18.08.17
Из болота за косичку: рецепты оживления придушенного рынка русского искусства
Главному редактору портала ARTinvestment.ru Владимиру Богданову понятно, что нужно делать, чтобы оживить рынок русского искусства. Однако, его рецепты, в большинстве своём связанные с неоправданным ожиданием помощи от государства и бизнеса, выглядят лишь тщетной мечтой вытащить себя из болота за косичку...

17.08.17
В антикварном магазине «нашли» два рисунка Джакометти
Два рисунка, найденные в лондонском магазине антиквариата, оказались подлинными произведения Альберто Джакометти. Работы, которые, как предполагалось, были потеряны, удалось обнаружить в инвентаре покойного торговца антиквариатом Эйлы Грэхем в прошлом году...
17.08.17
Ирина Вакар: «Умерли лидеры и их идеи, а искусство осталось»
Выставка «Некто 1917» в Третьяковской галерее вызывает и интерес, и недоумение. От проекта юбилейного года ведущего отечественного музея естественно ждать осмысленного ответа на вопрос, что же принесла революция русскому искусству и как оно ответило на вызов времени. Но, похоже, такого ответа выставка не предполагает...


  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17
  • «Русские Просторы» Евгения Ячного
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить «Русские Просторы», персональную выставку замечательного петербургского живописца Евгения Ячного. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    16.05.17

Минкультуры РФ разъясняет смысл терминов «актуальное» и «современное искусство»

20.07.17

современное искусство актуальное искусство минкультуры рф

На днях Министерство культуры разослало в свои подведомственные структуры циркуляр, поясняющий смысловое содержания всем хорошо знакомых и часто употребляемых терминов «современное искусство» и «актуальное искусство» с целью устранения путаницы при их использовании государственными учреждениями культуры...





От Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России) в органы управления культурой исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в подведомственные организации Минкультуры России

В целях соответствия Основам государственной культурной политики, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808, прошу обеспечить наименование проводимых мероприятий согласно нормам современного русского языка.
В том числе обращаю внимание на необходимость правильного употребления следующих терминов:

— «современное искусство» — искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения;

— «актуальное искусство» — искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания.

Приложения:

— заключение Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина на 2 л. в 1 экз.;

— заключение Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва на 3 л. в 1 экз.

В.В. Аристархов
18.07.2017

 

Заключение Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина

Уважаемый Владимир Владимирович!


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» (далее — Институт) в ответ на Ваше письмо от 27.06.2017 года №10034-01.1-64-РА сообщает следующее.

В толковых словарях русского языка слово современный толкуется следующим образом: 1. Такой, который относится к одному времени, одной эпохе с кем-чем-л. (новая модель превосходит все современные ей автомобили того же класса). 2. Такой, который обладает выраженной новизной в каком-л. отношении, использует самые последние достижения в какой-л. области (передовой, прогрессивный) (Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина; под ред. В.В. Морковкина. М.: Словари XXI века, 2017. С. 1128-1129).

Прилагательное актуальный имеет следующее значение: Такой, который имеет существенное значение для данного момента, данного положения, соответствует запросам современности, злободневный, животрепещущий. В некоторых словарях фиксируется еще одно значение: существующий, проявляющийся в действительности (антоним — потенциальный).

Можно отметить смысловую смежность между данными лексемами, что объясняется логическим переходом «важный для настоящего момента → существующий в настоящий момент» и — в обратном направлении — «существующий в настоящий момент → важный для настоящего момента». Эта смысловая смежность приводит к синкретичному употреблению соответствующих словосочетаний на правах синонимических. Синкретичное, нерасчленённое восприятие прилагательных современный и актуальный подтверждают данные «Русского ассоциативного словаря» под ред. Ю.Н. Караулова, в котором актуальный входит в систему реакций на стимул современный.

Таким образом, семантика прилагательного современный шире семантики прилагательного актуальный, однако в третьем значении современный является синонимом слова актуальный. Иными словами, то, что является актуальным, обязательно современно. То, что современно, не обязательно актуально.

Ректор М.Н. Русецкая
30.06.2017

 

Заключение Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева

Уважаемый Владимир Владимирович!


Направляю Вам заключение о терминах «современное» и «актуальное искусство»

ПРИЛОЖЕНИЕ:

О ТЕРМИНАХ «СОВРЕМЕННОЕ» и «АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В связи с особенностями словоупотребления в русском литературном языке, термины «современное искусство» и «актуальное искусство» могут пониматься и трактоваться различным образом. В последние годы в практику вошло неправомерно узкое понимание этих понятий.

Термины, связанные с развитием искусства и креативных практик в конце XIX — начале XXI века, в российской науке и практической деятельности заимствовались из западноевропейских языков (прежде всего, французского и английского). Для обозначения основных идей и образов таких направлений как Art nouveau («новое искусство»), Moderne («современность»), Modernism («модернизм»), Avant-garde («авангард»), Postmodernism («постсовременность») в русском языке использовались такие слова, как «новое», «современное», «передовое» искусство. Главный смысл всех этих художественных направлений заключается в противопоставлении классическому и традиционному искусству, в сломе устоявшихся представлений (в том числе этических и эстетических), смелом художественном поиске новых форм, практик и смыслов (как правило, противоречащих традиционным ценностям).

Понятия «современное искусство» и «актуальное искусство» начали активно использоваться в России в 1990-е годы как перевод английского термина Contemporary art, введённого для обозначения течений в искусстве, пытавшихся, в частности, преодолеть модерн, либо достигнуть нового качества в развитии этого направления. Впоследствии, с начала 2000-х годов российскому обществу было навязано однозначное понимание термина «современное искусство» как разного рода эпатажных, провокативных художественных практик.

При этом в русском языке словосочетание «современное искусство» означает не то или иное художественное направление, а «искусство, создающееся в настоящем времени», «искусство, созданное нашими современниками» вне зависимости от направления и течения, которого придерживается хужожник.

Словосочетание «актуальное искусство» также следует понимать не как обозначение того или иного художественного направления, а как «искусство, в котором нуждается общество», «имеющее существенное значение», «соответствующее общественным запросам», независимо от времени создания произведений.

Для преодоления путаницы в словоупотреблении правильно было бы для обозначения тех или иных художественных направлений использовать заимоствованные слова (модерн, постмодерн, контемпоральное искусство, новые нетрадиционные формы искусства и креативные практики), а для практических целей государственной культурной политики использовать обычные для русского языка значения словосочетаний «современное искусство» и «актуальное искусство».

Заместитель директора Е.В. Бахревский
03.07.2017
 Источник: artguide.com








Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.