20.11.17
Коллекционер Джо Льюис: «Награда за успех — спокойное им наслаждение»
«Награда за успех — спокойное им наслаждение, а пребывание на первых страницах газет этого не позволяет», - считает Джо Льюис, одна из самых таинственных и непубличных фигур в мировом бизнесе. Четверть четырехмиллиардного состояния бизнесмена составляет коллекция произведений искусства. Соотношение, прямо скажем, уникальное...
19.11.17
Паоло Веронезе: «Мы, художники, обладаем теми же привилегиями, что поэты и сумасшедшие..»
«Здесь я хочу сказать несколько слов, — объявил Веронезе. — Понимаете, мы, художники, обладаем теми же привилегиями, что поэты и сумасшедшие...» Инквизиторы вздрогнули... Ниже читайте интересный рассказ о жизни Паоло Веронезе, отчаянного жизнелюба и великого художника...
18.11.17
Загадочное возвращение «Ангела с душой Тамары и Демона»
Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон», переданный Владимиром Путиным президенту Армении Сержу Саргсяну, был обнаружен сотрудниками российских спецслужб. По словам реставраторов, акварель пришлось восстанавливать буквально по кусочкам. Более 20 лет назад картина была похищена из музея в Ереване...


  • Персональная выставка Алексея Звегинцева в «Русском Портрете»
    Приглашаем на персональнцю выставку петербургского художника Алексея Звегинцева, открывающуюся 10 октября 2017 года в галерее «Русский Портрет». На выставке представлены работы разных лет, выполненные в жанре портрета и пейзажа. Адрес: ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    09.10.17
  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17

85 лет Виктору Попкову. Жизнь. Смерть. Бессмертие

09.03.17

виктор попков русские художники суровый стиль

Сегодня исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося советского живописца Виктора Ефимовича Попкова, одного из родоначальников «сурового стиля». За свою короткую творческую жизнь, продлившуюся всего 17-18 лет (погиб от пули в возрасте 42 лет), художник создал около 3000 картин, многие из которых стали в буквальном смысле «символами бытия»...




«Жизнь — свеча. Всё, что отведено свыше, — это полная длина. Но вдруг подует ветер, дёрнется рука, воск затопит фитиль или выстрелит инкассатор, и жизнь обрывается раньше срока...

    Виктор Ефимович Попков. Убит 12 ноября 1974 года в возрасте 42 лет выстрелом инкассатора.
    Виктор Ефимович Попков. Третьяковка купила его первую из 30 картин, когда автору было всего 27 лет.
    Виктор Ефимович Попков. До сих пор самый дорогой живописец в фигурально-реалистическом искусстве.
    Виктор Ефимович Попков. Один из родоначальников «сурового» стиля.
    Виктор Ефимович Попков. Работал всего 17-18 лет, но успел создать порядка 3000 произведений.
    Виктор Ефимович Попков. Единственный живописец, рассказ о котором начну с конца.



Последние дни. Смерть. Бессмертие.


По свидетельствам близких друзей, в последние дни с живописцем происходило что-то непонятное, он стал особенно нервным и тревожным. Трудно сказать, являлось ли это предчувствием скорой смерти или дело было в очередном жизненном кризисе, но вел себя он не так, как обычно. За неделю до гибели Виктор Ефимович позвонил А. Руткину и сказал, что хочет попрощаться, потому что уходит из жизни, велел похоронить его в Велегоже.

Сорвавшийся после такого звонка к Попкову на Брянскую Руткин застал художника сидящим в мастерской одетым в пушкинский фрак. В тот вечер художник прочитал другу несколько своих стихов и много жаловался на одиночество.

В день смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами. и предложившим отметить творческий успех в кафе. Вскоре к ним присоединились еще двое знакомых, соблазненных возможностью выпить в хорошей компании.

Для Попкова, крайне болезненно воспринимавшего молчание критики и художественной общественности, воцарившееся вокруг «Бабки Анисьи», в тот момент было важно и нужно любое одобрение коллег. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Все вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским...

Незадолго до этого произошло событие, косвенно повлиявшее на случившееся с художником: в Севастополе было совершено нападение на инкассаторов, везших из банка крупную сумму денег. Дорогу, по которой они ехали из банка, завалило осыпью, когда же инкассаторы вышли из машины, чтобы расчистить путь, они все были убиты. После этого действовала инструкция: в случае опасной ситуации инкассаторам открывать огонь без предупреждения.

Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.

Виктор Ефимович родился в Москве 9 марта 1932 года. Зная, как складывалась жизнь русских крестьян в первой половине ХХ века, можно предположить, как непросто было одному из четырех крестьянских детей выбрать в жизни дорогу творчества.

Надо отдать должное матери, почувствовавшей искренний и серьезный интерес сына к занятиям живописью и поддержавшей его в этом начинании. В третьем классе он начал посещать изостудию, находившуюся на заводе имени Калинина в Подлипках, и уже тогда у него появилась четкая цель — научиться рисовать профессионально и сделать живопись главным делом своей жизни.

В 1948 году Попков поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. Не помешала даже «двойка» за сочинение — Виктора все-таки принимают на курс.

Будущий художник и его близкие жили как миллионы советских людей того времени: бедно, голодно, крайне стесненно. В Пролетарском районе Москвы, недалеко от станции Челюскинская, в бараке площадью одиннадцать квадратных метров жила семья Попкова — шесть человек: Степанида Ивановна, сам Виктор, старший брат Николай с женой и маленьким сыном и младшая сестра Тамара.

