17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Филипп Малявин - живописец беспримерной судьбы

23.10.18

филипп малявин русские художники

23 октября 1869 года родился Филипп Малявин -  академик, осваивавший азы грамоты под руководством деревенского фельдфебеля, послушник афонского монастыря, писавший портреты Ленина, сын полунищих крестьян, получивший за свою картину золотую медаль на Всемирной выставке в Париже...



У картины Филиппа Малявина

Но есть такое выражение — «обыкновенная биография в необыкновенное время». Русскому художнику Филиппу Малявину судьба приготовила «сюрприз» — жить в преддверии, во время и сразу после глобальных перемен, потрясших необъятную Россию и изменивших не только государственный строй, но и мировоззрение многомиллионного народа страны.

… Небогатое село в Самарской губернии, многодетная крестьянская семья, деревянные чурки вместо игрушек в детстве, походы в лес в качестве развлечения в отрочестве, отставной деревенский фельдфебель в роли учителя - откуда у простого деревенского мальчишки, росшего в таких реалиях русской глубинки, могла возникнуть страсть к рисованию?


Сам художник, наверное, сказал бы: «Неисповедимы пути Господни!», потому что впоследствии не раз вспоминал, что лепить из глины, вырезать фигурки из дерева и особенно рисовать угольками на печке или стенах с ранних лет было его любимым занятием. Правда, его увлечение не разделяла мать, которой приходилось постоянно забеливать «художества» сына. Детские годы, проведенные в селе, оказали огромное влияние на становление Малявина как художника. Одна из его работ, «Тройка в снегу», буквально пронизана ностальгией.

И еще из воспоминаний художника: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…» В погоне за этим «хорошим и чудесным» в 16 лет Филипп Малявин оставил родной дом и отправился в далекий Афон для того чтобы постичь тайны иконописи.

Освоение азов не заняло много времени — юноша был способен, сообразителен и трудолюбив. Но братия недолго радовалась талантливому послушнику — он стал проявлять недозволенное своеволие и дерзость в письме канонических образо́в. Поэтому настоятель монастыря Святого Пантелеймона без сожалений отпустил строптивого «богомаза», когда тому пришло время идти на военную службу.

Но, как говорится, не тут-то было! Филипп быстро вернулся обратно, потому что получил освобождение. И помог ему в этом талант: на призывном пункте богобоязненный послушник нарисовал картину с лошадью, которая настолько потрясла душу мелкого военного чина, руководившего призывом, что он выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил на Святую гору.

А вскоре судьба Филиппа сделала очередной крутой поворот: в монастырь заехал известный русский скульптор Беклемишев, которого поразили его этюды и зарисовки. Это были не иконы — образа́ Малявина до уровня ликов, смотревших с древних стен, явно не дотягивали. А вот «мирские» сюжеты, хотя и были далеки от образцов академической живописи, удивляли яркостью цветов, размашистостью рисунка и самобытностью тематики.

Но это известно только со слов Беклемишева: большинство работ художника «монастырского» периода утеряно. На этом заканчивается долгий период жизни на Афон, посвящённый духовному росту и поиску себя. Кстати, этот поиск ярко отражается на картинах Малявина разных периодов. Внутренние метания на пути к собственному стилю в какой-то момент роднят его холсты с произведениями Густава Климта.

Итак, Беклемишев забрал Малявина в Петербург, где тот окончил Академию художеств, а затем некоторое время был учеником Репина. Известность буквально обрушилась на молодого живописца. Но, как и многое другое в его жизни, здесь не обошлось без парадокса. … 1898 год, Малявин предоставляет в качестве выпускной картину «Смех». Работа яркая, колоритная, живая, эмоции и настроение написаны просто мастерски.

Но эта работа у маститых академиков положительных откликов не заслужила. Зато их с лихвой оказалось на Всемирной выставке в Париже, где отвергнутая картина была удостоена золотой медали. Затем она произвела фурор на вернисаже русской живописи в Венеции, где и была приобретена для Музея современного искусства. Надо сказать, что Малявин со временем смог бы стать отличным портретистом. Об его способности проникнуть за пределы обычной «узнаваемости» и изобразить внутренний мир человека свидетельствуют многочисленные работы, написанные в этом жанре.

Но в историю русской и мировой живописи Филипп Малявин вошел как один из певцов крестьянской жизни. Всю жизнь он раз за разом возвращался к теме, близкой его сердцу. Художник был увлечен ею, знал предмет, что называется, изнутри, и это делает его работы уникальными. Так человек с простой судьбой, живший в далеко не простое время, стал одним из ярчайших представителей тяжёлой эпохи, выпавшей на долю России.
Источник: artifex.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.