18.02.18
Под «Нищенкой, сидящей на корточках» обнаружена студенческая работа Пабло Пикассо
Группа американских исследователей, применив новую технологию сканирования, выявила скрытый слой под одним из шедевров Пабло Пикассо "Нищенка, сидящая на корточках" (La Misereuse Accroupie)...
17.02.18
Картина «Осмеяния Самсона», считавшаяся копией, атрибутирована Яну Стену
При подготовке к выставке «Истории Яна Стена» в гаагском музее Маурицхёйс ученые выяснили, что картина «Осмеяние Самсона», считавшаяся копией XIX века, на самом деле принадлежит самому Яну Стену (1626 — 1679)...
16.02.18
Новости аукционных тяжб
Большие аукционные дома всегда судятся — это закон природы. Одним из последних громких процессов стала тяжба Сотбис с нью-йоркским галеристом Анатолем Шагаловым по иску о неоплате ставки на аукционе...


  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18
  • Завихрились небеса в «Русском Портрете»...
    Приглашаем всех на персональную выставку солнечного петербургского художника Анатолия Рыбкина «За калиткой небеса завихрились». Выставка проходит по адресу: улица Рылеева, 16, галерея «Русский Портрет». Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31. С 11:00 до 20:00, кроме ПН...
    21.11.17

Из Князи в Haute Couture

15.11.17

haute couture высокая мода а ля рус

Благодаря русским эмигрантам в 1920—30-х годах Европу захватил стиль «а-ля рюс». Мастерство рукоделия, которому обучали и в знатных семьях, покорило заграничные рынки. Вещи, созданные в кустарных условиях экс-баронессами, графинями и княгинями, покупали и европейские дамы, и американки...

Княгиня и князь Ирина и Феликс Юсуповы: дом моды «Ирфе»




Одной из семейных пар, основавших в эмиграции дом моды, были супруги Ирина и Феликс Юсуповы. Ирина Юсупова — урожденная Романова — приходилась государю Александру III внучкой, а Феликс Юсупов происходил из одного из древнейших и богатейших родов России. Они поженились в 1914 году. На свадьбе голову княжны украшала хрустальная диадема с бриллиантами и фата, в которой венчалась Мария Антуанетта с французским принцем Луи.

Зимой 1916 года Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Ему удалось остаться безнаказанным, однако семье пришлось покинуть Петербург. После революции Юсуповы некоторое время жили в своем крымском имении, а в 1919 году бежали от большевистского террора во Францию. В России они потеряли 5 особняков, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.

Первое время чета Юсуповых существовала безбедно. Они распродавали то, что захватили с собой во время бегства, — в основном это были дорогие полотна и драгоценности. Но позже им пришлось искать источники заработка, как и большинству представителей аристократических русских кланов. Юсуповы, воспитанные в роскоши, решили открыть собственный модный дом. Он появился в 1924 году. Супруги назвали свое детище по первым двум буквам собственных имен — «Ирфе».
Спустя год на страницах модных французских изданий начали появляться отзывы об одежде от «Ирфе»: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Американские и европейские клиентки стояли в очередь к дверям дома моды. По воспоминаниям Феликса Юсупова, они грезили о платье от внучки российского императора и мечтали лично проверить слухи о том, что его глаза «фосфоресцируют, как у хищника».

Вскоре княжеская чета открыла бутики «Ирфе» в Туке — на французском курорте, в Лондоне, а затем и в Берлине. На работу в «Ирфе» брали только русских эмигранток. Первыми манекенщицами дома моды стали княжны Нина и Мия Оболенские и Елена Трубецкая, а среди сотрудниц числилась золовка княгини — в девичестве графиня Мария Воронцова-Дашкова.

В 1926 году супруги выпустили духи «Ирфе». Но вскоре наступила Великая депрессия. Кризис больно ударил по княжескому бизнесу: капиталы, вложенные в американские банки, сгорели, клиенты из США более не могли позволить себе одеваться в «Ирфе». Роскошные туалеты стала недоступны и многим европейским клиентам, к тому же в моду начали входить простые и универсальные костюмы от Chanel. В 1931 году дом моды и его бутики были закрыты.

Великая княгиня Мария Павловна: дом вышивки «Китмир»




В 1918 году великая княгиня Мария Романова — племянница императора Александра III — бежала из послереволюционного Петрограда вместе с мужем Сергеем Путяниным и братом Дмитрием. Во Франции привыкшие к роскоши великая княгиня и ее супруг остались без средств к существованию.

Надежды на немногие романовские украшения, что удалось вывезти из России, быстро разбились: после революции Европа утопала в роскошных драгоценностях, их продавали за бросовые цены такие же эмигранты. На небольшие деньги, которые удалось выручить от продажи колец с рубинами и серег с бриллиантами, семья из трех взрослых человек долго жить не могла. Вскоре Мария Романова поняла, что помощи ждать неоткуда и нужно искать работу.

