26.04.18
Почему нельзя жениться на русской. Из воспоминаний А.Н. Вертинского
Знаменитый русский певец, актер, любимец публики Александр Николаевич Вертинский в своих мемуарах «Четверть века без Родины» искренне, живо, увлекательно рассказывает о крутых жизненных поворотах, выпавших на его долю, о драматических и комичных эпизодах жизни...
25.04.18
Украденное искусство: какое, где и сколько...
О том, что искусство — одна из самых прибыльных сфер криминальной деятельности, известно давно. Однако какой-то детальной статистики на этот счет не было, пока недавно портал Element Paints не проанализировал базу данных Интерпола...
24.04.18
Самые дорогие картины, купленные российскими олигархами на аукционах за последние 10 лет
Миллиардеры из списка Forbes могут потягаться с лучшими музеями мира коллекциями шедевров живописи. Forbes Life рассказывает о самых дорогих приобретениях бизнесменов на мировых аукционах...


  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18

320 лет со дня рождения Уильяма Хогарта

10.11.17

уильям хогарт английское искусство xviii века

320 лет назад,10 ноября 1697 года в Лондоне у небогатого учителя латыни родился сын, будущий знаменитый английский художник Уильям Хогарт. Находкой, которая позволила ему в стать первым в истории самобытным английским художником, оказалось сочетание отточенной изобразительной техники с острой социальной сатирой...



Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745

Рисование изначально было для Хогарта способом заработать на жизнь, после того как деловые идеи его отца закончились крахом и долговой тюрьмой. С 1713 года Хогарт, не закончив начальную школу, поступил в ученики к граверу по серебру Эллису Гамблу.

Выполняя мелкие заказы, Уильям содержал свою мать и двух сестер, к тому же работа гравера позволяла ему продолжать учиться рисованию. В 1720 году Хогарт открыл собственную граверную мастерскую.

Первыми самостоятельными работами, которые принесли Хогарту известность, стали злободеневные гравюры — одна, посвященная краху акций Компании Южных морей, и вторая, знаменитая сатира на развлечения современного ему общества.

На гравюре «Маскарады и оперы», выполненной в 1724 году, мы видим три здания, в одно из которых, там, где проходит маскарад, черт и шут на веревке тащат толпу горожан-простолюдинов. Во второе здание — оперу — валом валит городская «чистая публика». А возле плотно закрытых дверей третьего с надписью над входом «Академия художеств» рассуждают о чём-то трое благородных джентльменов.

Горькая ирония возникает из того, что, пока и одни, и другие рвутся на развлечения разной степени низкопробности, три ученых-филистера в своем небольшом кружке рассуждают, вероятно, об искусстве, перед плотно закрытыми дверями Академии. Врата Академии при этом удивительно напоминают врата храма — с крестом и лучистым сиянием, образуемым арочными камнями.

Возможно, здесь, в этом произведении, выразилась проблема, преследовавшая отношение к искусству в эпоху, наследовавшую идеологии пуритан 17 века.

Вторая половина этого столетия стала для Англии эпохой революций, выразившейся в кровавом противостоянии протестантской и католической партий, которые представляли чаяния крупных торговцев и противостоящих им дворян.

Уже к 1688 году, году т.н. «Славной революции», приведшей на трон протестанта Вильгельма Оранского, английскому высшему обществу стала понятна необходимость примирения. Именно настоящего примирения, способного воплотить в себе идею стремления к благоденствию Англии.

Уильям Хогарт. «Модный брак». Часть цикла из 6 картин.

То, что не удалось католическому монарху Якову II, сделавшему ставку на подавление англикан-протестантов, следовало выразить в виде синтеза, берущего лучшее от дворянства и лучшее от купечества. А найти такой синтез и воплотить его в достойных образах можно было, лишь преодолевая пуританское неприятие всего аристократического, включая искусство, как «сатанинского».
Гравюра «Маскарады и оперы» противопоставляет две части общества, которые буквально развернуты друг к другу спинами, а посредине — храм высокого искусства, освященный символическим Крестом, двери которого закрыты и являются всего лишь фоном для беседы нескольких возвышенных пустословов.

Развитие идеи высокого как объединяющего, а пошлого как смертоносного, становится для Хогарта ведущей темой творчества на протяжении всей его жизни.

