15.09.18
Christie's задумал сделать Дэвида Хокни самым дорогим художником в мире
Картину британского художника Хокни выставили на аукцион за $80 млн.В Christie's считают работу Дэвида Хокни одним из величайших шедевров эпохи, она может стать самой дорогой из проданных на аукционах произведений живущих авторов...
14.09.18
Чарльз Дана Гибсон, создатель идеала красоты по-американски
14 сентября 1867 года в Роксбери (штат Массачусетс, США) родился Чарльз Дана Гибсон, который увековечил свое имя созданием нового эталона красоты, названного «гибсоновская девушка» (Gibson Girl). С лёгкой руки Гибсона впервые появился общепризнанный стандарт «красоты по-американски»...
13.09.18
Новые фишки рынка старых мастеров
2018 год оказался особенно удачным для старых мастеров. Речь не о громких продажах или серьезном увеличении доли на мировом арт-рынке — продажа Леонардо здесь все же аномалия. Речь о необычайном оживлении в среде коллекционеров, галеристов и аукционистов, в последнее время все более изобретательных в деле привлечения интереса к самому консервативному сектору...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

120 лет Русскому музею: интервью с Владимиром Гусевым

06.03.18

владимир гусев русский музей

Русскому музею в Санкт-Петербурге — 120 лет. Открытие экспозиции для публики состоялось 7 (19) марта 1898 года. Основу коллекции составили произведения, поступившие из Академии Художеств, Эрмитажа, Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Сегодня это крупнейшее хранилище национального искусства...



- Владимир Александрович, в массовом сознании Русский музей существует как собрание классической живописи, хранилище достижений национального изобразительного искусства. Какие у вас отношения с современностью? Известно, что выставки современного искусства в Эрмитаже, например, сопровождались скандалами.

- В свое время, когда в Мраморном дворце мы начали активно показывать современное русское искусство, привлекали современных художников, коллеги из других музеев к нашей деятельности относились иногда с тонкой и немного ироничной улыбкой… У современников всегда очень сложные отношения с современным искусством, потому что оно отражает и нелицеприятные стороны нашей жизни. Нужно понимать, что функции искусства в XX веке сильно изменились, в сравнении, например, с XIX веком. Это и социальный жест, и политика. Часто эпатаж, провокация, вызов…

Русский музей еще в начале XX века собирал и хранил то, что тогда называлось современным искусством. Как и Третьяковская галерея. Третьяков ведь просто скупал полотна своих современников, его коллекция и составила основу галереи. А Русский музей выполнял тогда ту же функцию в отношении полотен русских авангардистов. Не случайно ведь у нас — самая большая коллекция русского авангарда, — это одно из самых обширных собраний.


Казимир Малевич, в свое время утверждавший, что музей — это кладбище искусства, что музеи не нужны, затем нашел пристанище в Михайловском дворце, когда его отовсюду выгнали. Авангардисты в свое время тоже создали музей современного искусства, но они очень быстро перессорились, не сумев разобраться, чьи картины где будут висеть.

И их коллекция оказалась в Русском музее. В 20-е, 30-е и даже в 50-е годы, когда идеологи утверждали, что это формализм, мои предшественники эти вещи прятали, хранили. В 30-е годы был создан отдел новейших течений, существующий по сей день, сейчас его возглавляет известный исследователь современного изобразительного искусства Александр Боровский.

В музее коллегиально решается, что нужно закупить для музея, что действительно — искусство, что останется в истории и без чего нельзя существовать музею, а что со временем будет отсеяно.

Но я хочу сказать о другом. Художественная жизнь должна быть до известной степени ненормальна, в ней все время должно что-то происходить, это естественно. Можно, конечно, и человеческие экскременты выдавать за искусство и продавать за бешеные деньги. Но эпатажные вещи должны экспонироваться где-то в галереях, в художественных центрах, предназначение музея — немного другое…

Другой подход

- Вам удается знакомиться с работой других музеев? Перенимаете ли что-то из мирового опыта?

Когда я только стал директором музея (в 1988 году. — NT), я проходил стажировку в США и в Европе. Там не то чтобы другой подход к музейному делу — там просто не было Октябрьской революции. Точнее, революции были, но давно — как в Англии или во Франции, например… Поэтому там другая организация музеев и другие условия существования.

Там музеи активно поддерживает частный капитал, финансированием также занимаются крупные фонды. У них более гибкая политика, в «Метрополитен-музее», например, нет фиксированной платы за вход. Даже если у вас не хватает денег, вас могут пустить бесплатно. Процессы, которые у нас произошли всего 20—25 назад, у них «случились» 45—50 лет назад — когда государство сказало: мы не можем больше содержать такое количество музеев и театров, идите зарабатывайте деньги сами.

И нам тоже пришлось научиться привлекать средства: у нас есть Попечительский совет, есть Клуб друзей Русского музея. Под конкретные проекты — на выставки, на детские образовательные программы деньги идут проще. Сложнее с техническим оснащением зданий, с капитальным ремонтом, с реставрацией. В стране еще, к сожалению, нет понимания, что культура — это проект такого же уровня, как национальная безопасность, и он требует соответствующего финансирования.

В начале XX века, о котором мы говорили, мы в этом смысле были впереди планеты всей. «Дягилевские сезоны» гремели, Третьяков, Мамонтов, Морозов, Кокорев, Свиньин собирали коллекции. Кокорев и Свиньин, кстати, почти разорились, но их собрания легли в основу Русского музея. Это те же «новые русские» — предприниматели, промышленники, купцы, вкладывавшиеся в культуру…

Сейчас такого понимания нет. Мы выставки русского искусства за рубежом проводим за счет принимающей стороны. С одной стороны, хорошо, что там дают средства на экспонирование нашей живописи, скульптуры. Но с другой — кто платит, тот и заказывает музыку. Для них русское искусство — это иконы и три имени из русского авангарда: Малевич, Шагал и Кандинский. Ну передвижники еще, может быть, — их разрешали вывозить. Сейчас наша задача — открыть реальную историю и ценность русского искусства, переломить отношение к нему как к «догоняющему» европейское и мировое. За счет принимающей стороны это не всегда просто.

Тех денег, которые дает государство, хватает на 2—3 экспозиции, а мы проводим 40—50 в год, из них 10—12 — за границей. И это большая разница...

Без взаимопонимания


- Петербуржцы очень чувствительны к любым вмешательствам в исторический облик города. Вас тоже это беспокоит?

- Реставрация, строительство — это очень тяжелое дело. И всякий, кто берется что-то делать, в сознании обывателя либо вор, который обязательно хочет положить себе что-то в карман, либо вандал, который все изувечит… Мы еще не начинали реставрацию Летнего сада, а нам уже кричали, что мы все там испортим.

Город должен жить, развиваться. В свое время Мопассан убежал из Парижа от Эйфелевой башни. А сегодня это один из символов города. Я, конечно, не сторонник «московского» сценария, где много старой, любимой мною Москвы было уничтожено. Но если все сохранять, то и на месте Русского музея сейчас должна быть дача шведского полковника.

Я знаю одно: такие вопросы не решаются на митингах, потому что это агрессия, то есть то, с чем культура должна бороться. Совсем необязательно кричать, чтобы тебя услышали. У Дмитрия Сергеевича Лихачева, например, был очень тихий голос, но его все слышали. Когда-то он очень помогал нам и при обустройстве Летнего сада, и в реставрационных делах, и в выставочной деятельности…
Источник: newtimes.ru










  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ! С 09.07 по 20.07.2017 с 12:00 до 19:00. ВС, ПН - выходные.
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.