19.10.19
Родился Умберто Боччони, один из отцов-основателей футуризма
19 октября 1882 года родился художник Умберто Боччони, лидер и теоретик футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих исполненных крайнего субъективизма произведениях Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей...
18.10.19
Жизнь за искусство. Румынская художница Магдалена Рэдулеску
Творчество Магдалены Рэдулеску (1902-1983) - неординарное явление в европейском искусстве. Созданные ей за полувековую карьеру работы не вписываются ни в один из стилей или художественных направлений. У нее не было «зависимостей», она не следовала традициям, но и не стремилась казаться оригинальной...
17.10.19
Эгон Шиле. Портрет Эдит Хармс
Эдит Хармс, ставшая женой Эгона Шиле, жила со своей сестрой Адель и с родителями через улицу от студии Шиле на улице Хитцингер Хауптштрассе в Вене. Шиле в 1914 году все еще поддерживал отношения со своей моделью Валли Нойцель, но молодая Эдит уже тогда привлекла его внимание. У них завязался роман…


  • Путешествие в Тироль: мистическое Лаго-ди-Брайес
    В сентябре этого года мы сумели побывать сразу в трёх Тиролях - баварском, австрийском и итальянском. Сегодня я расскажу про Лаго-ди-Брайес, самом большом и одном из самых красивых высокогорных озёр Южного (итальянского Тироля)...
    19.10.19
  • Туры в Патагонию. Страстная конфлюенция Бакер и Нефф
    В авторском туре Патагония-2018 в числе прочих открытий, больших и малых, нам повезло увидеть эффектную природную картину - слияние двух бурных горных речек - Бакер и Неф. Зрелищности этому явлению придавало то, что потоки имели совершенно разный цвет - один изумрудно-зелёный, а другой - кофейно-молочный...
    17.10.19
  • Туры в Андалусию. Тропа смерти в ущелье Эль-Чорро
    В нашем авторском туре по Андалусии мы в один из дней пройдём по Королевской тропе (El Caminito del Rey), проходящей по отвесным стенам ущелье Эль-Чорро. Тропу называли раньше «тропой смерти», мы же, уже дважды побывав на ней, возвращались живыми и невредимыми. Об этом - репортаж ниже...


    16.10.19

Родился Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

23.04.19

Уильям Тёрнер (Turner), 1775-1851 гг.

Как принято считать, в этот день, 23 апреля 1775 года, в семье цирюльника родился (был крещён) Тернер Джозеф-Маллорд-Вильям, знаменитый английский живописец-пейзажист, утвердившийся на вершине художественного Олимпа в качестве романтического предвестника импрессионизма...



«Уильям Тернер оказал такое же влияние на развитие искусства, как Людвиг ван Бетховен - на развитие музыки», - написал в одном из своих трудов английский художник и историк искусства Дэвид Томас.

Он был сын парикмахера, получил лишь самое элементарное образование и вначале помогал отцу в его ремесле. На художественное поприще натолкнула его дружба с Т. Джиртином (1773—1802), впоследствии основателем нового направления в английской акварельной живописи, который стал давать ему уроки рисования и помог получить доступ в богатую картинную галерею д-ра Монро.

Усердно занимаясь в ней копированием мастерских пейзажей, Тернер познакомился с другим акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752—1799), еще раньше Джиртина стремившегося к сочности письма и к силе красок и любившего воспроизводить поразительные эффекты воздуха и освещения.


Советы Козенса имели огромное влияние на развитие таланта Тёрнера в том направлении, в котором он работал потом. В 1789 г. он поступил в ученики Королевской акад., а через год после того, будучи всего 15-ти лет от роду, явился на ее выставке с акварелью "Вид Ламбертовского дворца".

С этого времени издатели альбомов и кипсеков, бывших тогда в большой моде, стали обращаться к нему с заказами для них рисунков, изображающих преимущественно города и красивые местности Англии. Это побудило его к поездкам в разные пункты Миттерленда, Уэльского княжества и южного берега Йоркшира.

