15.09.18
Christie's задумал сделать Дэвида Хокни самым дорогим художником в мире
Картину британского художника Хокни выставили на аукцион за $80 млн.В Christie's считают работу Дэвида Хокни одним из величайших шедевров эпохи, она может стать самой дорогой из проданных на аукционах произведений живущих авторов...
14.09.18
Чарльз Дана Гибсон, создатель идеала красоты по-американски
14 сентября 1867 года в Роксбери (штат Массачусетс, США) родился Чарльз Дана Гибсон, который увековечил свое имя созданием нового эталона красоты, названного «гибсоновская девушка» (Gibson Girl). С лёгкой руки Гибсона впервые появился общепризнанный стандарт «красоты по-американски»...
13.09.18
Новые фишки рынка старых мастеров
2018 год оказался особенно удачным для старых мастеров. Речь не о громких продажах или серьезном увеличении доли на мировом арт-рынке — продажа Леонардо здесь все же аномалия. Речь о необычайном оживлении в среде коллекционеров, галеристов и аукционистов, в последнее время все более изобретательных в деле привлечения интереса к самому консервативному сектору...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

Михай Мункачи: от провинциального плотника до столичного мэтра

20.02.18

михай мункачи

20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии родился знаменитый венгерский художник Михай Мункачи — фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная. Для своих соотечественников Мункачи — великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра...





«Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве. События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке.

Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы. В  2015 году там прошла и первая крупная выставка Мункачи.


Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника — Либ, Мункачи — это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году. Примечательно, что спустя десятилетия, в середине 1920-х годов в Париже подобным образом поступит еще один венгр — Дьюла Галас, он возьмет имя Брассай (дословно — «из Брассо») и впоследствии станет одним из величайших фотографов ХХ столетия.

Но вернемся к Мункачи. Трагические события преследовали его с самого детства, мальчик очень рано осиротел. После чего семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы Мункачи тяжело трудился в мастерской, в результате чего заболел и был вынужден вернуться домой.

В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюры. На этом этапе важную роль сыграл дядя, который, несмотря на то, что был человеком простым, далеко небогатым, все же смог заметить талант мальчика и пошел навстречу его стремлениям. Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.

В дальнейшем Мункачи успел поучиться во многих крупнейших европейских академиях живописи, методы которых имели свои особенности. Но происходили эти перемещения не по прихоти или излишней разборчивости начинающего мастера. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой.


Михай Мункачи«Парижский интерьер», 1877

В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе.

Этот опыт играет решающую роль в его становлении как мастера. Вернувшись в Мюнхен, он решает уехать, чтобы продолжить обучение в Дюссельдорфе. В тот период Мункачи был очень увлечен творчеством профессора местной академии Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен.

Испытав влияние, с одной стороны, французских реалистов, с другой — дюссельдорфской школы, которую отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажей, он создает свою знаменитую картину «Камера смертника» (на выставке не представлена). Эта работа быстро прославила художника, и в результате один парижский торговец искусством приобрел сразу несколько его произведений.

Вскоре у Мункачи появляется меценат — люксембургский коллекционер барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку — они поддерживали его не только материально, но и морально.

Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга. Там мастер почувствовал себя лучше.

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон — знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Барбизонцы известны тем, что первыми отказались от академической системы образования и стали заниматься живописью в естественной среде.

Они предпочитали изображать человека и природу, изменения освещения и атмосферные эффекты; все то, что можно наблюдать только на открытом воздухе. Мункачи проникается особой атмосферой этого места, что, безусловно, оказывает влияние на творческую манеру мастера — острая социальная проблематика его сюжетов начинает смягчаться.

В Барбизоне он создает картину «Женщина, несущая хворост». Хотя в ней все еще заметен свойственный Мункачи драматизм, но при этом работу отличают светотеневые эффекты и очень плотная живопись.


Михай Мункачи. Молодая женщина на диване, 1887

Здесь есть и влияние Милле — образ героини раскрывается при помощи пейзажа. Французский реалист добивался смягчения и романтизации образов персонажей, изображая их на фоне окружающей природы. В Барбизоне Мункачи пишет еще несколько работ, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. Они исполнены в гармоничной цветовой гамме с преобладанием зеленых оттенков.

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике как и раньше. Нетрудно догадаться (вспомним историю Клода Моне и Алисы Ошеде), что затем они поженились, произошло это по окончании траура.

Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Женитьба и новый социальный статус повлияли на творчество мастера. В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью».

Определение это часто носит негативный оттенок. Изначально термин «салонное искусство», получивший распространение во второй половине XIX века, относился к произведениям, пользовавшимся поддержкой жюри парижского Салона, а также официальным одобрением властей.

Со временем, вбирая в себя новые смыслы, определение приобретало все более негативное значение — так стали называть работы спорного качества, зависящие от модных тенденций и рассчитанные на покупателей с не слишком взыскательным вкусом.

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни. Кроме того, Мункачи подписывает десятилетний, как его еще называют — «кабальный», контракт с маршаном Зедельмейером.


Михай Мункачи «День рождения отца» 1882

С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход — практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру.

Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы.

Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» — воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой, легкость и непринужденность мазка…

При первом взгляде на эту работу может показаться, что она принадлежит кисти Уильяма Тернера. Но хотя в картине угадываются стиль и приемы английского живописца, это не стоит считать подражанием. Скорее всего Мункачи был просто увлечен передачей световых эффектов, в этом произведении он максимально приблизился к пленэрной живописи.

Еще одна работа, представленная на выставке и заслуживающая отдельного упоминания — «Мильтон, диктующий своим дочерям поэму «Потерянный рай». Художнику недоставало драматизма в сюжетах, и он начал искать вдохновения в мировой литературе. Узнав о Мильтоне, который написал «Потерянный рай», будучи уже слепым, Мункачи глубоко проникся его историей.

Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства — из-за болезни, перенесенной в юности художника нередко мучили головные боли и видения. В результате свой жизненный путь мастер закончил в психиатрической клинике, когда ему было 56 лет.

Во многом благодаря своей биографии, такой интересной, насыщенной, но в то же время не лишенной трагизма, Мункачи стал настолько разноплановым художником и сложился как мастер. Он прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке.

Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры. Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства.

Кроме того, художник получал официальные заказы, например, на роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств. Здесь он работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения».
Источник: expert.ru










  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ! С 09.07 по 20.07.2017 с 12:00 до 19:00. ВС, ПН - выходные.
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.