18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Преступное искусство?..

30.03.18

светлана соколовская интимное искусство эротика

Предлагаем вашему вниманию текст постоянной нашей читательницы, художника Светланы Соколовской. Статья посвящена de facto табуированной  в России теме «интимного искусства». Автор как делится с читателем личными впечатлениями, так и адресует им большое количество вопросов, требующих осмысления...





Художник - преступник? Или «В России секса нет (по-прежнему)»

Я  из тех художников, которым интересна человеческая природа как источник вдохновения, раздумий, логических выводов. И обширная практика портретной живописи развило способности к психоанализу. Более глубокое увлечение психологией, социальными науками,  современными  достижениями в сфере генной инженерии, биохимии,   способствовали  трансформации  исследовательского интереса в концепцию моего направления в современном искусстве -  «Интимного искусства».



Из дневника, личное:

«Каждый раз, идя в мастерскую, я совершаю преступление!

Я создаю неприличное искусство.

Я заставляю людей смотреть на себя самих без одежды.

Я рисую сюжеты из личной жизни каждого взрослого человека и этим подтверждаю мою причастность к их интимному самосознанию.

Насколько страшно\опасно моё преступление?

Лет 5 назад я начала исследование развития в современном искусстве жанра НЮ. Анализ современных произведений показал, что тема переходит из банального изображения тела в область провокаций с целью подтолкнуть зрителя к более широкому осмыслению своего телесного эго в социуме.

Первым моим шагом было посещение  «МузЭрос» На Лиговском В Петербурге. В первые годы его существования проводились умные экскурсии. Магазины секс шопов дали массу впечатлений своим изощрённым многообразием. Особенно впечатлили механизмы для сексуального удовлетворения.

Общение с сексологами, квир сообществами, свингерами, андрогинами, сексуально озабоченными бабушками и дедушками открыло для меня колоссальный информационный пласт культуры современного интимного мира. Это такой очень закрытый, репрессированный, искалеченный моралисткими догмами «мегаполис».

Казалось бы — все про всё знают, откуда берутся дети, индустрия порно фильмов не оставила шансов на тайну интима. Но мало кто может посмотреть на себя как на объект откровения  даже опосредованно. Видимо поэтому галереи в СПб не рискуют работать со мной. Зачем предлагать людям острые переживания\рефлексии, когда можно жить тихо и мирно? Зачем задумываться о праве средневековой морали на социальный приоритет? Привычней быть толпой голых королей, и не важно, что каждый готов сказать — король то голый.

Моя горячо любимая семья до сих пор не может примириться с моим выбором в искусстве. Мой старший брат при каждом общении через скайп строго спрашивает пишу ли я до сих пор Х**и или как все нормальные люди начала рисовать цветы и моря? Мой сын скульптор, прошедший Петербургскую академию Штиглица не в состоянии избавиться от провинциального «трафарета» сегодняшнего художественного образования.

Массовое сознание делает рабами даже очень умных и одарённых людей. Поэтому моей семье кажется, что я испачкана, грязная, утратила и продолжаю терять своё достоинство! Мои множественные аргументы, что это искусство свободно от предрассудков, что видеть в картинах отражение меня- это ошибочно и т.д. мало помогают.

Сошлись на том, что дома не говорим о моём искусстве вообще. Мастерскую закрываю на ключ. Бессонными ночами сижу пред моими картинами и думаю — кто сошёл с ума? Я? Или мир? Или девиация — это норма или всё иллюзия?

Продолжаю свою эпопею. »


"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Статья 44 Конституции РФ

 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Это основной закон нашей страны. Но есть статья в УК РФ с комментариями:

Статья 242. «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1.    Незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов — наказывается……

И: 

2.     Порнография — непристойное, грубо натуралистическое, детализированное, циничное изображение, словесное описание или демонстрация половой жизни людей, все, что расположением лиц, поз, рисунка обнаруживает специальное стремление возбудить похотливое чувство. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов. Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т.е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений.

