15.10.19
Злобную девочку с ножом продали на Sotheby's за $ 24 000 000
В то время как в последние несколько недель в Гонконге бурлили протесты, арт-рынок продолжал расти, а в субботу, в рамках вечерней распродажи современного искусства, Sotheby's установил новый рекорд на аукционе для японского художника Йошитомо Нара...
14.10.19
Неизвестная фреска с гладиаторами обнаружена в древнеримском борделе
Археологи, занимающиеся раскопками древнеримского борделя в разрушенном городе Помпеи, заявили, что в пятницу они обнаружили неизвестную ранее хорошо сохранившуюся настенную роспись, изображающую кровавую схватку гладиаторов...
13.10.19
Кровавая баня в стиле барокко
Артемизия Джентилески (1593 - 1656) была самой известной художницей итальянского барокко. Она специализировалась на библейских сюжетах о сильных женщинах, выполняющих высшие предначертания судьбы. Сегодня наш рассказ об одной, самой известной картине Джентилески...


  • Байа Эксплорадора. Если стихия против
    Каждый день нашего погружения в Патагонию, в чилийской ее части, по пути продвижения по Карретере Аустарль был насыщен ярчайшими событиями и приключениями..
    14.10.19
  • Мадридский ресторан Sobrino de Botín - самый старый ресторан в мире
    При разработке авторского тура в Кастилию одним из первых мест, где нам захотелось побывать всенепременно, стал мадридский ресторан Sobrino de Botín. Он известен не только как самый старый ресторан в мире, но и как ресторан, в котором в молодости подрабатывал Гойя и любил бывать Хемингуэй...
    13.10.19
  • Туры в Патагонию. Карретера Аустраль - магическая дорога из ниоткуда в никуда
    Carretera Austral. Эти слова будоражили нам кровь, возбуждали фантазии и в соответствии с принципом «запретного плода», не давали спокойно спать. При подготовке маршрута путешествия по чилийской и аргентинской Патагонии, стало ясно, что эта самая Карретера, дорога, которую построил генерал Пиночет, - настоящая Терра Инкогнита — трудно досягаема и коварна ...
    12.10.19

Родился художник солнца Аристарх Лентулов

16.01.19

аристарх лентулов русский авангард бубновый валет

16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...

 



Личное дело

Аристарх Васильевич Ленту́лов (1882—1943) родился в Пензенской губернии, в семье сельского священника. Когда ему было два года, отец умер, мать осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. После того как умер и старший брат художника, семья перебралась в Пензу, к родственникам матери. Аристарха отдали в духовное училище, а потом в семинарию. В 1898 году 16-летний Лентулов оставил семинарию и поступил в только что открывшееся Пензенское художественное училище.

Директором учебного заведения был известный передвижник Константин Савицкий, преподавали в нем живописец Петр Коровин и скульптор Константин Клодт. Несмотря на это, спустя два года Лентулов покинул Пензу, поступив в Киевское художественное училище. В Киеве жил бедно, чтобы прокормиться давал уроки и рисовал на заказ.


Окончить Киевское училище помешал случай: однажды в отсутствие преподавателя Ивана Селезнева Лентулов, как он сам говорил «подкрасил и причесал» его этюд. Вскоре после этого его отчислили. Доучивался художник в Пензе, окончив училище Савицкого в 1905 году.

В 1906 году пытался поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. На вступительном экзамене он писал натурщицу. Проходивший мимо преподаватель съязвил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов парировал: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!». Экзамен был провален, но талантливого молодого человека заметил художник Дмитрий Кардовский. Он пригласил Лентулова посещать свои занятия неофициально. Художник учился в студии Кардовского в 1907—1908 годах.

В Петербурге он познакомился с футуристами — Давидом, Владимиром и Людмилой Бурлюками, Василием Каменским, Петром Кончаловским. Участвовал в нескольких выставках, в том числе в одной из первых авангардных выставок тогдашней столицы «Венок — Стефанос» (1909).

В 1908 году переехал в Москву, где вместе с единомышленниками организовал выставку живописи «Бубновый валет» в конце 1910 года. Помимо Лентулова на ней выставлялись Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Давид Бурлюк и другие авангардисты. Все они хотели выйти за рамки изобразительного искусства своего времени.

В 1911 году художники организовали творческое объединение «Бубновый валет». В том же году Лентулов уехал в Париж учиться технике кубизма, поступил в частную академию живописи Académie de la Palette, где преподавали кубисты Анри Ле Фоконье и Жан Метценже, график Андре де Сегонзак. В 1912 году Лентулов вернулся на родину.

Художник с вдохновением воспринял Февральскую революцию и Октябрьский переворот. В 1918 году он построил декорации к празднованию первой годовщины Октября, попутно создав арт-объект у Большого театра.

«Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!» — писал об акции искусствовед Абрам Эфрос.

Также Лентулов преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские — Высший художественно-технический институт), а в 1930-е годы стал профессором Московского художественного института.

Постепенно художник отошел от авангардизма, признавался, что ему хочется «писать не по поводу складок одежды, носа, уха и пр., а по существу самые складки, нос, ухо, голову, деревья — вещи со всей их реальной сущностью».