По воспоминаниям брата, в институт художник ездил в разных валенках, с ломтем хлеба, намазанного салом. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Когда семья ложилась спать, он, чтобы не мешать родным, выходил в общий коридор барака и там продолжал работать. Зимой, в неотапливаемом коридоре, Виктору приходилось рисовать в валенках и тулупе, но и такие трудности не могли ему помешать, он был бы готов работать даже на морозе: слишком притягателен был для него сам процесс рисования, создания образов...

Во время учебы Виктор Ефимович знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой, и по окончании училища, в 1952 году, они вместе поступают в Суриковский институт. В 1957-м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей.

В Суриковском училище начинаются путешествия Виктора Ефимовича по стране, которые продолжатся всю его жизнь и сыграют огромную роль в творческой судьбе. Уже после первого курса художник едет на практику в Белоомут, в 1956 году посещает строительство Иркутской ГЭС, потом были поездки на трассу Абакан—Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие.

Из этих художественных экспедиций он возвращался переполненным впечатлениями, почувствовав атмосферу грандиозных строек, развернувшихся в послевоенные десятилетия, с большим количеством этюдов, многие из которых в дальнейшем привели к созданию прославивших его картин.

Так что же произошло сумрачным днём 12 ноября 1974 года?

Ниже цитирую более подробный рассказ о последнем дне жизни живописца из книги Козорезенко П.П. «Виктор Попков».

«Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.

Игорь Попов, возглавлявший тогда МОСХ, решил, что гражданскую панихиду нужно провести в Выставочном зале на Кузнецком мосту, 11, однако осторожный секретарь райкома партии, не уверенный в добропорядочности убитого, попытался запретить панихиду. Попову пришлось встречаться с прокурором Москвы и доказывать ему лично, что никакого нападения не было, потому что Попков замечательный человек и ничего подобного сделать не мог.

В итоге, несмотря на давление со стороны властей, Попов настоял на своем, и прощание прошло на Кузнецком. Рядом с гробом Виктора Ефимовича стояли картины «Хороший человек была бабка Анисья» и «Осенние дожди. Пушкин», вокруг висели фотографии художника, играла классическая музыка. Кузнецкий мост был заполнен тысячами людей, пришедшими проститься (пришли все, кому были близки картины Попкова).

В тот же день вечером пришла правительственная телеграмма с соболезнованиями. Виктора Ефимовича похоронили на небольшом сельском кладбище, близ станции «Тарасовская» Северной железной дороги. Над проектом надгробного памятника работала скульптор Алла Пологова: в выразительном и лаконичном монументе объединены постамент с крестом, крыло ангела с одной стороны и палитра с кистями с другой.

Через некоторое время состоялось судебное заседание, на котором инкассаторы утверждали, что на них было совершено разбойное нападение, и выстрел был вынужденным. Три художника, бывшие в тот вечер с Попковым, на суде рассказывали каждый свою версию случившегося, их странные путаные показания раздражали даже судей. Они утверждали, что в момент выстрела их не было рядом с Попковым, получалось, что свидетели отсутствуют, что позволяло инкассаторам продолжать настаивать на версии о нападении.

Виктор Попков из жертвы мог превратиться в обвиняемого, но показания неожиданного свидетеля — женщины, видевшей все из окна дома, в котором находилось то самое кафе, — пролили свет на истинную карту событий. В тот вечер она находилась дома и, услышав громкий разговор, подошла к окну, увидела машину и четырех мужчин, один из которых, в сером пальто (это и был Попков), положив руку на крышу машины, громко, спокойно и убедительно говорил, склонившись к окну автомобиля.

Его приятели стояли рядом. В какой-то момент подошел еще один мужчина в шляпе и с сумкой, что-то грубо сказал Попкову, тот ответил ему и отвернулся. Мужчина в шляпе сел в автомобиль, после чего машина сразу уехала, а Попков рухнул на руки приятелей. Было много крови. Увидев все это, женщина кинулась звонить в милицию.

Сделав звонок и вернувшись к окну, она увидела, как приятели пытались прислонить Попкова к дереву, но в тот момент подошел постовой и велел положить раненого на землю, он же остановил проезжавшую мимо «Скорую помощь», на которой и увезли художника.

Эти показания решили исход дела. Вдобавок выяснилось, что инкассатор, стрелявший в Попкова, был пьян. По приговору суда стрелявшему дали 7 лет тюрьмы строгого режима.

«...может быть, через год или два я приду к совершенно иным замыслам и решениям» — это слова художника меньше, чем за год до смерти.



Виктор Попков. Майский праздник. 1972

Ощущение близости к некоему пугающему, но очень важному пограничью, то самое ощущение, от которого комок в горле, нередко исходит от работ настоящих больших художников. Но Попкова отличала какая-то особая завороженность темой смерти. Существует мнение, что для художника смерть имеет большее значение, чем для простых смертных, достраивая до полноты его творческий образ, словно в ней содержится некое очень важное финальное послание о художнике.

Как ни кощунственно это звучит, Попкову «досталась» совершенно уникальная смерть, никак не вписывающаяся в «стилистику» времени, в котором он жил. Советский застой, уже отходящая на периферию общественного сознания военная пора, по сравнению с которой 1970-е годы можно назвать сытыми, последние отзвуки сурового стиля (как мы сейчас понимаем, последнего Большого стиля XX века), дефицит ярких личностей... и в этом успокоившемся, все больше тяготеющем к усредненности мире вдруг раздался выстрел. Как в пушкинское время, в которое мастер так хотел вжиться
». - процитирована по статье «Попков Виктор Ефимович. Смерь. Бессмертие», kykolnik.livejournal.com










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.