18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

320 лет со дня рождения Уильяма Хогарта

10.11.17

уильям хогарт английское искусство xviii века

320 лет назад,10 ноября 1697 года в Лондоне у небогатого учителя латыни родился сын, будущий знаменитый английский художник Уильям Хогарт. Находкой, которая позволила ему в стать первым в истории самобытным английским художником, оказалось сочетание отточенной изобразительной техники с острой социальной сатирой...



Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745

Рисование изначально было для Хогарта способом заработать на жизнь, после того как деловые идеи его отца закончились крахом и долговой тюрьмой. С 1713 года Хогарт, не закончив начальную школу, поступил в ученики к граверу по серебру Эллису Гамблу.

Выполняя мелкие заказы, Уильям содержал свою мать и двух сестер, к тому же работа гравера позволяла ему продолжать учиться рисованию. В 1720 году Хогарт открыл собственную граверную мастерскую.

Первыми самостоятельными работами, которые принесли Хогарту известность, стали злободеневные гравюры — одна, посвященная краху акций Компании Южных морей, и вторая, знаменитая сатира на развлечения современного ему общества.

На гравюре «Маскарады и оперы», выполненной в 1724 году, мы видим три здания, в одно из которых, там, где проходит маскарад, черт и шут на веревке тащат толпу горожан-простолюдинов. Во второе здание — оперу — валом валит городская «чистая публика». А возле плотно закрытых дверей третьего с надписью над входом «Академия художеств» рассуждают о чём-то трое благородных джентльменов.

Горькая ирония возникает из того, что, пока и одни, и другие рвутся на развлечения разной степени низкопробности, три ученых-филистера в своем небольшом кружке рассуждают, вероятно, об искусстве, перед плотно закрытыми дверями Академии. Врата Академии при этом удивительно напоминают врата храма — с крестом и лучистым сиянием, образуемым арочными камнями.

Возможно, здесь, в этом произведении, выразилась проблема, преследовавшая отношение к искусству в эпоху, наследовавшую идеологии пуритан 17 века.

Вторая половина этого столетия стала для Англии эпохой революций, выразившейся в кровавом противостоянии протестантской и католической партий, которые представляли чаяния крупных торговцев и противостоящих им дворян.

Уже к 1688 году, году т.н. «Славной революции», приведшей на трон протестанта Вильгельма Оранского, английскому высшему обществу стала понятна необходимость примирения. Именно настоящего примирения, способного воплотить в себе идею стремления к благоденствию Англии.

Уильям Хогарт. «Модный брак». Часть цикла из 6 картин.

То, что не удалось католическому монарху Якову II, сделавшему ставку на подавление англикан-протестантов, следовало выразить в виде синтеза, берущего лучшее от дворянства и лучшее от купечества. А найти такой синтез и воплотить его в достойных образах можно было, лишь преодолевая пуританское неприятие всего аристократического, включая искусство, как «сатанинского».
Гравюра «Маскарады и оперы» противопоставляет две части общества, которые буквально развернуты друг к другу спинами, а посредине — храм высокого искусства, освященный символическим Крестом, двери которого закрыты и являются всего лишь фоном для беседы нескольких возвышенных пустословов.

Развитие идеи высокого как объединяющего, а пошлого как смертоносного, становится для Хогарта ведущей темой творчества на протяжении всей его жизни.

Но сначала были сатира и негодование. Вполне в духе пуританских проповедей Хогарт использует свои гравюры, распространявшиеся большими тиражами, как площадки агитации. С них он обращался к своим соотечественникам с призывом уничтожить порок, губящий человека.

Разврат и пьянство, жестокость и властолюбие, воплощаясь в его гравюрах в виде конкретных персонажей, бичуются автором последовательно, в серии изображений, которые показывают исходный блеск нравственного падения — и ничтожество, и смерть, к которым оно приводит в финале.

При этом морализм Хогарта был бы гораздо слабее, если бы не уравновешивался любовью к согражданам, представляемыми им не только рабами всего низменного, но и, на других картинах, жизнелюбивыми, радующимися, бойкими.

В таком подходе он наследовал традиции голландца Ван Дейка, который тоже через бытовые сцены трактовал добродетель обычного человека. И всё же в своих сатирах Хогарт беспощаден, показывая гнусность, измену, продажность, цинизм, раны, язвы и смерть без всяких прикрас. Характерны в этом смысле две знаменитые серии гравюр — «Карьера проститутки» и «Модный брак».

Уильям Хогарт. «Карьера проститутки». Серия из 6 гравюр.

В «Карьере проститутки» рассказывается о судьбе легковерной девушки, которая попалась на убеждения старой сводни и стала содержанкой в высоких кругах общества. После взлета, включавшего все преимущества, которыми могла похвастаться юная востребованная куртизанка, ее ждало неизбежное падение на уровень обычной проститутки, болезнь, нищета, арест и смерть в 23 года. Вместе с ней обречен гибели ее маленький сын.

Грустную историю рассказывает и серия «Модный брак», которая начинается сватовством высокородного дворянина к дочери богатого торговца. Основанный на взаимной купле-продаже, этот брак через обоюдный обман супругов раскрывает их неприглядную сущность: оба они — развратники, причем он — еще и педофил, а она — мотовка, считающая себя отныне принадлежащей к аристократии и пародирующей в своем салоне нравы высоких царственных особ. Венерическая болезнь, дуэль, смерть мужа, самоубийство жены…

И над всем этим — сифилитическая язва их осиротевшего ребенка.

Образы детей, бедствующих и гибнущих по вине порочных взрослых, на гравюрах Хогарта разрывают душу и взывают к совести зрителя. Но Хогарт не был бы собой и не стал бы основателем английской национальной школы живописи, если бы не противопоставил своим злым сатирам светлые образы.

Особенно — сияющие радостью и надеждой живописные детские портреты (например, портрет детей аптекаря), которые предстают во всей человеческой лучезарности, служа иллюстрацией евангельской притчи о таланте, который можно расточить, как «неверный слуга» и герои сатир Хогарта, или приумножить. Также великолепен портрет великого актера того времени Дэвида Гаррика, показывающий счастливого человека, который всей душой служит искусству.

Обучавшийся у своего знаменитого предшественника, сэра Джеймса Торнхилла, который расписывал собор Святого Павла и получил за это рыцарское достоинство, Хогарт видел в учителе образец творческого пути, к которому стремился сам. И можно сказать, что ему это вполне удалось.

Выбравшись из нищеты, которая преследовала его в юности, став популярнейшим художником во всех слоях английского общества, Хогарт добился самого высокого признания, наследовав Торнхиллу в должности главного живописца, будучи назначен самим королем Георгом II в 1757 году.

Английский художник Хогарт, наряду с двумя великими соотечественниками-романистами, Даниэлем Дефо и Джонатаном Свифтом, может считаться одним из первооткрывателей в английском искусстве Нового времени, — первооткрывателем, который прославлял достоинства и не закрывал глаза на пороки.

Хогарту великолепно удалось воспеть английский, как бы сейчас сказали, средний класс — бодрых, склонных к полноте любителей пива, простых народных увеселений, оптимистичных и жизнерадостных обывателей, и, кроме них, благородных и утонченных представителей света. И при этом не забыть тот идеал высокого искусства, который позвал его в дорогу в 1724 году, когда в мир вышла его первая известная гравюра.
Источник: regnum.ru











  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.