В отличие от других титулованных русских эмигранток Мария Романова не пошла дефилировать по подиумам. Она выбрала более тяжелый путь: вязала свитера, шила, но чаще перешивала старые платья своих же соотечественниц. И великой княгине улыбнулась удача. У ее брата Дмитрия был роман с Коко Шанель, имя которой к тому времени уже гремело в модном закулисье. Модельер заказала у Романовой вышивку, когда узнала, что та берет за работу намного меньше парижских мастериц. Увидев работу, через три месяца, Шанель тут же сделала заказ вновь — и на этот раз весьма большой.

На свои первые гонорары княгиня закончила курсы машинной вышивки, купила оборудование, арендовала небольшую мастерскую и наняла двух русских девушек в помощницы. Свое маленькое ателье княгиня назвала «Китмир» — в честь пекинеса, который принадлежал ее другу Борису Бахметьеву. Она продолжала сотрудничать с Шанель, которая вскоре решила создать целую коллекцию вещей, расшитых мастерицами из «Китмира».

На показ Шанель пригласила весь французский бомонд. Торжественное мероприятие было очень важным для Романовой: она могла либо получить пропуск в мир высокой моды, либо уже никогда в этот мир не войти. Дефиле длилось три часа, и публика была в восторге.

Вскоре вышивки Романовой начала появляться на страницах модных журналов, и платья «Китмира» покупали самые изысканные парижанки. Вскоре Мария Павловна получила большой заказ из США на серию блузок в русском стиле. На сей раз всю работу выполняло ее ателье — не только вышивку, но и изготовление самой одежды.

Несмотря на успех, финансовое положение дома вышивки «Китмир» было нестабильным: великая княгиня не имела коммерческой хватки и постоянно вкладывала деньги в сомнительные фонды и предприятия.

После очередной «инвестиции» Мария Павловна была вынуждена продать остатки фамильных драгоценностей, чтобы погасить долги. В конце 1920-х годов вышивки вышли из моды, осваивать же новые сферы модного бизнеса княгиня не стала. В 1928 году «Китмир» поглотила французская фирма вышивки «Фитель и Ирель».

Бетти Буззард: дом моды «Итеб»




До эмиграции Бетти Буззард в России была известна под другим именем — она была баронессой Елизаветой Гойнинген-Гюне, фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Девушка из древнего прибалтийского баронского рода еще в Петербурге вышла замуж за барона Николая Врангеля, который был старше ее на 18 лет. Во времена революции вся семья баронессы бежала во Францию.

Как и многие титулованные особы в изгнании, баронеты вскоре остались без средств к существованию. Бетти Буззард и ее сестра Хала занялись шитьем. Вскоре Бетти при поддержке мужа решилась открыть свой собственный русский дом мод. Он получил название «Итеб» — ее собственное имя, написанное наоборот.

Начало великокняжескому бизнесу было положено в маленькой квартирке на улице де Лиль, которую сняли под мастерскую. В помощницы наняли, конечно, старательных и готовых работать за копейки русских эмигранток.

Вскоре появились первые заказы — не гнушались даже самых банальных. Это позволило работницам и самой хозяйке набить руку. В 1919 году Бетти Буззард стала называть себя «мадам Итеб» — популярный в эти годы стиль ар-деко требовал простоты, а сокращения были в почете и в мире моды. К тому же «псевдоним» хозяйки дома мод было удобнее использовать и поставщикам тканей, и портнихам, и заказчицам.

Уже очень скоро Бетти Буззард накопила достаточно средств и наработала клиентскую базу, чтобы перенести свой бизнес в центр модного Парижа. Дом мод «Итеб» открыл свои двери в 1921 году на улице дю Руаяль.

Интерес иностранок к русской экзотике и ручной, почти ювелирной, работе сделал свое дело — скоро у «Итеба» было множество заказов. Иллюстрации, афиши и рекламу для модных журналов создавал брат Бетти Георгий. Иногда он даже принимал участие в создании коллекций одежды. Нина фон Гойер, манекенщица «Итеба», вспоминала в своих дневниках, что мадам Итеб «была очаровательной и радушной светской дамой, которую все любили вне стен «Итеба». Но когда была в своем доме, то становилась холодной и совершенно недоступной».

1930 году дом моды разросся до колоссальных для того времени размеров, но дела стали идти хуже. Как и все остальные русские дома, «Итеб» настигла та же беда — неумение хозяйки вести дела. На плаву помогла удержаться коллекция 1931 года, которая соответствовала новой строгой моде.

Журнал Vogue по достоинству оценил платья от «Итеб»: «Прямой силуэт расклешен книзу от локтя. Платья, пальто и костюмы с отстегивающимся меховым воротником очень строги». И все же эффект от коллекции был временным: тяжелая экономическая ситуация сказалась на платежеспособности многих клиенток, которые одна за другой начали отказываться от платьев «Итеб».

Бетти Буззард попробовала обратиться к спортивной моде, которая тогда только набирала обороты. Она начала шить костюмы для яхтенного спорта, гольфа, путешествий. Но и это не спасло «Итеб». Перед самым закрытием модного дома Феликс Юсупов предпринял попытку объединить «Итеб» и «Ирфе», однако ничего не вышло и из этой затеи. Мадам Итеб вновь превратилась в Бетти и была вынуждена пойти работать приказчицей в другой модный дом.
Источник: culture.ru  Дарья Лёгкая










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.