17.11.17
Не умирает тот, кто жил, как Бронзино...
Знаменитый итальянский живописец по прозвищу Бронзино, признанный мастер маньеризма и придворный художник Медичи, родился 17 ноября 1503 года во Флоренции, столице Тосканы. Подлинное имя мастера — Аньоло ди Козимо ди Мариано...
17.11.17
Творческие атаки художника Павла Кузнецова
17 ноября 1878 года в Саратове, в семье иконописца родился художник Павел Кузнецов, один из самых интересных русских художников первой половины ХХ века. Родители многих художников относились к творческим наклонностям своих детей скептически, но отец Кузнецова не стал противиться выбору сына, хотя и мечтал для него о карьере музыканта...
16.11.17
Картину, купленную 60 лет назад за $60, продали вчера за $450 млн.
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира (Salvator Mundi)» продана в среду на торгах аукционного дома Christie's в Нью-Йорке за 450 миллионов долларов США. История продаж шедевра началась в 1958 году, когда он был продан на аукционе в Лондоне всего лишь за 60 долларов...


  • Персональная выставка Алексея Звегинцева в «Русском Портрете»
    Приглашаем на персональнцю выставку петербургского художника Алексея Звегинцева, открывающуюся 10 октября 2017 года в галерее «Русский Портрет». На выставке представлены работы разных лет, выполненные в жанре портрета и пейзажа. Адрес: ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    09.10.17
  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17

320 лет со дня рождения Уильяма Хогарта

10.11.17

уильям хогарт английское искусство xviii века

320 лет назад,10 ноября 1697 года в Лондоне у небогатого учителя латыни родился сын, будущий знаменитый английский художник Уильям Хогарт. Находкой, которая позволила ему в стать первым в истории самобытным английским художником, оказалось сочетание отточенной изобразительной техники с острой социальной сатирой...



Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745

Рисование изначально было для Хогарта способом заработать на жизнь, после того как деловые идеи его отца закончились крахом и долговой тюрьмой. С 1713 года Хогарт, не закончив начальную школу, поступил в ученики к граверу по серебру Эллису Гамблу.

Выполняя мелкие заказы, Уильям содержал свою мать и двух сестер, к тому же работа гравера позволяла ему продолжать учиться рисованию. В 1720 году Хогарт открыл собственную граверную мастерскую.

Первыми самостоятельными работами, которые принесли Хогарту известность, стали злободеневные гравюры — одна, посвященная краху акций Компании Южных морей, и вторая, знаменитая сатира на развлечения современного ему общества.

На гравюре «Маскарады и оперы», выполненной в 1724 году, мы видим три здания, в одно из которых, там, где проходит маскарад, черт и шут на веревке тащат толпу горожан-простолюдинов. Во второе здание — оперу — валом валит городская «чистая публика». А возле плотно закрытых дверей третьего с надписью над входом «Академия художеств» рассуждают о чём-то трое благородных джентльменов.

Горькая ирония возникает из того, что, пока и одни, и другие рвутся на развлечения разной степени низкопробности, три ученых-филистера в своем небольшом кружке рассуждают, вероятно, об искусстве, перед плотно закрытыми дверями Академии. Врата Академии при этом удивительно напоминают врата храма — с крестом и лучистым сиянием, образуемым арочными камнями.

Возможно, здесь, в этом произведении, выразилась проблема, преследовавшая отношение к искусству в эпоху, наследовавшую идеологии пуритан 17 века.

Вторая половина этого столетия стала для Англии эпохой революций, выразившейся в кровавом противостоянии протестантской и католической партий, которые представляли чаяния крупных торговцев и противостоящих им дворян.

Уже к 1688 году, году т.н. «Славной революции», приведшей на трон протестанта Вильгельма Оранского, английскому высшему обществу стала понятна необходимость примирения. Именно настоящего примирения, способного воплотить в себе идею стремления к благоденствию Англии.

Уильям Хогарт. «Модный брак». Часть цикла из 6 картин.

То, что не удалось католическому монарху Якову II, сделавшему ставку на подавление англикан-протестантов, следовало выразить в виде синтеза, берущего лучшее от дворянства и лучшее от купечества. А найти такой синтез и воплотить его в достойных образах можно было, лишь преодолевая пуританское неприятие всего аристократического, включая искусство, как «сатанинского».
Гравюра «Маскарады и оперы» противопоставляет две части общества, которые буквально развернуты друг к другу спинами, а посредине — храм высокого искусства, освященный символическим Крестом, двери которого закрыты и являются всего лишь фоном для беседы нескольких возвышенных пустословов.