В 1793 г. Тернер выставил в Академии первую свою работу масляными красками, картину "Шквал", за которою следовали на академических выставках другие две: "Рыбаки на море" в 1796 г. и "Восход солнца" в 1797 г. В 1799 г. Тернер был избран в сопричисленные к Академии, а в 1802 г. в ее действительные члены.

Предприняв в том же году впервые путешествие на континент, он посетил Францию, берега Рейна и Швейцарию; в 1807 г. поступил в Лондонскую академию преподавателем перспективы, изученной им в юности под руководством рисовальщика архитектурных видов Т. Мольтона и архитектора Т. Гардвика, и около того же времени приступил к продолжавшемуся двенадцать лет изданию "Liber studiorum" — сборника офортов со своих пейзажных этюдов, вроде "Liber veritatis" Клода Лоррена.

Некоторые из гравюр, заключающихся в этом издании, исполнены самим Тернером; они, равно как и все остальные, свидетельствуют, что художник был удивительно восприимчив к впечатлениям света и ставил себе главною задачею передачу разнообразной его игры.

В 1812 г. Тёрнер выстроил себе в Лондоне дом с галереей, в которой с тех пор была постоянно открыта для публики выставка его произведений. Он трижды ездил в Италию, в 1819, 1829 и 1840 гг. Несмотря на счастье, не перестававшее улыбаться ему в течение всей его жизни, несмотря на доставшиеся ему в удел известность и материальное благосостояние, он был угрюм, необщителен, резок в обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего искусства, слыл чудаком, мизантропом и скрягою. 


Одною из его странностей было исчезать, не предупредив никого, из дома и скрываться на несколько дней в небольшой грязной квартире в глухой части Лондона. В одну из таких отлучек он и умер скоропостижно. Значительную часть своего состояния, простиравшегося до 140000 фн. стерлингов, Тернер завещал на благотворительные дела, а все непроданные произведения свои (282 картины и свыше 18000 эскизов и этюдов) — Лондонской национальной галерее.

На счет оставленной им суммы основан при Королевской академии фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени, присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из пейзажей, представленных Академии.

Деятельность Тернера можно разделить на три периода. Вначале, до 1805 г., он, видимо, находится под влиянием Вильсона и голландских мастеров, а затем является удачным подражателем Кл. Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа и ставит себе задачею достигать ясности в композиции, рельефности с помощью контраста между светом и тенями, прозрачности воздуха и законченности исполнения.

К этому первому периоду относятся его картины: "Кораблекрушение" (1805), "Основание Карфагена" (1815), "Восход солнца в тумане" (1807), "Язон", "Аполлон и змей Пифон", "Дидона и Эней" (1814), "Разрушение Карфагена" (1817) и др.

"Восход солнца в тумане"

С 1820 г., после поездки художника в Италию, в его направлении происходит заметная перемена: он становится поклонником полного света, избегает сильных теней, пристращается к чистым и ярким тонам, особенно к пурпурному, голубому и оранжевому, и играет множеством их переходов; в то же время его кисть делается более широкой и свободной.

Как на лучшие его работы в этой второй манере, можно указать на "Байский залив" (1827) и на "Улисса, осмеивающего Полифема" (1829).

"Уллис, осмеивающий Полифема"

В последние двадцать лет жизни Тернера его страсть к эффектности освещения и к силе красок растет все более и более; он смотрит на природу только как на предлог для разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения необычайные, фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются пределами блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных в чарующую гармонию; вместе с тем живопись Тернера становится крайне смелою и пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною.

"Ангел, стоящий в солнечном свете"

Из картин, написанных им в эти годы, особенно замечательны: "Въезд в Венецию с моря" (1843), "The Great-Western-Railway" (железнодорожный поезд, мчащийся по виадуку среди тумана, 1844), "Путешествие Чальд-Гарольда на богомолье" (1832), "Бой корабля Temerarious" (1839) и некоторые др.

"Железнодорожный поезд, мчащийся по виадуку среди тумана"

Фигуры в картинах Тёрнера., даже в тех, для которых он брал исторические сюжеты, очень посредственны, но являются уместно и, не бросаясь в глаза, содействуют общему эффекту композиции». - Энциклопедический словарь "Брокгауза и Ефрона"
 











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.