18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

«КоммерсантЪ» о выставке Климта и Шиле в ГТГ

16.10.17

выставки гмии климт шиле

В ГМИИ имени А.С. Пушкина показывают графику Густава Климта и Эгона Шиле. Почти сто листов из досточтимого собрания венской Альбертины — невиданный по московским условиям объем — привезены в преддверии года венского модерна и столетия со дня смерти обоих живописцев...




ГМИИ, принимая выставку из Альбертины, присвоил ей рейтинг 18+, а директор музея Марина Лошак вдобавок сказала, что время сложное, что не так просто сопротивляться внутреннему цензору, что приходится думать о том, как бы не обидеть «верующих, нервных, эмоциональных».
Время действительно хоть куда; уже каким-то доисторическим прошлым кажется пора, когда, ну, скажем, Пьера и Жиля выставляли у самых стен Кремля, в Манеже — и ничего. А было это, между прочим, даже не в проклятые 1990-е, а в 2007 году.

Постучим по дереву — поклеп в растлении и экстремизме на Музей изящных искусств никто не возводит, но зато разговоры о том, что «страха ради казаческого» на выставку не стали брать что-то особенно неприличное, пошли. Дискуссия о том, достаточно ли на выставке половых органов для поддержания чести музея или все-таки нет, конечно, по-своему поучительна.

Но при всем том выставка хоть и показывает в изрядных подробностях плотские обсессии обоих художников, однако к анатомически-медицинской проблематике все же решительно несводима.

Не только потому, что выставка графическая и большинство листов — карандашные рисунки. Не ждите климтовских контрастов жаркого византийского золота и томительных красок нагого тела. Специфическая колористика голой плоти у Шиле, болезненно-землистая, пестрящая как будто кровоподтеками, есть в паре акварелей, но не то чтобы заметна в общем масштабе.

С одной стороны, тонко и знаточески отобранные листы разыгрывают — вопреки круглящимся, извивающимся, напрягающимся истомным телесам на них — безукоризненно академический сюжет. От ар-нуво к экспрессионизму, от капризной изысканности к духоте, от духоты к болезненности: со своей странной, немного тепличной насыщенностью художественная жизнь Вены 1910-х за считанные годы прошла стадии одна выразительнее другой, и листы двух художников роскошно иллюстрируют все подробности этой эволюции.

Климт начинает с почти энгровской грации, но потом движение линии, обрисовывающей формы какой-нибудь беременной натурщицы (этюд к «Надежде I»), становится настолько прихотливым, что и Бердслей по сравнению с этим абрисом кажется Энгром.

А роковые красавицы, округлившие брови и обнажившие зубы в тревожащей, почти трупной усмешке, побуждают в таком лаконичном исполнении не перебирать обыкновенные размышления о Фрейде и его пациентах, а всматриваться все внимательнее в карандашный штрих.

Есть и начинающий Шиле — трепетный мальчишеский автопортрет, рисунок головы гудоновского Вольтера; но дальше линии все резче, все мучительнее, и сам этот разлад кажется все могущественнее по мере того, как все более совершенной художественно выглядит сама его некомфортность.

Есть ли во всем этом что-то о распадающейся габсбургской державе, о декадансе, об эпохе «предвоенной, блудной и грозной»? Пожалуй, есть. И все-таки из внехудожественных впечатлений и наблюдений, вызываемых этой выставкой, кажется важнее всего не соотнесенность эротизма и Климта, и Шиле с неврозами и катастрофами, а разлитая в нем уязвимость.

Оба умрут в 1918-м, пройдет совсем немного лет, и нормативной станет совсем другая нагота — бодрая, ликующая, настырно здоровая. А тут, посмотрев на муку этих хрупких изломанных тел, остается разве что вспомнить жалобные причитания Аввакума над согрешившими Адамом и Евой: «О, миленькия! Приодети стало некому!» Источник: «Ъ»









  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.