а с развитием стеклодувного мастерства появляются всё новые формы бокалов и бутылок.


Ян Давидс де Хем. Ванитас. Ок. 1630 г. Национальный музей Швеции, Стокгольм

В натюрмортах и жанровой живописи XVII века, особенно у фламандцев, изображение алкоголя становится чуть ли не обязательным элементом, он символизирует веселье и разнообразие жизни.

Впрочем, иногда — если сценка иллюстрировала саркастическую пословицу, а натюрморт относился к жанру memento mori («помни о смерти») или vanitas («суета») — символизм образа пьянящего напитка был намного глубже и мрачнее.

Престижное потребление

Ассортимент растет — и напитки, а также способ их употребления становятся важным социальным маркером, позволяющим обозначить свою принадлежность к уже достаточно узким и замкнутым группам. Например, английский клуб «Кит-Кэт», существовавший в Лондоне в XVIII веке, где собирались виги — политики и литераторы, придумал собственную форму бокалов (Kit-Cat glass), которая позже стала достаточно популярной.


Годфри Неллер. Портрет герцога Ньюкасла и графа Линкольна. Ок. 1721 г.
Национальная портретная галерея, Лондон

Более того, завсегдатаи «Кит-Кэта» могли позировать с этими бокалами в руках — чтобы подчеркнуть свою элитарность. На полотне кисти Неллера, который выполнил целую серию портретов членов клуба, герцог Ньюкасл и его сын пьют из «фирменной посуды» какой-то непонятный напиток мутно-розового цвета (настойку, наливку, вермут?).

Возможно, оплетенная бутылка не зря занимает центральное место в парадном портрете, и с ее содержимым тоже связан какой-то значимый эпизод — ныне, увы, забытый.

Французское шампанское

Определенные виды алкоголя становятся для элиты must have. В ситуации, когда страна-производитель является законодателем моды для остальной Европы, это приводит к резкому увеличению экспорта — благо подражателей, а следовательно, и покупателей среди географических соседей хватает. В XVIII—XIX веках такую роль, разумеется, играла Франция, славившаяся своими винами.


Жан-Франсуа де Трой. Обед с устрицами. 1735 г. Музей Конде, Шантийи

В некоторых странах случались перекосы, и слепое преклонение перед Францией оборачивалось для них пугающими расходами.

Хрестоматийный пример: в 1825 году фирма «Вдова Клико» ввезла в Российскую империю 250 тыс. бутылок, около 90 % своего производства.

Впрочем, на русском изобразительном искусстве это отразилось очень слабо — в отличие от поэзии. Дело в том, что стихотворцы пушкинской поры были обеспеченными бездельниками и гурманами и за «вдохновением» без проблем посылали лакеев. А бедные трудяги художники не могли себе такого позволить — не то что их французские и — особенно — голландские зажиточные коллеги, всегда имевшие пару монет на «реквизит».

Национальные мотивы

Во второй половине XIX века во многих странах наблюдается всплеск интереса к национальному наследию: у английских прерафаэлитов, скажем, — к легендам о короле Артуре, ну а в России — к древнерусской эпохе и народным обычаям, что оказало влияние на иконографию алкоголя в живописи.

Так, у Константина Маковского нарядная боярышня на картине «Чарка меду» держит этот эндемически российский напиток. Что-то похожее, посконное, причем в большом количестве, пьют у него и в «Поцелуйном обряде», и в «Боярском свадебном пире».


Иван Куликов. С праздником (Зарделась). 1911 г. Муромский историко-художественный музей

Водка пока остается табуированной темой, мелькая лишь у мрачных передвижников как символ зла (совершенно справедливо!).

Правда, к концу XIX века и этот крепкий напиток смогли превратить в нарядный народный «сувенир» — как на полотне Куликова, где купеческая дочка держит в руках казенную бутылку-штоф, расписанную портретом Екатерины Великой.

Великий абсент

Есть гипотеза — выдвинутая теми, кто совершенно не понимает эволюции искусства, — что мутации реалистической живописи, накрывшие Париж в период импрессионизма и позже, связаны со свободной продажей в городе дешевого и натурального абсента. Мол, он так влиял на сознание художников, что они и раскрепостились, открыли новую изобразительную реальность.


Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

С тем, что потребители абсента были героями множества картин сразу нескольких направлений модернизма, от Мане до Пикассо, не поспоришь. Правда, этот напиток запретили изготовлять по старинным, особенно глючным рецептам в 1910-х годах — а живопись ХХ века более реалистичной все равно почему-то не стала… Впрочем, недаром говорят, что прошлое столетие — это уже эпоха, когда вдохновение шло от совсем других веществ.
Источник: knife.media










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.