17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

О музах художников без сантиментов

19.04.18

музы художников художники

Женщины широко представлены в истории искусства — но только не как авторы, а в качестве изображаемых объектов. Госпожа Лиза дель Джокондо кисти Леонардо, девушка с жемчужной серёжкой с полотна Вермеера, Эди Седжвик в экспериментальных фильмах Уорхола — все они узнаваемы, но только в контексте разговора о гениях...






Подробный исторический экскурс опустим: вы наверняка помните, что музы — это покровительницы искусств родом из Древней Греции, а традиция почитания поэтами и художниками женщин буйно расцвела к эпохе Возрождения.


Итальянский гений Петрарка посвящал сонеты Лауре, его соотечественник Данте — Беатриче, француз Ронсар писал стихи о прекрасной Кассандре. Историки не уверены, существовали эти женщины на самом деле или были собирательными образами: о жизни муз поэтов Ренессанса нам неизвестно почти ничего.

Творцу было достаточно один раз мельком увидеть симпатичную девушку, чтобы потом превратить её в свою недоступную возлюбленную и щедро наслоить на запомнившийся образ вообще все черты, которые ему нравились в женщинах — получившаяся героиня развивалась и обрастала деталями отдельно от оригинала.

Пока Петрарка воспевал непорочный облик и ангельский стан Лауры, реальная итальянка, которую исследователи считают её прототипом, скончалась в 38 лет, родив 11 детей, а поэт ещё несколько десятков лет писал о ней, как о живой.

Над традицией почитания вымышленных богинь от души издевался Шекспир в своих стихах о «смуглой даме»: например, в знаменитом 130-м сонете поэт прямо заявил, что тело его возлюбленной «пахнет телом», а не фиалками, и вообще его «милая ступает по земле» (этим выгодно отличаясь от бесплотных муз других поэтов).

Когда идеализм эпохи Возрождения рассеялся, выяснилось, что к гениям чистой красоты можно испытывать не только платонические чувства: те, кого мы сегодня вспоминаем как муз великих авторов XVIII, XIX и XX века, чаще всего были любовницами или жёнами.

Придыхание, с которым о них говорят сегодня, приписывало им как будто особенный образ жизни или род занятий, но обычно они оказывались натурщицами, домохозяйками или управделами.

Например, жена Сальвадора Дали Елена Дьяконова была его моделью и агентом, а до Галы роль модели и хозяйки исполняла младшая сестра гения Ана Мария — смена караула муз в жизни сюрреалиста произошла один раз, что среди художников тоже редкость.

Иллюстрацией тошнотворного афоризма о «великой женщине, которая стоит за каждым великим мужчиной», стала и биография Софьи Толстой из учебников по русской литературе.

Ведь Софья Андреевна не только родила 13 детей и занималась хозяйством, но и поддерживала творческий процесс своего гениального мужа: переписывала тысячестраничные черновики «Войны и мира» от руки. А ещё вела переговоры с издателями и подписывала за Толстого документы.   

При ближайшем рассмотрении оказывается, что музы — это вовсе не легкомысленные нимфы, возведённые на пьедестал, а люди, обеспечивающие быт творца и его эмоциональное здоровье безо всякой надежды на взаимность.

Кому-то же нужно покупать продукты, мешать краски, подносить кисти и убирать завалы из скомканных черновиков (в более аристократической версии — управлять поместьем и организовывать салоны, на которых творческие люди смогут приятно пообщаться).

О незаметных бытовых подвигах, которые жёны великих совершали ради искусства, довольно наивно рассказывает выставка, которая пару месяцев назад открылась в Музее русского импрессионизма. «Такие разные, такие непохожие, их объединяет лишь одно — все они жёны».

Возможно, сами героини экспозиции, жившие в другую эпоху, не увидели бы в этом обобщении ничего обидного — но в XXI веке эта фраза, мягко говоря, режет слух. К слову, после того как Гала взяла в свои руки управление семейными финансами, Дали заработал состояние, внушительное даже по меркам современного арт-рынка.

Отдельная грустная тема — это союзы, в которых женщина сама была талантливым автором, но не смогла реализовать себя из-за исторической обстановки или заведомо проигрышного соревнования с мужским эго.

Самый известный и печальный пример — скульптор Камилла Клодель, которая блестяще начала карьеру, работала в мастерской Родена и стала его любовницей, однако после разрыва с ним оказалась в психиатрической лечебнице и уничтожила большинство своих работ.

