20.02.19
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут выкинуть на улицу из-за судебного спора
Вдова Эрнста Неизвестного, одного из самых знаменитых русских художников и скульпторов ХХ века, рассказала, что его произведения, хранящиеся в доме на Шелтер-Айленде, в скульптурном парке на Лонг-Айленде и в мастерской в нью-йоркском Сохо, оказались под угрозой из-за судебного спора вокруг его завещания...
20.02.19
Михай Мункачи: от провинциального плотника до столичного мэтра
20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии родился знаменитый венгерский художник Михай Мункачи — фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная. Для своих соотечественников Мункачи — великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра...
18.02.19
Охранять Третьяковскую галерею теперь будут стрельцы
Гром грянул, и баба перекрестилась... Новую охранную систему «Стрелец-Часовой» установили в ГТГ. На усиление мер безопасности Зельфира Трегулова пошла после инцидента с похищением картины Архипа Куинджи и в преддверии ближайших крупных выставок Эдварда Мунка и Ильи Репина...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

«Аранжировка в сером и чёрном». История одной картины

13.02.18

джеймс уистлер американские художники

«Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» - одна из самых известных за пределами США картин, написанная художником американского происхождения Джеймсом Уистлером. Некоторые даже называют её американской «Моной Лизой», хотя изначально отказывались выставлять и называли неудачным экспериментом...





«Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника», 1871 (фрагмент)

Сегодня картина, купленная французским правительством в 1891 году и хранящаяся в парижском музее Орсе, - предмет пародий, реплик, аллюзий и, конечно, почитания. Даже сюжет одного из фильмов о мистере Бине разворачивается вокруг приключений с этим полотном.

Сюжет

Портрет Анны Макнейл своей композицией отражает ту роль, которую мать выполнила в жизни художника в трудные для него годы. Переехав к нему в Лондон, где молодой человек жил разгульно, она помогла стабилизировать положение, настроиться на серьезную работу и глубокое осознание искусства. Ее строгий портрет, в котором сбалансированы различные формы — это зеркало характера женщины.


Есть пара историй, почему Уистлер написал свою мать. По одной версии, Анна Макнейл заменила натурщицу, отказавшуюся прийти. По другой, — первоначальный замысел предполагал, что модель будет стоять, однако 67-летняя женщина не выдержала бы этого. Ни первое, ни второе нельзя сегодня ни твердо подтвердить, ни окончательно опровергнуть.

Таинственное название — «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» — объясняется влиянием, которое на Уистлера оказывали Шарль Бодлер и Теофиль Готье. Первый призывал современников вдумчиво исследовать жизнь и писать ее во всей суровости, не прикрытой античными аллегориями.

Второй, изучавший в то время связь музыки и живописи, вдохновил Уистлера на придание полотнам музыкальности: художник стал называть свои полотна, в том числе переименовывать созданные ранее, ноктюрнами, симфониями, гармониями, этюдами и аранжировками.

Контекст

Уистлер намеревался представить картину на выставке Королевской академии искусств в Лондоне в 1872 году. По его задумке, это была бы пощечина, которую художник страстно желал нанести снобам и критиканам. Но ничего не удалось — картину не приняли.

Простота и сдержанность в пику викториансву вызвали негативную реакцию. Критики назвали картину скорее неудачным «экспериментом», нежели искусством. Однако позднее, в годы Великой депрессии в США полотно стало гимном материнства и семейных ценностей. Даже на марке, выпущенной в 1934 году, было указано: «В память и с почитанием всех матерей Америки».

Исследователь американской культуры Марта Тедески приравняла работу Уистлера к «Американской готике» Вуда, «Моне Лизе» да Винчи и «Крику» Мунка на основании того, что, по ее мнению, каждая из этих картин очень быстро «заговорила» с массовым зрителем на одном языке и приобрела популярность.

Судьба художника

Джеймс Уистлер родился в США в семье инженера. Когда мальчику было 7 лет, Уистлеры переехали в Россию — отца пригласили работать на строительстве железной дороги, связывавшей Петербург и Москву. В то время характер Джеймса — капризный, склонный к меланхолии и болезненным состояниям — уже проявился. Единственное, что могло успокоить его, — рисование. Поэтому родители, как только получили положительные отзывы о способностях сына, отдали его учиться в академию художеств.

После возвращения в США после более чем 6-летнего отсутствия Джеймс пытался учиться в разных заведениях не художественного профиля, даже в военной академии Вэст-Пойнт, но был отчислен. Первое время после этого он работал картографом, но был со скандалом уволен, когда выяснилось, что на картах он рисовал морских змей, русалок и китов. Оставаться в США Уистлер не хотел — его тянуло в Париж.

Во французской столице, куда он все же переехал в 1855 году, молодой человек быстро освоил богемный образ жизни. Снял студию в Латинском квартале, завел подружку-француженку и портного и занялся самообразованием. Брал он и частные уроки. Так, у Чарльза Габриэла Глера он перенял два принципа, которые пронес через все творчество: линия важнее цвета, и черный — основа гармонии.

Денег не было, нищета страшная. Чтобы хоть как-то жить, он копировал мастеров в Лувре и продавал эти картинки. Алкоголь, курение, непрогретая студия усугубляли и без того слабое здоровье.

После Парижу Уистлер отправился в Лондон. Собственно, большую часть жизни Уистлер провел между этими городами. Окончательно он осядет во французской столице в начале 1890-х. (К тому времени он выправит финансовое положение, снимет большую студию в Париже и посвятит себя сибаритству.)

Современники вспоминали о нем, как о воинственном и вместе с тем изысканном денди, талантливом литераторе и эксцентричном завсегдатае самых модных событий Лондона и Парижа. Актриса Эллен Терри писала: «Самыми замечательными мужчинами, которых я когда-либо встречала, были, несомненно, Уистлер и Оскар Уайльд. Оба заключали в себе столько индивидуализма, столько нескрываемой дерзости, что это невозможно описать».

Уистлер был чуть ли не единственным художником, который подал в суд на автора разгромной рецензии. Иск в адрес Джона Раскина последовал после того, как критик заявил о манере, в которой написана картина «Ноктюрн в черном и золоте: падающая ракета», что это горшок краски, брошенный в лицо публики. Самого живописца Раскин окрестил наглым шутом. Уистлеру критика показалась безосновательной.


«Ноктюрн в черном и золоте: падающая ракета» (1874)

В ходе заседания выясняли, о чем было полотно, сколько времени потрачено на его создание и почему автор просит так дорого (200 гиней) за пустяшную, по мнению суда и критики, работу. На что Уистлер ответил, что цена не за полотно, а за знания, полученные им в течение жизни и выраженные на полотне. Несмотря на отсутствие поддержки и понимания, суд признал победу за художником, правда, внушительной компенсации морального ущерба он не дождался — Раскин отделался штрафом.

Для своих выставок Уистлер писал сценарии, продумывал дизайн выставочной площадки, картинных рам, одежды смотрителей. Он был первым, кто провел выставку в абсолютно белом зале, что сегодня выглядит как норма.

Последние годы жизни Уистлер продолжал писать — в основном минималистские морские пейзажи — и даже занялся открытием художественной школы. Однако реализации планов мешало слабое здоровье, подорванное годами богемной и нищей жизни. Он умер в Лондоне в 1903 году.
Источник: diletant.media










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.