Развитие идеи высокого как объединяющего, а пошлого как смертоносного, становится для Хогарта ведущей темой творчества на протяжении всей его жизни.

Но сначала были сатира и негодование. Вполне в духе пуританских проповедей Хогарт использует свои гравюры, распространявшиеся большими тиражами, как площадки агитации. С них он обращался к своим соотечественникам с призывом уничтожить порок, губящий человека.

Разврат и пьянство, жестокость и властолюбие, воплощаясь в его гравюрах в виде конкретных персонажей, бичуются автором последовательно, в серии изображений, которые показывают исходный блеск нравственного падения — и ничтожество, и смерть, к которым оно приводит в финале.

При этом морализм Хогарта был бы гораздо слабее, если бы не уравновешивался любовью к согражданам, представляемыми им не только рабами всего низменного, но и, на других картинах, жизнелюбивыми, радующимися, бойкими.

В таком подходе он наследовал традиции голландца Ван Дейка, который тоже через бытовые сцены трактовал добродетель обычного человека. И всё же в своих сатирах Хогарт беспощаден, показывая гнусность, измену, продажность, цинизм, раны, язвы и смерть без всяких прикрас. Характерны в этом смысле две знаменитые серии гравюр — «Карьера проститутки» и «Модный брак».

Уильям Хогарт. «Карьера проститутки». Серия из 6 гравюр.

В «Карьере проститутки» рассказывается о судьбе легковерной девушки, которая попалась на убеждения старой сводни и стала содержанкой в высоких кругах общества. После взлета, включавшего все преимущества, которыми могла похвастаться юная востребованная куртизанка, ее ждало неизбежное падение на уровень обычной проститутки, болезнь, нищета, арест и смерть в 23 года. Вместе с ней обречен гибели ее маленький сын.

Грустную историю рассказывает и серия «Модный брак», которая начинается сватовством высокородного дворянина к дочери богатого торговца. Основанный на взаимной купле-продаже, этот брак через обоюдный обман супругов раскрывает их неприглядную сущность: оба они — развратники, причем он — еще и педофил, а она — мотовка, считающая себя отныне принадлежащей к аристократии и пародирующей в своем салоне нравы высоких царственных особ. Венерическая болезнь, дуэль, смерть мужа, самоубийство жены…

И над всем этим — сифилитическая язва их осиротевшего ребенка.

Образы детей, бедствующих и гибнущих по вине порочных взрослых, на гравюрах Хогарта разрывают душу и взывают к совести зрителя. Но Хогарт не был бы собой и не стал бы основателем английской национальной школы живописи, если бы не противопоставил своим злым сатирам светлые образы.

Особенно — сияющие радостью и надеждой живописные детские портреты (например, портрет детей аптекаря), которые предстают во всей человеческой лучезарности, служа иллюстрацией евангельской притчи о таланте, который можно расточить, как «неверный слуга» и герои сатир Хогарта, или приумножить. Также великолепен портрет великого актера того времени Дэвида Гаррика, показывающий счастливого человека, который всей душой служит искусству.

Обучавшийся у своего знаменитого предшественника, сэра Джеймса Торнхилла, который расписывал собор Святого Павла и получил за это рыцарское достоинство, Хогарт видел в учителе образец творческого пути, к которому стремился сам. И можно сказать, что ему это вполне удалось.

Выбравшись из нищеты, которая преследовала его в юности, став популярнейшим художником во всех слоях английского общества, Хогарт добился самого высокого признания, наследовав Торнхиллу в должности главного живописца, будучи назначен самим королем Георгом II в 1757 году.

Английский художник Хогарт, наряду с двумя великими соотечественниками-романистами, Даниэлем Дефо и Джонатаном Свифтом, может считаться одним из первооткрывателей в английском искусстве Нового времени, — первооткрывателем, который прославлял достоинства и не закрывал глаза на пороки.

Хогарту великолепно удалось воспеть английский, как бы сейчас сказали, средний класс — бодрых, склонных к полноте любителей пива, простых народных увеселений, оптимистичных и жизнерадостных обывателей, и, кроме них, благородных и утонченных представителей света. И при этом не забыть тот идеал высокого искусства, который позвал его в дорогу в 1724 году, когда в мир вышла его первая известная гравюра.
Источник: regnum.ru











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.