Друг юрист посоветовал узаконить моё «Интимное искусство» взяв экспертное заключение у независимых искусствоведов. Списалась с несколькими агентствами\фирмами\организациями. Ответы были в стиле русского дышла.

«Добрый день, эксперт готова написать, что ранние работы относятся к категории эротические. Если Вас устроит такой такой вывод, уточню по стоимости экспертизы.
Последние работы это не эротика. Натуралистическое изображение полового акта с видом гениталий относится к разряду порнографии.»

И из другого агентства:

«Светлана,
Как Я и писала ранее -вопрос по Вашим картинам довольно сложный, и конечно же, каждый эксперт смотрит на это через свою призму. Поэтому сколько экспертов, столько и мнений. Во всяком случае, мнение нашего эксперта, что это искусство и что тут есть над чем поработать и привести доказательную базу, опровергающую что это порнография. Исходя из высокой стоимости, мы можем сделать небольшую скидку и провести данное исследование за N т.р. Меньше, к сожалению, не получится ..»


При отправлении картин за границу необходимо пройти процедуру  экспертизы на предмет давности работ, т.е не является ли вывозимое произведение культурной ценностью облагаемой дополнительными налогами и платежами. Экспертиза платная и проводят её частные фирмы, дают заключение.

В одной из таких фирм,  ближайшей от офиса гос.регистрации я подавала документы в виде фото и описания. Казалось бы,  дамы преклонных лет, эксперты от культуры не кухонные маргиналы, много видели и должны понимать отличие искусство от повседневности\реальности.

Но как только стали смотреть картины вся образованность была забыта под давлением внутренней цензуры. Дама с возмущением оттолкнула фото с комментарием —  это что? Неприлично, порнуха! Что Вы заканчивали? Как можно такое писать?.

Самое удивительное, что так возмущаются люди от искусства. Внутренняя цензура настолько сильна, что логические доводы о том, что территория искусства не имеет рамок и границ как и разум имеет свободу поиска\интерпритаций\суждений\выводов, в отличии от социальной бытой территории, трудно и долго ищут место в мозгу чиновников.

Буквальная и фанатичная приверженность традициям (любым) и обычаям делает невозможным творческий  эксперимент. Чтобы увидеть новые возможности необходимо выйти из привычных\комфортных условий.

Но существующая на сегодня система воспитания\обучения с раннего возраста формирует в личности сеть устойчивых клише, которые держат общество в рамках прогнозируемого поведения.

Не спорить,  не возражать, не обижаться, быть лояльным для всех и всегда, писать в соц.сетях милые шутки, котят, фото путешествий и т.п. Не видеть и не слышать острых проблемных событий\фактов  - это комфортный стиль жизни большинства.

( Экспертизу на вывоз  мне всё таки оформили  за 2000.Рубл.)

В 90% социальных сетей в правилах стоит запрет публикаций обнажённого тела. Что боятся?

1. Массового разврата?
2. Обвала трафика, вследствие повышенной активности блогеров?
3. Возникнет ощущение свободы?
4. Человечество разочаруется в своей "идеальности"?
5. Забота о детской психике?
6. Боятся признать в себе "падших ангелов"?

На почту почти каждый день приходят приглашения к участию во всевозможных арт мероприятиях. Первым делом читаю условия. И во всех обязательный пункт: «Не рассматриваются\не принимаются  произведения содержащие изображения порнографического характера».  Чем так оскорбляет мир искусства порнографические изображения?

Говорить о том, что порнография\порнофильмы это низкопробная\маргинальная\преступная сфера жизни -  уже не корректно. Порноиндустрия есть обширная субкультура, и отрицать существование её это всё равно как прятать голову в песок. 99% населения хоть раз, но смотрели порно.

То есть изображение  действия общечеловеческого свойства под запретом. И почему чувства\эмоции сексуального характера должны быть именно похотливыми\циничными\грубыми? И где разница похоти и чувства у одних и других людей и чем это определяется? Изображение на  плоскости холста само по себе не предмет «похотливости» . 

Ассоциативность  сексуальных чувств возникает в мозгу зрителя, а какой оттенок эти чувства имеют ( похотливый\циничный\грубый  или сексуальный) это зависит от индивидуальных особенностей каждого.

