31.08.17
Диего Ривера - художник, революционер, неистовый мачо
Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера был славен не только своим художественным дарованием и политическими взглядами, но и бурными любовными похождениями, о которых до сих пор ходят легенды. Обволакивая женщин своим необыкновенным обаянием, Диего буквально опьянял их своей бурной страстью...
30.08.17
Фитнес в Третьяковке
Конкурирует ли Третьяковка с Пушкинским музеем? На чьи деньги покупают новые художественные произведения и организуют выставки? Как заманить в Третьяковскую галерею на Крымском Валу молодёжь? На вопросы журналиста отвечает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова...
30.08.17
Левитан и Саврасов
«Влияние Саврасова в том и сказалось, что Левитан остановил свой выбор на пейзаже, а не на жанре», — утверждал художник Аполлинарий Васнецов. Но кто знает, произошло бы это или нет, если бы прежде Саврасов не «остановил свой выбор» на Левитане и буквально переманил его у Перова. Публикуемый ниже материал рассказывает, как это было...


  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17
  • «Русские Просторы» Евгения Ячного
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить «Русские Просторы», персональную выставку замечательного петербургского живописца Евгения Ячного. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    16.05.17

Родился великолепный Франц Ксавер Винтерхальтер, мастер придворного портрета

20.04.17

Франц Ксавер Винтерхальтер (1805 - 1873)

В конце 1856 года в немецкий городок Брюкинау прибыл человек, встречи с которым с нетерпением ждала не только сама русская Императрица Мария Александровна - женщина, олицетворявшая собой мощную и таинственную Россию,  - но и все её придворные дамы.  Человек этот был художником и звали его Франц Ксавер Винтерхальтер...





Ранние годы


Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванда (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд.
Его крестьянского происхождения отец оказал значительное влияние на жизнь художника. Из его восьми братьев и сестёр четверо умерли в детстве. На протяжении всей жизни Винтерхальтер оставался очень близок со своей семьёй, и в особенности, со своим братом Германом, который также был художником.

После окончания школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году тринадцатилетний Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравировку. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге на студии Карла Людвига Шулера (1785—1852). В 1823 году, когда ему было восемнадцать лет, при содействии промышленника барона von Eichtal он уезжает в Мюнхен.

В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, чьи методы преподавания, однако, оказываются для молодого художника неудобными, и Винтерхальтеру удётся найти другого более подходящего руководителя в светской портретной живописи — Йозефа Штилера. В эти годы Винтерхальтер зарабатывает на жизнь литографией.

Винтерхальтер впервые попал в придворные круги в 1828 году, поступив на службу учителем рисования Софии, графини Баденской, в Карлсруэ. Благоприятный случай заявить о себе далеко от Южной Германии представился художнику в 1832 году, когда у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834).

В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле Луи-Леопольда Робера и сближается с директором Французской академии Орасом Верне. По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер пишет портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и назначается придворным художником герцога.

Тем не менее, он покинул Баден и уехал во Францию, где на выставке 1836 года внимание публики привлекла к себе его жанровая картина Il dolce Farniente, а годом позднее похвалы была удостоена и Il Decameron. Обе работы представляют собой академические живописные произведения в стилистике Рафаэля.

На Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Затем он пишет портрет королевы Бельгии Луизы Марии Орлеанской с сыном. Возможно, благодаря этой картине о Винтерхальтере стало известно Марии Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.

Придворный художник

В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.

Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.

Однако в художественных кругах репутация Винтерхальтера страдала. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1836 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьёзно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера, обрекая его работу стоять особняком в иерархии живописи.

Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. В этой области он добился немалого успеха, что, в свою очередь, помогло ему разбогатеть. Одновременно Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царствующих особ.

Среди множества его королевских «натурщиц» была также и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году, а затем несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности не менее 120 работ.

Большинство из этих полотен теперь находятся в Королевском собрании и открыты для демонстрации публике в Букингемском дворце и других местах. Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круги. Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию, а кроме того, работал по заказам в Бельгии и Англии.

За два года до смерти он переселяется в Париж. Перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи, и он, вдохновлённый испанской легендой, пишет полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.

После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему.

В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии. Приезжавшие в Париж представители русской аристократии также желали получить свой портрет от известного мастера. Как «королевский художник» Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии (с 1841 г.), Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции.


Портрет Императрицы Марии Александровне, 1856

В последующие годы потребность в его услугах становится ещё больше. В 1856 году он едет в Польшу писать для аристократии там, в 1857 — в Верхнюю Баварию, где пишет портрет царицы Марии Александровны. На протяжении следующих лет, в 1860-е, художник много пишет по заказам русских аристократок. Для ускорения работы он перестаёт делать предварительные наброски портретируемых; на смену прежней академической манере, напоминающей миниатюры на эмали, приходит свободный мазок в духе романтизма.

Во время Второй мексиканской империи, возглавляемой Максимилианом первым, Винтерхальтер получил заказ написать портреты императорской четы. Императрица Мексики Шарлотта Бельгийская была дочерью королевы Бельгии Луизы Марии Французской, которую Винтерхальтер писал ещё в начале своей карьеры во Франции. Некоторые из принадлежащих кисти Винтерхальтера портретов мексиканских монархов по-прежнему висят в Чапультепекском дворце.

В 1864 году Винтерхальтер в последний раз съездил в Англию. Осенью того же года он едет в Вену, чтобы выполнить портреты императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы. Во время франко-прусской войны, которая закончилась крушением Второй французской империи в сентябре 1870 года, он проходил курс лечения в Швейцарии.

После войны художник не вернулся во Францию, отправившись вместо этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена, и он обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.








Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.