20.03.19
Родился Джером Майерс - видный представитель Школы мусорных вёдер
20 марта 1867 года в городе Питерсберг, штат Виргиния, родился американский художник и писатель Джером Майерс, ставший одной из центральных фигур так называемой «школы мусорных вёдер», жанрового направление в живописи, образовавшегося в конце ХIХ — начале ХХ века в Соединенных Штатах...
19.03.19
Беспокойная жизнь Сергея Судейкина
19 марта 1882 года в семье инспектора Петербургского охранного отделения родился Сергей Юрьевич Судейкин. Не прошло и двух лет после его рождения, как отец был убит народовольцами. Сергей Судейкин поступил в 1897 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества...
09.03.19
Виктор Попков. Жизнь. Смерть. Бессмертие
9 марта 1932 года родился выдающийся советский живописец Виктор Ефимович Попков, один из родоначальников «сурового стиля». За свою короткую творческую жизнь, продлившуюся всего 17-18 лет (погиб от пули в возрасте 42 лет), художник создал около 3000 картин, многие из которых стали в буквальном смысле «символами бытия»...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Русские художники на службе революции

27.08.17

Как праздновали первую годовщину октября

По-разному можно относиться к искусству первых революционных лет. Но что несомненно, так это то, что искусство было действительно настоящим. Никакой халтуры ради завоевания своего более-менее надежного, точнее, спокойного, места в хаосе событий. Как чувствовали, как дышали — так и творили...


Ян Рудницкий, эскиз оформления Владимирской площади Петрограда, 1918 г.

«Революционный держите шаг!», — призывали россиян в 1917 году большевики. Если бы не поддержавшие их мастера искусств, призыв вряд ли был бы услышан. Известно, большевики на самом деле не пользовались в то время поддержкой широких масс. Но вот что значит, профессионализм!

Понимая, сколь важна агитация, а также возможности тех, кто умеет красиво лепить, рисовать, оформлять, они активно стали привечать художников и скульпторов. А также мастеров других творческих профессий. Как-то — гончары, ткачи, стеклодувы. И революция широко шагнула в быт россиян.
Поводом для того, чтобы привлечь творцов на свою сторону, стала первая годовщина Октябрьской революции. К ней начали готовиться загодя, с февраля 1918-го. «Праздник должен носить красный цвет — потому, что этот цвет является торжеством нашего социалистического красного знамени», — заявила на заседании Петросовета известная в начале ХХ века актриса и общественный деятель Мария Андреева. — Этот праздник явится подсчетом сил, он выявит нашу мощь, он явится нашим смотром".

Именно ей, получившей вскоре после Октября 1917-го пост комиссара театров и зрелищ Петрограда, было поручено заняться организацией украшений к грядущему празднику улиц, площадей, мостов и зданий города на Неве, «первого города российской революции».

Практически все именитые художники и скульпторы страны того времени получили заказы. Пейзажисты, портретисты, баталисты, графики, классицисты, футуристы, авангардисты, абстракционисты… Общее число принявших участие в изготовлении эскизов превысило 160 человек.

Среди них будущие знаменитости — Натан Альтман, Кузьма Петров-Водкин, Вера Мухина, Мстислав Добужинский, Михаил Векслер, Сергей Коненков, Иван Шадр. А количество «охваченных» их творчеством петербургских объектов превысило цифру 90.

Увидеть эти работы сегодня, почти сто лет спустя, можно на масштабной выставке «Искусство в жизнь. 1918−1925 гг.», открытой в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Практически все залы — «горят красным». Этот цвет преобладает в картинах, эскизах, даже в скульптуре! Разве что Лев Троцкий «подан» либо в коричневых тонах, либо почему-то в зеленых.

"Троцкий - наше знамя" - в буквальном смысле, в скульптуре предусмотрены
держатели для знамени работа Игнатьева по оригиналу Анненкова

Увидеть его портрет можно также на вазах, стаканах, шкатулке (вместе с Лениным), на обложке памятного адреса и даже полотенца. Это удивительно потому, что в героях революции Лев Давыдович ходил, как известно, недолго. Уже к концу 1920-х он был объявлен «врагом народа № 1» и выслан из СССР.

Все его изображения, украшавшие отечественные произведения искусства (а с ними и обычную жизнь граждан), решением ЦК партии уничтожались. Чудом сохранились немногие в частных коллекциях. И не за рубежом, а здесь, дома. Как, например, один из редких теперь шедевров мастеров фабрики № 1 Ивано-Вознесенска 1923 года — хлопковое полотенце уникального жаккардового ткачества.

И ещё тарелка Михаила Адамовича 1921 года «Семь лет Красной Армии» с портретом наркома по военным и морским делам Троцкого. Которого (портрета)… нет. Его во время борьбы с троцкизмом пытались вытравить. Но качество работы мастера Алексея Скворцова, исполнителя идеи Адамовича, оказалось таковым, что до конца сделать этого, как ни старались, не смогли.

И при ближайшем рассмотрении с определенной точки и если повезет «поймать» свет, можно разглядеть над символами Красной Армии внизу тарелки звезду, а на её фоне — склоненную голову Льва Давыдовича. Вот уж поистине — рукописи не горят!

Заявившее о себе в первый (и последний в таком масштабе) праздник Октября искусство, очень быстро и активно стало «внедряться» в повседневную жизнь, в быт советских людей. Красный цвет на долгие десятилетия возобладал в оформлении праздников, а также кабинетов, музеев, театральных спектаклей; стал приоритетным в текстильной промышленности и ткацком деле.

В орнаменте главенствующее положение заняли пятиконечная звезда с серпом и молотом. Не осталась в стороне даже посуда. Есть с тарелки, не украшенной лозунгом «Царству рабочих и крестьян не будет КОНЦА» (так — с большой буквы!), считалось «враждебной выходкой», ни больше, ни меньше!
Источник: svpressa.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.