В декабре прошедшего года в дружеской беседе за чашкой чая  разговорились с моим давним товарищем по искусству о современных позициях цензуры на интимные\эротические вещи. Интересные факты из жизни его семьи оказались показательными для картины в целом как результат «запретительной терапии» общества.

У Товарища два сына 24 и 17 лет. Младший в откровенном разговоре поделился с отцом о своих взглядах на девушек. То, что современная молодёжь «постигает» науку сексуального поведения через просмотр порнофильмов массового потребления стало печальной нормой, так как других альтернативных способов посмотреть\ узнать\пережить\отрефлексировать нет.

Всё под запретом, на Аполона надевают трусы в музеях.  У юноши сложился стереотип поведения с девушкой как в фильмах от начала до конца.  Легальная культура порно индустрии задаёт нормы поведения в сексе. Из интима  уходит романтика и  чувственность.

В магазинах.театрах, на улице мы под пристальным вниманием видеокамер, нас прослушивают, просматривают,  про нас знают всё! Не успела захотеть что-то,  уже предлагается обильная реклама в окне браузера. Мы как мыши в клетке, за нами наблюдают и ставят над нами эксперименты. Искусственно создаваемый психоз вокруг сексуальной природы очень похож на методы инквизиции.

Контролировать скрытое и властвовать.  С другой стороны условно скрытая  торговля не только телом(проституция), но и торговля сексуальными желанием (порно фильмы)  обрело качество кнута и пряника.  Можно обвинить отца в педофилии, потому что обиженной жене показалось, что он как-то неправильно держит дочь  на коленях.

В Америке в детских садах дети вынуждены спать днём  в одежде и обуви  так как воспитатели не решаются их раздевать, вдруг кто-то заподозрит в сексуальных\педофилических умыслах.  Маятник истерии качается от параноидальных страхов и анархической жестокости до рафинированной деструкции  сексуальности.

Вспомните, более века назад презервативы были в продаже только в специальных магазинах, или у врачей, сейчас этот элемент личной гигиены продаётся в супермаркетах. Игрушки для секса, лубрикаторы и всевозможные  смазки перекочевали из сексшопов в общедоступные аптеки.

В этом не ничего странного, если бы наравне с разумным движением не соседствовало бы жёсткое подавление  интимной  физиологии в  межличностных, социальных  отношениях. В тёмных комнатах запретов и отрицаний очевидного зреют девиации и извращения, что в дальнейшем приводит к насилию.

Интересны отношения к картинам  людей разного возраста. Пожилые за 60 лет относятся с любопытством и юмором,  40-ка летние с долей настороженности и страха, молодёжь до 30-ти -  как к искусству.

В прошлые века обнажение стремилось отразить  красоты тела, гармонию с природой, чувственность интимного была эстетической нормой.  В СССР сексуальная составляющая изображения\сюжета была запретна, что отражало устройство общества на то время. Это была как бы тайна. Сейчас тайн не осталось. В открытом доступе любая информация. И это диктует совершенно другой подход к творчеству.

На моих выставках мне интересно получить обратную связь. На одной из картин я прошу зрителя написать на холсте своё мнение об увиденном. Это очень интересный эксперимент. Зрителю приходиться выбирать в себе роль вандала или творца и решиться на откровение.



Тоже очень  любопытна реакция «разоблачения» меня незнакомыми ранее людьми. Определяется явный конфликт в понимании совместимости  между «генитальным  сюжетом», робостью, стыдом  и  вынужденной роли признания «неприличного»  нормальным явлением и согласиться с этим. Чем гениталии хуже других частей тела? Вся пошлость в голове? Или нет никакой пошлости и отвращения себя?  На такую ломку нужно время. Но кто её прошёл, тот приобрёл иммунитет от ханжества и лицемерия. 

Продолжаю мою увлекательную жизнь-исследование.

И : «Изготовление или перемещение через Государственную границу РФ порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава данного преступления.»
Художник Светлана Соколовская










  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.