07.10.20
Портрет юноши с медальоном уйдёт с молотка
Sotheby’s выставил на январские торги в Нью-Йорке «Портрет юноши с медальоном» работы Сандро Боттичелли. Предпродажная оценка картины составила 80 миллионов долларов — это самая высокая сумма, которую когда-либо устанавливал этот аукционный дом для работ старых мастеров...
06.10.20
Реалистичность фаюмских портретов
В греко-римские времена в Нижнеегипетском регионе Фаюм портрет традиционно помещался на лицо умершего человека. Современные исследования свидетельствуют об удивительной реалистичности этих погребальных портретов...
15.09.20
Венеция будет оцифрована
В то время как итальянское правительство пытается спасти Венецию от затопления при помощи системы мобильных шлюзов, международная группа учёных заканчивает беспрецедентный по масштабу эксперимент цифровизации жемчужины Италии...


Лукас Кранах Старший - великий художник и эффективный менеджер

04.10.20

лукас кранах старший

Лукас Кранах Старший родился 04 октября 1472 года в баварском городе Кронахе в семье художника Ганса Малера. Осваивать профессию он начал под руководством отца, а в 17 лет, как большинство художников, отправился путешествовать в Италию, где  в эпоху Возрождения искусство достигло наивысшего расцвета...





С 1501 года на протяжении трёх лет Лукас Кранах Старший прожил в Вене, где сформировалась его индивидуальная манера, а на работах стала появляться первая монограмма — CL.

В 1504 году Кранах получил от курфюрста Фридриха Мудрого приглашение стать придворным художником в Виттенберге. В течение последующих 47 лет Кранах не только писал парадные портреты и оформлял праздники, но и выполнял функции советника и камердинера.


Спустя четыре года Фридрих Мудрый отправил Кранаха с дипломатической миссией в Нидерланды для переговоров с императором Римской империи Максимилианом I. В чём заключалась задача Кранаха, свидетельств не сохранилось. Однако известно, что в благодарность курфюрст вручил Кранаху геральдический диплом с дворянским фамильным гербом, основным элементом которого был дракончик с поднятыми раскрытыми крыльями.

С 1508 года изображение дракончика стало новой монограммой Кранаха. По ней искусствоведы отсчитывают новый период творчества мастера.

С тех пор деятельность Кранаха стала активно развиваться, поэтому художник купил в Виттенберге дом и начал расширять производство и нанимать учеников. Популярность его настолько возросла, что очередь из заказчиков выстраивалась на годы вперёд. Чтобы ускорить производство работ, в мастерской создавали специальные кальки, по которым можно было повторять наиболее популярные сюжеты.

Рисунок клали на деревянную панель, потом по контуру иглой проделывали отверстия и припорашивали угольной пылью. Когда рисунок поднимали, был виден его абрис. Процесс напоминал работу с копировальной бумагой.



В 1512 году Кранах приобрёл пивоваренный завод и организовал продажу пива, а в 1520 году он стал владельцем аптеки. В те времена кисти и краски художники изготавливали самостоятельно. Пигмент, который получали из природных минералов, продавали в аптеках. Позднее Кранах приобрёл в Виттенберге и типографию, куда отдавал печатать свои гравюры. Эти бизнес-приобретения стали для художника необычайно выгодными.

В типографии в 1522 году была отпечатана Библия в переводе Мартина Лютера, который специально выучил иврит и древнегреческий — языки оригинала Священного Писания. Лютер, активно выступавший против Рима, считал, что папство исказило смысл Библии при переводе её на латынь.

Его достижением был не только перевод Библии на немецкий язык, но и ведение служб на языке того народа, на земле которого стоят церкви. За это Лютер подвергался гонениям и был вынужден около года скрываться под чужим именем. Немаловажную роль в его судьбе сыграло знакомство с Лукасом Кранахом Старшим и покровительство курфюрста Фридриха Мудрого.

В браке с Барбарой Бренгбир, дочерью богатого пивовара, у Кранаха родилось два сына — Ганс и Лукас Младший. На первенца родители возлагали большие надежды и готовили его к профессии художника. Однако в возрасте 24 лет в 1537 году Ганс Кранах, будучи студентом Болонского университета на севере Италии, заболел и умер.

С этого года монограмма, которую ставили в мастерской Лукаса Кранаха Старшего, изменилась — дракончика стали изображать со сложенными крыльями, а искусствоведы начали отсчёт третьего периода творчества.

Известно, что одна из работ Кранаха Старшего «Белая мадонна» находилась в Кафедральном соборе. Однако сохранились лишь письменные упоминания о картине; как она выглядела, неизвестно. Кранах писал также портрет герцога Альбрехта Бранденбург-Ансбахского. Будучи лично знакомым с Мартином Лютером, Кранах Старший создал портрет его малолетней дочери Маргариты.

Годы спустя её изображение написал Кранах Младший. Эта работа до весны 1945 года висела в кирхе Святой Анны в селе Мюльхаузен (современное село Гвардейское Калининградской области). Сведения о дальнейшей судьбе портрета утрачены.

Похоронен Лукас Кранах Старший на кладбище Святого Якова в Веймаре. На надгробном камне работы Николауса Громана написано: «Самый быстрый художник». Несмотря на высокую производительность мастерской Кранаха, специалисты отмечают высокое качество и мастерство каждой работы.

Современные художники ценят Кранаха за особую экспрессию. Он одним из первых в Германии начал изображать обнажённую натуру. Его идеал красоты — стройные и худощавые женские фигуры — полюбился западным модельерам. Работы Кранаха стали источником вдохновения для Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Эрнста Людвига Кирхнера.

В Калининградской художественной галерее хранятся работы Лукаса Кранаха Старшего «Архангел Михаил во время Страшного суда» (1506), «Мадонна с младенцем и Казимир» (около 1520), портрет Мартина Лютера (1521), портрет Филиппа Меланхтона (около 1535—45) и другие гравюры.

Ценность собрания работ Кранаха, которое хранится в Художественной галерее, заключается в том, что коллекция имеет штемпель Государственной имперской типографии Берлина. В начале XX века, когда исполнилось 400 лет со дня провозглашения Лютером его тезисов, немцы решили опубликовать большую выставку работ Кранаха.

Однако обнаружилось, что доски, с которых печатались гравюры, потеряли форму, и получить с них отпечатки хорошего качества оказалось невозможным. Поэтому было принято решение  повторить ксилографии и гравюры на металле.

Для реализации этой госпрограммы были привлечены лучшие резчики Германской империи, которые работали над гравюрами для изображения денег. От оригинальных гравюр, выполненных в мастерской Кранаха, эти работы ничем не отличаются.

Вместе с тем, многие белые пятна в творчестве художника специалистам ещё предстоит разгадать. Прежде всего, требуется проведение масштабных исследований по атрибуции наследия.  Источник: pregel.info






По теме






Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.