26.04.18
Почему нельзя жениться на русской. Из воспоминаний А.Н. Вертинского
Знаменитый русский певец, актер, любимец публики Александр Николаевич Вертинский в своих мемуарах «Четверть века без Родины» искренне, живо, увлекательно рассказывает о крутых жизненных поворотах, выпавших на его долю, о драматических и комичных эпизодах жизни...
25.04.18
Украденное искусство: какое, где и сколько...
О том, что искусство — одна из самых прибыльных сфер криминальной деятельности, известно давно. Однако какой-то детальной статистики на этот счет не было, пока недавно портал Element Paints не проанализировал базу данных Интерпола...
24.04.18
Самые дорогие картины, купленные российскими олигархами на аукционах за последние 10 лет
Миллиардеры из списка Forbes могут потягаться с лучшими музеями мира коллекциями шедевров живописи. Forbes Life рассказывает о самых дорогих приобретениях бизнесменов на мировых аукционах...


  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18

Авангардист Николай Суетин, «эпопт» супрематизма

06.11.17

николай суетин супрематизм дизайн

6 ноября 1897 года родился Николай Суетин - русский художник и дизайнер. Суетин сказал новое слово в теории и практике супрематизма в живописи, дизайне мебели, архитектуре, полиграфии. Особенно интересны новаторские  супрематические композиции, выполненные Николаем Суетином на Ленинградском фарфоровом заводе для сервизов и тарелок...





Отец, обнищавший дворянин, служил начальником железнодорожной станции. Суетин учился в гимназии в Калуге, летом с семьёй ездил в Оптину пустынь. После гимназии учился в Кадетском корпусе в Петербурге. Во время учёбы серьёзно увлёкся рисованием. Посещал многие современные выставки. Любимые художники этих лет — Микалоюс Чюрлёнис и М.А.Врубель.

С началом Первой мировой войны был призван в армию. В 1915 служит на Кавказе, но вскоре по долгу военной службы переезжает в Витебск, где остаётся вплоть до демобилизации в 1922.
В 1918 записывается в созданное в Витебске М.З.Шагалом ВНХУ. В начале 1919 знакомится с И.А.Пуни, призывавшим к «футуризации» школы, летом 1919 — с Л.М.Лисицким. В ноябре 1919, сразу же после знакомства с К.С.Малевичем, поддерживает его идеи о беспредметном супрематическом мире.

В начале 1920 становится членом Посновиса, а чуть позже — февраль 1920 — Уновиса. Участвует вместе с другими членами Уновиса в декоративном оформлении Витебска к 1 мая 1920. Создает проекты вывесок, оформления столовых и кафе, магазинов. С 1920 начал дружить с И.Г.Чашником и И.И.Червинко.



В 1920—1922 участвует в выставках Уновиса в Витебске и Москве. Его супрематические диагональные построения 1920—1922 отличаются особым динамизмом. Большинство живописных работ этого времени не сохранилось, но известны графические произведения.

В декабре 1921 едет с Малевичем в Москву, где участвует в дискуссиях в Инхуке. Очевидна несовместимость позиций московских художников, связанных с Инхуком и утверждающих идеи конструктивизма, и уновисцами.

В 1922 становится последним председателем Витебского творческого комитета (Творкома) Уновиса. В сентябре вслед за Малевичем переезжает из Витебска в Петроград.

В мае—июле 1923 в числе других членов Уновиса показывает свои работы (как и все уновисцы — анонимно) на Выставке картин петроградских художников всех направлений.

В декабре 1922 начинает работать на ГФЗ как художник-композитор. Создаёт многочисленные проекты супрематического фарфора, в том числе «Чернильницу», один из первых образцов супрематической архитектоники в фарфоре. В росписи фарфора использует мотивы своих супрематических композиций 1921—1922.

Его фарфор начинают показывать на всех выставках, в том числе международных, где представлена продукция ГФЗ. На Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 за свои фарфоровые изделия Суетин награждён серебряной медалью. В 1926 с Чашником начинает работать для треста «Новгубфарфор». Выставка изделий треста состоялась в Ленинграде в 1926. Суетин и Чашник сделали супрематический плакат к выставке. Вместе с Чашником делает эскизы фарфора для антиквара П.Грубаря.

