27.02.21
Как художник Николай Ге оскорблял чувства верующих
27 февраля 1831 года в Воронеже родился Николай Ге. «Я потому и делаю нецензурные вещи, что я художник, — говорил Ге. — Этот дар дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть, что в нём дорого, но что заслоняет пошлость жизни»...
02.02.21
Уникальные иллюстрации Федерико Цуккари к «Божественной комедии» выложены в сеть
Галерея Уффици к 700-летию со дня смерти Данте Алигьери оцифровала и выложила в открытый доступ серию иллюстраций к «Божественной комедии», выполненную художником Федерико Цуккари...
01.02.21
«Славянская эпопея» Альфонса Мухи обретёт постоянное пристанище
Спустя почти столетие после создания монументальный цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея» может, наконец, обрести специальное постоянное выставочное пространство в Праге, как этого желал художник...


Великий провокатор Эдуард Мане

23.01.21

эдуард мане художники франции импрессионизм

23 января 1832 года родился французский художник Эдуард Мане, предтеча импрессионизма, великий провокатор и последователь Гойи и Веласкеса. При жизни отношение к Мане было неоднозначным - одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу, другие, наоборот, видели в нем великого реформатора...






Эдуарда Мане принято считать одним из главных революционеров в искусстве и живописи XIX века. Но если разобраться, его главная заслуга заключалась не в изобретении чего-то нового, а в умении интерпретировать хорошо забытое старое. Одна из первых крупных работ художника — копия картины Эжена Делакруа.

Сюжет полотна "Барка Данте" служит иллюстрацией к одной из песен "Божественной комедии" итальянского поэта, в которой герой и его проводник Вергилий путешествуют по Аду и переплывают реку Стикс. Мане сохраняет композицию и цвета оригинальной картины. Интересно, что и для Делакруа эта работа была первым крупным произведением.



С другой стороны, Мане никогда не испытывал особого интереса к академическим традициям. Посещая лекции живописи, он рисовал портреты своих товарищей вместо гипсовых бюстов, а из мастерской художника Тома Кутюра он, вообще, сбежал.

Настоящей школой для него стал Лувр и путешествие в Италию, где Мане познакомился с шедеврами Возрождения, а также живописью Веласкеса, Гойи, Шардена и Ватто. Так или иначе, именно произведения этих художников, живописных "революционеров" своих эпох, оказали на него сильнейшее влияния.

Уже современники отмечали, что Мане хотя и "истинный живописец" и самый что ни на есть французский художник, но "подделывается" под Веласкеса и Гойю. Критик Теофиль Торе писал, что "господин Мане не стесняется брать свое добро там, где находит". Испанская живопись была близка Мане не только образностью, но и тематикой: там, где Мане не копирует композицию, он обращается к жанру и изображает тореадоров и юношей в национальных костюмах.

Двойной женский портрет Гойи — "Маха обнаженная" и "Маха одетая" лег в основу картин "Молодая женщина в испанском костюме" и знаменитой "Олимпии". Обе картины созданы в 1863 году, что подчеркивает увлеченность Мане произведениями испанца. Но если в "одетом" варианте французский художник практически копирует композицию, то в "обнаженном" он действует свободнее, что, вероятно, и обеспечило немалую долю славы этой картины.



Вероятно, если бы Мане просто скопировал женский образ, то ему бы не удалось заслужить скандальную славу возмутителя общественности. Образ возлежащей обнаженной (или даже спящей) можно найти в любую живописную эпоху. Венеру, богиню любви, изображать в таком виде было самым обычным делом.

Что же вызвало такую критику со стороны современников Мане? Во-первых,то, насколько нагло и самоуверенно эта голая женщина (совсем уже не богиня) смотрит на зрителя, а во-вторых, то, что после выхода романа Дюма "Дама с камелиями" имя "Олимпия" стало нарицательным и ассоциировалось прежде всего с проститутками.

Некоторые детали, которые художник добавил к образу — например, современные туфли, или лента на шее — очевидно, привели посетителей Парижского салона 1865 года в неистовство.



Вероятно, Мане осознавал то, как общественность отреагирует на его работы, и создал еще одну картину в духе "Олимпии" — знаменитый "Завтрак на траве". Композицию он взял с гравюры Маркантонио Раймонди "Суд Париса" созданной в 1510—1520 годах: если присмотреться к эстампу Раймонди, то в правом нижнем углу можно заметить группу фигур, сидящих в таких же позах, как на картине Мане. Разница, как и в предыдущем случае с "Венерой" — "Олимпией", заключается в том, что у французского провокатора сюжет совсем уже не мифологический, а вполне себе светский и современный.

В этот же исторический для Мане 1863 год, он пишет картину "Бар в Фоли-Бержер". Он не копирует чью-то картину, но пользуется определнными приемами и обращается к испанским предшественникам. Играя с отражениями в зеркалах и оптическими иллюзиями, Мане отдает дань уважения "Менинам" Веласкеса. При этом, если приглядеться, отражение в зеркале за спиной у барменши не соответствует тому, что мы видим на переднем плане, а зритель оказывается в зеркале "в теле" бородатого мужчины в шляпе.



Спустя пять лет Мане вновь обращается к картинам Гойи. "Портрет молодой дамы в розовом башмачке" наследует черты сразу нескольких портретов кисти испанца. Но даже для Мане эта картина особенная: он, конечно, был предшественником и одним из родоначальников импрессионизма. Но в данном случае свободная манера письма отдельными мазками сильно отличается от того, что мы видим на других полотнах того же периода.

Мане никогда не был в Мексике, но однажды путешествовал в Бразилию: отец даже мечтал отдать его в Морскую школу, но вовремя уверовал в живописный талант сына. Ему было всего 16 и эта поездка оказала на него огромное влияние как в художественном плане (из путешествия он привез множество эскизов и рисунков), так и в плане социально-политического мировоззрения.

К сожалению, в России в постоянных экспозициях музеев находится всего лишь три картины этого французского художника. Две из них — в собрании ГМИИ им. Пушкина: "Портрет Антонена Пруста" и "Кабачок" можно увидеть в Галерее искусcтва стран Европы и Америки XIX-XX веков.



Интересно сравнивать живописную манеру Мане, когда он пишет портреты, например, своих друзей (как в случае с портретом Пруста) и когда он экспериментирует со свободным сюжетом, как в картине "Кабачок". На ней изображены две фигуры — усатый мужчина с трубкой (изображен в профиль) и еще одна фигура повернута к зрителю спиной, но именно курильщик становится тут главным действующим персонажем.

Эскизная манера письма, как у импрессионистов, позволила исследователям творчества художника говорить о картине, как о подготовительном рисунке к другому полотну. Тем не менее, ниаких доказательств о планах художника на этот счет не сохранилось.



"Портрет мадмуазель Изабель Лемонье" — единственная картина Мане в Эрмитаже. Картина считается одним из самых прекрасных женских портретов в творчестве Мане и входит в число поздних ипрессионистистских работ художника.
Источник: m24.ru












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.