Но сначала были сатира и негодование. Вполне в духе пуританских проповедей Хогарт использует свои гравюры, распространявшиеся большими тиражами, как площадки агитации. С них он обращался к своим соотечественникам с призывом уничтожить порок, губящий человека.

Разврат и пьянство, жестокость и властолюбие, воплощаясь в его гравюрах в виде конкретных персонажей, бичуются автором последовательно, в серии изображений, которые показывают исходный блеск нравственного падения — и ничтожество, и смерть, к которым оно приводит в финале.

При этом морализм Хогарта был бы гораздо слабее, если бы не уравновешивался любовью к согражданам, представляемыми им не только рабами всего низменного, но и, на других картинах, жизнелюбивыми, радующимися, бойкими.

В таком подходе он наследовал традиции голландца Ван Дейка, который тоже через бытовые сцены трактовал добродетель обычного человека. И всё же в своих сатирах Хогарт беспощаден, показывая гнусность, измену, продажность, цинизм, раны, язвы и смерть без всяких прикрас. Характерны в этом смысле две знаменитые серии гравюр — «Карьера проститутки» и «Модный брак».

Уильям Хогарт. «Карьера проститутки». Серия из 6 гравюр.

В «Карьере проститутки» рассказывается о судьбе легковерной девушки, которая попалась на убеждения старой сводни и стала содержанкой в высоких кругах общества. После взлета, включавшего все преимущества, которыми могла похвастаться юная востребованная куртизанка, ее ждало неизбежное падение на уровень обычной проститутки, болезнь, нищета, арест и смерть в 23 года. Вместе с ней обречен гибели ее маленький сын.

Грустную историю рассказывает и серия «Модный брак», которая начинается сватовством высокородного дворянина к дочери богатого торговца. Основанный на взаимной купле-продаже, этот брак через обоюдный обман супругов раскрывает их неприглядную сущность: оба они — развратники, причем он — еще и педофил, а она — мотовка, считающая себя отныне принадлежащей к аристократии и пародирующей в своем салоне нравы высоких царственных особ. Венерическая болезнь, дуэль, смерть мужа, самоубийство жены…

И над всем этим — сифилитическая язва их осиротевшего ребенка.

Образы детей, бедствующих и гибнущих по вине порочных взрослых, на гравюрах Хогарта разрывают душу и взывают к совести зрителя. Но Хогарт не был бы собой и не стал бы основателем английской национальной школы живописи, если бы не противопоставил своим злым сатирам светлые образы.

Особенно — сияющие радостью и надеждой живописные детские портреты (например, портрет детей аптекаря), которые предстают во всей человеческой лучезарности, служа иллюстрацией евангельской притчи о таланте, который можно расточить, как «неверный слуга» и герои сатир Хогарта, или приумножить. Также великолепен портрет великого актера того времени Дэвида Гаррика, показывающий счастливого человека, который всей душой служит искусству.

Обучавшийся у своего знаменитого предшественника, сэра Джеймса Торнхилла, который расписывал собор Святого Павла и получил за это рыцарское достоинство, Хогарт видел в учителе образец творческого пути, к которому стремился сам. И можно сказать, что ему это вполне удалось.

Выбравшись из нищеты, которая преследовала его в юности, став популярнейшим художником во всех слоях английского общества, Хогарт добился самого высокого признания, наследовав Торнхиллу в должности главного живописца, будучи назначен самим королем Георгом II в 1757 году.

Английский художник Хогарт, наряду с двумя великими соотечественниками-романистами, Даниэлем Дефо и Джонатаном Свифтом, может считаться одним из первооткрывателей в английском искусстве Нового времени, — первооткрывателем, который прославлял достоинства и не закрывал глаза на пороки.

Хогарту великолепно удалось воспеть английский, как бы сейчас сказали, средний класс — бодрых, склонных к полноте любителей пива, простых народных увеселений, оптимистичных и жизнерадостных обывателей, и, кроме них, благородных и утонченных представителей света. И при этом не забыть тот идеал высокого искусства, который позвал его в дорогу в 1724 году, когда в мир вышла его первая известная гравюра.
Источник: regnum.ru











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.