В 1923—1926 участвует в работе МХК и (с 1924) Гинхука. В Гинхуке работает в отделе общей идеологии. После отъезда В.Е.Татлина в Киев в 1925 начинает руководить отделом материальной культуры. В институте отдел Суетина стали называть «отделом супрематического ордера». Показывает свои проекты на отчётных выставках института. Работает над моделями архитектонов. Знакомится с А.А.Лепорской.

В 1924 делает серию аналитических кубоструктуралистских рисунков. Они стимулируют его поиски новых живописных решений. В живописи вскоре (с 1927) он делает первые постсупрематические картины, как позже и Малевич, варьируя различные мотивы крестьянских тем («Женщина с пилой». ГРМ; «Женщина с крестом». Частная коллекция. Все — 1927—1928). В то же время он создаёт и абстрактные композиции («Плоскость, написанная как картина». 1928. Частная коллекция).

Как дизайнер экспериментирует, выполняя самые различные декоративные проекты — эскизы обложек, тканей, рекламу — для Декоративного института. В 1926 участвует в выставке «Плакат и реклама после Октября».

В 1927 делает проекты цветовой раскраски архитектуры и проекты новой мебели (некоторые работы совместно с Чашником) для конкурса мебели для рабочего жилища. В 1927—1928 в составе группы архитектора А.С.Никольского работает с Чашником над «оцветкой» домов.

В 1927—1929 — научный сотрудник экспериментальной лаборатории Комитета по изучению современного искусства и в Комитете художественной промышленности. В ГИИИ делает доклад о своих принципах работы в дизайне.

В конце 1920-х работает над серией «Богородица». Поездка в Псков в 1929 стимулировала поиски новых приёмов в живописи и фарфоре. Мотивы древних церквей стали основой новых архитектонических решений.

В 1932 становится главным художником ГФЗ. Работает над созданием новых форм. В это же время Суетин вводит в фарфор необычные мотивы своей живописи.

Продолжает работу над «крестьянской» серией.

На юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ (1932) была устроена небольшая ретроспектива работ Суетина («Кислород». 1921; «Водород». 1922; абстрактные композиции начала 1930-х: «Квадрат». 1932; «Белый холст, написанный как картина». 1931; «Живописное». 1932; фарфор). В московском варианте выставки остались всего три живописные работы — «Женщина» (1927—1928), «Квадрат» (1932), «Сноп» (1932).

Особенно его начинают интересовать поиски профилировки и цвета рам картин.

В 1934 вместе с Лепорской разрабатывает цветовое оформление интерьера Дома культуры Промкооперации и оформляет проспект Суворова, используя супрематическую архитектонику.

В 1935 организует похороны Малевича, мемориальную выставку мастера. В Немчиновке (под Москвой) создаёт куб-памятник Малевичу (разрушен в годы войны).

Участвует в 1-й выставке ленинградских художников в ГРМ.

Создаёт форму «Крокус» для чайного сервиза.

В 1936—1937 разрабатывает проект оформления павильона СССР на Международной выставке 1937 в Париже. Привлекает к работе над проектом Б.В. и М.В.Эндеров, Лепорскую, К.И.Рождественского. За оформление удостаивается Гран-при выставки. В 1939 делает проект оформления павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В Нью-Йорк он едет вместе с Рождественским. В оформлении сохраняет некоторые принципы супрематической архитектоники, совмещая их с неоклассическими тенденциями.

В 1941 вместе с Б.В.Эндером работает в Москве над оформлением выставки, посвящённой 100-летию гибели М.Ю.Лермонтова (не состоялась из-за начавшейся войны).

Возвращается в блокадный Ленинград и участвует в различных маскировочных и оформительских работах (1941—1943). В 1942 — новое оформление могилы А.В.Суворова в Александро-Невской лавре. 1943—1944 — оформление выставки «Героическая оборона Ленинграда» (самый интересный проект в этой области).

В конце 1940-х подвергался критике за формализм.

Работы Суетина хранятся в ГРМ, музее ЛФЗ, ГТГ, Музее Людвига в Кёльне, в различных частных коллекциях.
Источник: evitebsk.com










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.