18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Родился Франсуа Буше, «зеркало правления Людовика XV»

29.09.18

франсуа буше  французская живопись рококо

29 сентября 1703 года родился Франсуа Буше. Сибарит, фривольный художник, олицетворение «стиля мадам де Помпадур» — какие только ярлыки ни навешивала критика на мастера. А ведь его личность была гораздо более многогранна, а творчество значительно богаче, сложнее и разнообразнее, чем следовало из этих опрометчивых суждений...




В годы триумфа Буше, те же критики оперировали совсем другими эпитетами, вознося художника на вершину славы. «Живописец грации», «Зеркало правления Людовика XV», «Певец красоты и полноты жизни»... Буше рано почувствовал вкус славы, но заплатил за это в зрелые годы тотальным разочарованием в жизни вообще, и в собственном таланте в частности — причем не без участия мнимых доброжелателей.

Обнаженная женская натура действительно являлась одной из любимейших тем мастера, однако вряд ли это дает основание обвинять его в распутстве и прочих многочисленных грехах. Ведь Буше считался мастером пасторалей — модного в то время жанра, представляющего и пастухов и пастушек на фоне деревенских пейзажей.

Буше также писал пейзажи и портреты, мифологические картины и жанровые сцены, создавал эскизы кружев и гобеленов, парковых скульптур и бисквитных статуэток, интерьеров дворцов и театральных декораций...

И после всего этого обвинять мастера в приверженности одной лишь эротической теме?! Необычайное богатство и разнообразие художественных предпочтений проявляется уже на начальном этапе его карьеры. Немалую роль сыграл в этом опыт, приобретенный художником в период Формирования его личности и стиля.

Начало большого пути Буше

В который раз приходится сожалеть о том, что сведений о природе обучения мастера практически не осталось. Поэтому исследователям не оставалось ничего, кроме как единогласно признать следующее: профессиональное становление Буше произошло в период между 1720 годом, когда он поступил в мастерскую Лемуана, и 1731 годом, когда он вернулся из Италии.

Основам мастерства будущего художника обучает его отец, а школа Франсуа Лемуана закрепляет и дополняет теоретические знания, а также дает необходимые навыки практической работы. Лемуан в тот период является членом Академии, поэтому, более чем кому бы то ни было, известны требования этой институции.

Всем его ученикам (без исключения!) удавалось поступать в Академию с первой попытки. Подобного успеха не знавал тогда ни один из мастеров, практикующих преподавание основ рисунка и живописи.

В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев. У современных искусствоведов возникают сомнения относительно столь короткого срока, они подозревают, что, умаляя степень влияния учителя, Буше стремился подчеркнуть собственную независимость и творческую самостоятельность, а также раз и навсегда положить конец версиям о преемственности живописной манеры.

И все же, трудно опровергнуть очевидное: в ранних работах Буше отчетливо ощущается влияние стиля его учителя, которое останется в силе до середины тридцатых годов.

Именно в это время, по мнению большинства специалистов, формируется индивидуальный стиль Буше, не лишенный, однако, кое-каких заимствований. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка».

В работах обоих живописцев прослеживается интерес к фигурам с небольшими лицами, утонченными жестами, облаченных в драпированные одежды с множеством мелких, но неизменно выразительных складок. В течение долгих лет влияние Лемуана сказывалось на стиле Буше, однако в конце концов художнику удалось освободиться от него — тем более что он так желал этого...

В период окончания учебы у Лемуана Буше становится частным посетителем парижских дворцов и публичных музеев, где имеет возможность познакомиться с творчеством великих венецианских, а также голландских и фламандских мастеров XVII века.

Молодой художник легко попадает под обаяние живописи Антуана Ватто, этого признанного мастера галантных сцен, отмеченных изысканной нежностью красочных сочетаний и удивительной трепетностью рисунка.

В начале 20-х годов Буше создаст 119 гравюр по картинам и рисункам Ватто. По мнению Жоржа Брюнеля, «тот факт, что в молодости в течение нескольких лет Буше изучал работы Ватто, конечно же отразился и на его собственной живописи. Благодаря этому опыту, то есть, посредством Ватто, он усвоил уроки Тициана и Рубенса».
Буше в Италии

Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.

Пьер Розенберг задается теми же вопросами, что и мы: как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь? Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы.

И что особенно обидно — нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию. В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.

Пасторальные сцены Буше

Вернувшись в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.

В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.

Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью.

Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.

Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, — его поражения.

Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным. И только время покажет истинную ценность завоеваний этого великого художника...   Источник: filoli.ru









  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.