09.03.19
Виктор Попков. Жизнь. Смерть. Бессмертие
9 марта 1932 года родился выдающийся советский живописец Виктор Ефимович Попков, один из родоначальников «сурового стиля». За свою короткую творческую жизнь, продлившуюся всего 17-18 лет (погиб от пули в возрасте 42 лет), художник создал около 3000 картин, многие из которых стали в буквальном смысле «символами бытия»...
08.03.19
Чердачного «Караваджо» выставили на торги с эстимейтом €100—150 миллионов...
Классическая история чердачной находки началась в 2014 году. Несколько поколений владельцев старинного особняка в Тулузе (видимо, начисто лишенные любопытства) на протяжении 150 лет не заглядывали в чердачное помещение, и только случайная течь крыши заставила их это сделать. А там, конечно же, обнаружилась картина Караваджо...
06.03.19
Арт вместо Искусства. «Самурайский путь» Марины Лошак
ГМИИ имени Пушкина старается быть модным: чаще показывает работы современных художников, целенаправленно пополняет коллекцию медиаарта и участвует Венецианской биеннале. Марина Лошак рассказала корреспонденту «Ъ» почему работа музея классического искусства с совриском важна не меньше, чем приобретение картины Тициана «Венера и Адонис»...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Габриэле Мюнтер - обманутая муза Василия Кандинского

19.02.18

василий кандинский габриэле мюнтер

19 февраля 1877 года родилась Габриэле Мюнтер, немецкая художница, представительница экспрессионизма, ученица Василия Кандинского.  Маэстро был восхищён талантом своей ученицы, и вскоре она стала его возлюбленной.  Материал, опубликованный «Deutsche Welle», посвящён совместной жизни прославленного художника и его музы...




Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский

Друг, единомышленник и гражданская жена выдающегося художника, одного из основоположников абстракционизма и основателей арт-группы "Синий всадник" Василия Кандинского (1866-1944), - именно такие ассоциации возникают при упоминании о Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877-1962). А ведь эта немецкая художница и график, на долгие годы добровольно ушедшая в тень возлюбленного, сама была непревзойденным мастером.


Да и сам Кандинский, ее бывший учитель, открыто признавал, что не может ничему научить ее. "У тебя и так все есть от природы", - говорил он. Однако ради него она предпочитала не выпячивать свой талант.

Талантливая ученица Кандинского


Кандинскому было 36 лет, и он уже не первый год состоял в браке, когда в 1901 году к нему на занятия при основанном им в Мюнхене арт-обществе Phalanx пришла недавно вернувшаяся из двухлетнего путешествия по Америке 25-летняя девушка по имени Габриэле.

Спокойная, умная, образованная, самодостаточная, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию и при этом лишенная какого бы то ни было тщеславия, - в этой "новенькой" было все, что Кандинский ценил в женщине, и довольно быстро он стал испытывать к ней удивительное влечение.

Ну, а когда мастер обнаружил, что в придачу ко всем своим достоинствам Габриэле еще и талантливая рисовальщица, он стал думать о ней постоянно.
Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский (1916)

Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер (1916)

Девушка тоже не осталась равнодушной к Кандинскому. Она была в восторге как от его таланта, так и от того, что в отличие от других преподавателей он воспринимал ее в первую очередь не как подопечную, а как высокоодаренную, сознательно идущую к своим целям личность, которую следует не поучать, а лишь осторожно направлять.

Уроки живописи на пленэре и помолвка

Летом 1902 года Кандинский решил организовать несколько уроков живописи на пленэре, выбрав для этого побережье живописного озера Кохельзе у границы баварских Альп. Погода стояла прекрасная, и после одного из занятий Габриэле отправилась купаться.

Случайно оказавшийся неподалеку Кандинский просто не мог оторвать от нее глаз - так она была хороша. После этого художник совсем потерял голову. Те же чувства испытывала и Габриэле. Однако тайком встречаться с женатым мужчиной было не в ее духе: она не выносила обмана и фальши.

И прошел целый год, прежде чем они, встретившись летом 1903-го в "городе художников" Калльмюнце, все-таки вступили в любовные отношения. После этого Кандинский даже подарил своей Элле (так он стал называть возлюбленную) помолвочное кольцо, тем самым как бы делая ей предложение. Однако жениться художник не мог решиться.

С одной стороны, он был страстно влюблен, с другой - его мучали угрызения совести. Ведь его супруга (он состоял в браке со своей двоюродной сестрой Анной Чемякиной, которая была на шесть лет старше его) оставила ради него любимую Москву и последовала за ним в Мюнхен, где Кандинский поступил в академию художеств.

В Германии Анна была очень несчастна и одинока: немецкого девушка не знала, и круг общения у нее был весьма ограниченным.

Не подавая на развод с Анной Чемякиной, Кандинский становится фактическим мужем Габриэле Мюнтер. Покинув Калльмюнц, они вместе отправляются в путешествие: сначала несколько месяцев живут и занимаются творчеством в Тунисе, потом отправляются в итальянский Рапалло, а затем поселяются на один год в Севре под Парижем.

Тот самый счастливый период их жизни нашел отражение в созданных ими тогда картинах - таких, например, как "Рапалло - Лодки" Кандинского и "В окрестностях Рапалло" Мюнтер. Лишь в 1908 году влюбленная пара возвращается обратно в Германию. В баварском Мурнау они покупают дом, который соседи окрестили "русским домом", и начинают жить открыто. А в 1911 году Кандинский, наконец, разводится со своей первой супругой.

Последние годы


Впрочем, и отношения Василия с Эллой уже не такие, какими были на заре их влюбленности. Кандинский больше не столь нежен, как раньше, да и жениться, как о том давно мечтает Мюнтер, не спешит. А несколько лет спустя все и вовсе круто меняется: начинается Первая мировая война. Незадолго до этого Кандинский и Мюнтер уезжают в Швейцарию - в надежде, что там несчастья обойдут их стороной.

Но вскоре Кандинский вынужден уехать в Москву: его высылают как подданного "вражеского государства". После этого отношения между художниками не восстановятся уже никогда. И встретятся они лишь единственный раз - в 1916 году в Стокгольме. А уже на следующий год Кандинский женится на другой.

Для женщины, отдавшей Кандинскому свои лучшие годы, это был удар. Она тяжело переживала обиду, но нашла в себе силы не поддаться депрессии. После получения известия о женитьбе любимого она уехала на пять лет в Скандинавию, где с головой окунулась в творчество и постижение иностранных языков. В последующие годы художница жила и творила в Кельне, Мюнхене, Берлине. А потом и она обрела новое счастье и вышла замуж.

У нее так и не поднялась рука избавиться от вещей, оставшихся от Кандинского - прежде всего, от его картин. Она бережно хранила эти полотна всю жизнь, а за пять лет до смерти передала их, а также спасенные ею во время Второй мировой войны от рук нацистов работы других членов объединения "Синий всадник" в дар мюнхенскому музею Lenbachhaus.

Габриэле Мюнтер умерла в погожий майский день в 1962 году - в том доме в Мурнау, где она жила вместе с Кандинским.









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.