17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Человек социального пограничья. Лев Лурье о семидесятнике Александре Боровском

29.04.18

александр боровский семидесятники андерграунд

«Писателями в России традиционно называли создателей художественной литературы. Но вот уже лет тридцать читают, смотрят, обсуждают не тех, кто предлагает читателю вымышленных героев, а мастеров нон—фикшен. Bellelettre (искусство писать смешно, пронзительно, неожиданно) теперь принадлежит скорее не прозаикам и поэтам, а публицистам и критикам...





В сегодняшнем Петербурге в их числе Аркадий Ипполитов, Татьяна Москвина, Станислав Зельвенский и автор только что вышедшей книги "Разговоры об (не отнять) искусстве" Александр Боровский — куратор и создатель отдела новейшего искусства Русского музея, художественный критик.

Поколение семидесятников, дети послевоенного беби—бума, в Ленинграде известно такими разными людьми, как Владимир Путин, Анатолий Чубайс, Борис Гребенщиков, Арсений Рогинский, Владимир Кумарин. Жизнь этой генерации резко поделена на две половины: они встретили эпоху нового Петербурга уже зрелыми людьми — между 35 и 45. Детство и юность пришлись на хрущевскую оттепель, молодость — на брежневский застой. Сейчас им к 70 — время писать мемуары.

Между тем ленинградские семидесятники жили совершенно по—разному, отдельные их страты практически не пересекались. Владимир Путин мог побывать в "Сайгоне" только по служебной надобности, Арсения Рогинского трудно представить себе сплавляющимся на плоту по Вуоксе с Анатолием Чубайсом.

Александр Боровский — маргинал, человек социального пограничья, его горизонт шире, ему внятны все страты тогдашнего общества. Поэтому его воспоминания, как "История моего современника" Владимира Короленко, всесословны.

Давид Боровский, отец автора, — сын еврея—слесаря из подмосковного рабочего поселка, уличный боец, фронтовик, мастеровитый и статусный художник, писавший и портреты членов политбюро, и тончайшие иллюстрации к прозе Ивана Тургенева. "Отец сохранил бойцовские качества и в старости. У него не было паузы между импульсом и действием".

Мать — дочь дворянки из царских офицеров, пережившей красный террор, и советского генерала—летчика. Генеральский дом в Ротах, потом родительская квартира в Коломне, отцовская мастерская в Доме художников на Песочной наб. Широкий, открытый дом. Друзья отца мастеровитые соцреалисты — и тут же Натан Альтман, Валентин Кудров, Тамара Шишмарева.

Среда не советская и не антисоветская, а просто несоветская. "Эти люди оберегали свою частную жизнь и свою частную линию в искусстве. Задача (не сформулированная, скорее ощущаемая на уровне самоуважения, сохранения личного достоинства) была: не впускать "чужое" (идеологию, нравы, речевую субкультуру) в свое повседневное, частное".

Сам Александр Боровский окончил Академию художеств, работал искусствоведом в Худфонде, на ЛФЗ, в Русском музее. Не бедствовал, но особой карьеры при советской власти не делал: "Мы не были диссидентами, совсем нет. Но и доверия никак не внушали. Не делали шагов навстречу. Уходить в андеграунд в моем круге в целом не было принято. С этого пути уводила сосредоточенность на профессионально—исполнительских моментах".

Лирический герой мемуаров — легкий человек, гедонист, ценитель ресторанов (пусть и советских), домашних пирушек, задушевной беседы, сладкой похмельной кружки пива у ларька, прекрасных дам, путешествий (по СССР — за границу не пускали), знаток множества баек. Умение выжить и сохраниться, не жалуясь и занимаясь любимой работой, сделало для него переход в новую постсоветскую реальность невероятно успешным.

В андеграунде был шанс стать гением (как правило, посмертно), но подавляющее большинство загнанных в гетто кочегарок и дворницких, простоявших свою жизнь за маленьким двойным, ничего не достигли, спились, дисквалифицировались и умерли в безвестности. Считаные единицы сумели реализоваться тогда, когда невозможное оказалось возможным.

С 1990—х Александр Боровский с его насмотренностью, начитанностью, прекрасным английским, юмором и светскостью делает невероятную карьеру. Свой в галереях Сохо, главных музеях Европы, устроитель выставок и автор каталогов. И друг своих друзей, самых разных, казалось бы несовместимых. Веселая книга, редчайшая для России история успеха.»











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.