Даже в тех парах, где женщины могли воплотить в жизнь свои творческие амбиции, существовал огромный финансовый разрыв, усугублявший зависимость одной от другого.

Роль музы преподносят как исключительную и возвышенную — но она явно менее почётная, чем статус художника. Фрида Кало была бы явно не рада остаться в истории как «муза Диего Риверы» — по отношению к великой художнице это звучит нелепо и даже оскорбительно.

Грейс Джонс, о которой мы уже подробно рассказывали, решительно отвергла роль музы при фотографе Жан-Поле Гуде, заявив, что не хочет конкурировать с идеализированной версией себя.

«Я поняла, что в прошлом тысячи женщин могли выразить себя только через мужчин, в которых влюблялись», — признаётся писательница и гейм-дизайнер Сара Эллисон в своём эссе о том, почему она больше не хочет быть музой.

Действительно, можно только представить, сколько женщин вкладывали свои способности в работу своих мужей и дарили им свои идеи — просто потому что не имели другой возможности их воплотить. Для них звание музы — утешительный приз за убитые в детстве амбиции и невозможность в полной мере быть собой.

Собственные таланты и желания женщин, живших рядом с великими, часто стираются из их биографии: ведь стереотипная муза — это воплощение пассивной женственности, зеркало, в котором мужчина может видеть и исследовать разные стороны самого себя.

Предполагается, что «влиять на великие умы» она должна как бы незаметно, с помощью «мягкой силы»: поддерживать творца в его начинаниях, восхищаться им, подпитывать его самооценку, благосклонно относиться к причудам (например, алкогольной зависимости) и мелким шалостям (изменам или привычке поколотить спутницу жизни при очередном творческом кризисе).

Меценаток, коллекционерок и галеристок музами называть как-то не принято — хотя ими искренне восхищались, посвящали им картины, стихи, песни и романы. Почему язык не поворачивается назвать «музой», скажем, Гертруду Стайн, которая была ключевой фигурой для Хемингуэя, Пикассо, Матисса, Фицджеральда и десятков других?

Может быть, потому что она была слишком деятельной, слишком авторитетной, слишком умной — и сама писала романы, а спать предпочитала не с писателями из своего круга, а с женщинами?

Образ музы в эпоху соцсетей явно меняется, но всё ещё достаточно старомоден. Ресурс WikiHow, например, советует начинающим музам стать пленительными и загадочными, «развивать в себе беззаботный, дикий дух», «быть сексуальными», «отличаться оригинальным стилем», «отказаться от работы от звонка до звонка» и — внезапно — «интерпретировать свои сны». 

Это список подозрительно напоминает инструкцию, как стать идеальной женой: в каждой второй статье на народных психологических ресурсах советуют, как «вдохновить мужа больше зарабатывать» и «стать музой для своего мужчины», чтобы он оторвался от дивана.

Авторы предупреждают, что если партнёр недоволен своей жизнью или карьерой — это ошибка женщины, которая недостаточно его вдохновляет; на форумах всерьёз обсуждают, как «вдохновить мужа помыть посуду» или «провести время с детьми».

Получается, что муза должна выполнять эмоциональную и физическую работу, но не может рассчитывать на взаимность — и ей «нельзя быть агрессивной, обидчивой, расстроенной», потому что «идеальная девушка» всегда должна быть в хорошем расположении духа.

Впрочем, само слово «муза» слишком древнее и красивое, чтобы не дать ему ещё один шанс. Например, в некоммерческой организации Modern Muse слово термин используют в освежающе новом смысле — так называют женщин с выдающейся карьерой, которые выступают в роли дистанционных менторов для девушек, мечтающих добиться успеха в самых разных областях.

По версии основательниц Modern Muse, «современные музы» — это героини с творческими амбициями и богатым опытом, которые хотят помочь заявить о себе следующему поколению женщин.

Наверное, действительно есть люди, которые видят своё призвание в том, чтобы безвозмездно вдохновлять других — как существуют и те, кто действительно счастлив, оставив карьеру и занимаясь хозяйством и детьми.

Но если вы думаете, что хотели бы быть чьей-то музой, имеет смысл спросить себя, правда ли вы хотите вкладывать в чужое творчество столько сил, оставаясь на вторых ролях, или вы просто не можете себе признаться, что хотите создавать сами? Если у вас достаточно энергии, чтобы вдохновлять других — может быть, стоит потратить её на себя и сказать миру что-то собственным голосом?
Источник: wonderzine.com










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.