23.06.18
Марина Лошак решила превратить главное здание ГМИИ в подобие «Британского музея»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина на место Ирины Антоновой. В публикуемом интервью она рассказывает о реорганизации музея, новой коллекции, рецептах успешной выставки и рекомендует всем не засиживаться в кресле директора более 10 лет...
23.06.18
Подтверждена подлинность самого раннего подписанного произведения Леонардо
Итальянские исследователи установили подлинность и представили в Риме самое раннее из подписанных произведений Леонардо да Винчи — майолику, изображающую архангела Гавриила...
19.06.18
Железная хватка Михаила Пиотровского
Ниже опубликован фрагмент из книги руководителя Фонда британских друзей Эрмитажа Джеральдина Нормана «Пиотровские. Хранители ковчега», рассказывающий об истории «Эрмитажа 20/21», одного из самых амбициозных проектов музея...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

Родился Николай Ге, художник «оскорблявший чувства верующих»

27.02.18

николай ге русские художники

27 февраля 1831 года в Воронеже родился Николай Ге. «Я потому и делаю нецензурные вещи, что я художник, — говорил Ге. — Этот дар дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть, что в нём дорого, но что заслоняет пошлость жизни»...






Неудавшийся математик


Необычная фамилия досталась будущему художнику от деда, французского эмигранта. А дом на улице Введенской из девяти комнат его мать Елена Ге получила от губернского секретаря в счёт уплаты долгов. Мальчик совсем не помнил маму: она умерла от холеры, когда ему было всего три месяца.

Самое яркое воспоминание из воронежского детства — картина с лошадью. Её подарил малышу один из монахов, которые постоянно ходили мимо дома Ге к монастырю. Ребёнку так понравилась лошадка, что он начал перерисовывать её мелками прямо на полу.


Через шесть лет после смерти жены отец Николая, отставной офицер и помещик продал дом и семья перебралась сначала в Киев, а затем в имение в Подольской губернии. Николай поступил в Первую киевскую гимназию, все годы учёбы он постоянно рисовал.

Однако отец не слишком жаловал увлечение Николая и посоветовал ему поступить на физико-математический факультет Киевского университета. Юноша не посмел ослушаться. А вскоре он переехал в Северную столицу, где продолжил учиться математике в Петербургском университете.

Но однажды Ге увидел в Эрмитаже картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», и что-то в нём перевернулось. Природные склонности пересилили страх расстроить отца, Николай бросил университет и поступил в академию художеств.

Иисус с лицом Герцена

Молодой художник обожал творчество Брюллова и во всём ему подражал. Его первые картины очень напоминают брюлловские и посвящены в основном античным сюжетам. Профессора оценивали полотна Ге благосклонно, наградили его золотой медалью, званием классного художника 1-й степени и поездкой за границу.

26-летний Николай вместе с молодой женой Анной отправился в Италию. Рисовал изящные пейзажи, наслаждался свободой. А потом в Риме встретился с известным живописцем Александром Ивановым, увидел его знаменитую картину «Явление Христа народу» — и здесь в жизни и творчестве художника снова случился переворот. Николай Николаевич пишет свои первые полотна на библейские сюжеты.

Одна из первых таких картин — «Тайная вечеря» — была совсем неакадемической. Её Ге привёз с собой в 1863 году из-за границы и произвёл небольшой скандал. Шептались, что лицо Христа очень напоминает черты опального Герцена, которому Ге симпатизировал. Однако император Александр II, желавший прослыть либералом, купил эту работу и подарил её Академии художеств (сейчас картина находится в Русском музее).

В 1871 году художник представил ещё одно полотно, принёсшее ему успех, — «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». А потом у Николая Николаевича случился творческий кризис.

В поисках себя, своих идеалов он даже перестал писать. Уехал с женой и двумя сыновьями на Украину, на хутор Ивановский Черниговской губернии. Учился пахать землю и класть печи. Изредка и крайне неохотно писал заказные портреты местных помещиков — только когда нужда заставляла. Супруга Анна Петровна покорно сносила все душевные метания мужа.

Почему Третьяков отказался покупать картину «Распятие»

В начале 80-х Николай Николаевич прочитал статьи Льва Толстого и понял, что нашёл единомышленника. Он приехал к нему в гости в Москву, в Хамовники и надолго поселился у Льва Николаевича. Написал его знаменитый портрет, бесконечно беседовал с классиком и даже стал, как и он, вегетарианцем. В это время художник был целиком поглощён библейскими темами.

Но воплощает он их очень своеобразно, в лихорадочной манере, более того, его Иисус отнюдь не похож на традиционный образ. Ге изображал Христа максимально человечно — некрасивым, тщедушным, лохматым, с выражением мучений и страданий на лице. Именно поэтому картины его снимали с выставок и запрещали цензурой за «оскорбление чувств верующих».

В 1891 году умерла верная жена художника, с которой он прожил 35 лет. Новые полотна Ге получались всё менее каноническими, некоторые он, страдая от критики, уничтожил. «Я потому и делаю нецензурные вещи, что я художник, — объяснял живописец. — Этот дар дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть, что в нём дорого, но что заслоняет пошлость жизни».

Две последние работы Ге «Голгофа» и «Распятие» очень впечатляют своим трагизмом, накалом страстей. «Распятие» Ге показывал только у себя в квартире, император запретил выставлять картину. Даже меценату и ценителю искусства Павлу Третьякову работа показалась слишком уж натуралистичной, и он не стал её покупать.

«Я плачу, смотря на картину», — говорил Ге, он признавал, что это полотно о торжестве смерти без надежды на воскресение. Художник хотел уничтожить картину, но не успел.

1 июня 1894 года он умер на своём хуторе. «Распятие» теперь висит в музее д’Орсе в Париже. А в старом воронежском домике Ге в 1900 году родился другой художник и тоже, кстати, Николай, только создавал он не картины, а дома, определившие облик Воронежа. Это был архитектор Николай Троицкий…
Источник: newspaper.moe-online.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.