В 1941 году Лентулов эвакуировался Ульяновск, через год вернулся в Москву, где перенес тяжелую операцию.

15 апреля 1943 года Аристарх Лентулов умер в возрасте 61 года.

Чем знаменит

Один из родоначальников русского авангарда, сооснователь художественного объединения «Бубновый валет». Эта арт-группа отвергала реалистическую традицию XIX века и противопоставляла ей свободу выбора формы и содержания произведений.

Творчество Лентулова до 1930-х годов — яркое, радостное, наполненное звуком и движением. В этот период ему близки кубизм, футуризм, экспрессионизм. Благодаря полотнам того периода Лентулова иногда называют «художником солнца». Критик Александр Бенуа говорил, что картины Лентулова «поют красками и веселят душу».

Впоследствии художник отошел от авангарда, его полотна стали заметно сдержаннее, утратив яркость и экспериментальность. Среди картин того периода встречаются такие названия как «Строители комбината», «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты».

О чем надо знать

Картины Лентулова в советское время почти не выставлялись, а те, что были в музеях, хранились в запасниках. Сейчас их можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других собраниях. Последняя крупная прижизненная выставка Лентулова, куда вошли его ранние, самые «солнечные» работы, состоялась в 1933 году в Москве. Посетители стояли в очереди, чтобы попасть на его вернисаж.

Одна из самых известных работ художника — картина «Распятие» (1910) при его жизни не выставлялась: сначала церковь запрещала работу «за богохульство», затем советская власть «за пропаганду религии».

Прямая речь

Режиссер Александр Таиров о художнике: «Он работал, как жил, и жил, как работал... Я помню Аристарха молодым, красивым — красивым он был до конца — буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».

Актер Игорь Ильинский о постановке «Сказок Гофмана»: «Лентулов создал незабываемые декорации. Не было дорогостоящих тканей, парчи и прочего богатства. Обыкновенная бязь, из которой шились костюмы, была расписана художником. Спектакль этот входит в число тех немногих явлений, виденных за мою жизнь, — это мнение Ильинского, — за которые можно беззаветно любить театр. Тот театр, в котором впечатления и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки».

Художник Александр Лабас об учебе у Лентулова: «Я его впервые увидел на выставках, а затем познакомился в Высших художественных свободных мастерских. Он был профессором. Его мастерская находилась рядом с мастерской П.П.Кончаловского, с которым он дружил. Часто Лентулов заходил к нам в мастерскую поговорить с Кончаловоким, Осмеркиным, с нами и смотрел наши работы. Нам, студентам, с ним было легко: всегда веселый, разговаривал в шутливом тоне, громко смеялся, рассказывал смешные истории. Лентулов нам нравился. Он, как Кончаловский и Машков, был тоже высокого роста и атлетического сложения. Я помню, кто-то его спросил о технологии, о красках, о грунте, он тогда ответил: "Я не знаю, как это делается - холст, краски, все это знает Петр Петрович. Я, когда мне нужно, звоню ему по телефону и спрашиваю, и делаю так, как он скажет. Вот видите, как просто", - и он смеялся.

Лентулов нескольких студентов мастерской Кончаловского пригласил к себе в мастерскую и показал нам огромное количество своих работ. По сей день я их помню: яркие, праздничные, на некоторых был приклеен шелк, были и кубистические решения, а были и просто очень ярко написанные, в своем стиле с натуры увиденные пейзажи, люди, композиции, солнечные, оптимистичные, как их автор»
.

6 фактов об Аристархе Лентулове

  •     Художник был дважды женат. В браке с Натальей Ячницкой в 1906 году родился Александр Ячницкий, актер, известный ролью Павла I в фильме «Суворов» (1941). В 1908 году художник женился на дочери нижегородского пароходчика Марии Рукиной. Родители не одобрили ее выбора, а для художника она стала музой — он написал несколько ее портретов в разных жанрах. В этом браке родилась Марианна Лентулова, искусствовед.
  •     Художник обладал прекрасным слухом, по словам его дочери Марианны, «он осмеливался даже петь в компании с Шаляпиным, [Григорием] Пироговым, а когда ставил "Демона" Рубинштейна, пел всю арию наизусть». За работой художник также всегда напевал.
  •     По словам искусствоведа Абрама Эфроса, Лентулов был «крупный и плечистый, с раскатистым голосом и широким жестом, с воспитанием семинариста-бурсака».
  •     Деньги на первую выставку «Бубновый валет» дал свойственник художника — муж сестры его жены. Казимир Малевич говорил об этой выставке, что она — «взрыв вулкана самой огромной силы».
  •     Еще до революции художника увлекли театральные эксперименты. Он сотрудничал с Камерным театром Таирова («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), позднее участвовал в постановке музыкальной поэмы «Прометей» Александра Скрябина в Большом театре (1918), оформлял постановку оперы Антона Рубинштейна «Демон» в оперном театре Московского совета, создавал костюмы и грим для оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха.
  •     Не только Лентулов, но и другие художники, входившие в «Бубновый валет», приняли революцию и не стали эмигрировать после установления диктатуры большевиков. 

Источник: polit.ru











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.