18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Родилась Лидия Мастеркова, «амазонка второго авангарда»

08.03.18

лидия мастеркова абстракционизм нон-конформизм

08 марта 1927 года в Москве родилась Лидия Мастеркова, русская художница-нонконформистка, член лианозовской группы. Занималась нефигуративной живописью и графикой. Участница скандальной «бульдозерной выставки». Свою жизнь эта «амазонка второго авангарда» разделила между Россией и Францией...




«Историки послевоенного неофициального искусства сходу назовут, вероятно, десятка полтора художниц — активных участниц неформального художественного процесса. А может, и больше.


Но в известном «списке Гробмана», включающем 35 имен «героического» периода второго русского авангарда, есть только одна женщина — Лидия Мастеркова. И не случайно. Яркая, заметная, она не уступала другим художникам первого ряда ни в профессионализме, ни в новаторстве, ни в работоспособности.

По свидетельству друга и коллеги Владимира Немухина (они не были официально женаты, но были спутниками почти 14 лет), решение развиваться в направлении абстракции пришло к ним под впечатлением от выставки современного западного искусства в 1957 году (приуроченной к Московскому фестивалю молодежи и студентов).

«Это был настоящий шок, — пишет он в книге "Немухинские монологи", — но шок целительный, после которого мы окончательно прозрели. Я до сих пор хорошо помню, как возвращался домой после этой выставки: раздавленный, потрясенный. Ехал вместе с Лидией Мастерковой. Сидели мы в вагоне молча, и каждый о своем думал. Буквально на следующий день Мастеркова делает абстрактную композицию. А затем и я написал свою первую абстракцию — пейзажный мотив "Голубой день"».


Лидия Мастеркова «Дворец» 1968

Незадолго до фестиваля Немухин и Мастеркова познакомились с Рабиным и Кропивницкими и вошли в круг единомышленников-нонконформистов, который позже назвали «Лианозовской группой». Одна из первых выставок Мастерковой прошла на квартире знаменитого искусствоведа Ильи Цирлина, председателя бюро секции критики МОСХа.

Возможно, там ее работы мог увидеть Костаки, любимицей которого она позже стала. Как свидетельствует Немухин, «Лида Мастеркова его буквально чаровала своей резкой, экспрессивной живописью в красно-зелено-черных тонах. Во всем облике Мастерковой он видел обобщенный образ русской художницы от авангарда.

В ее напористом характере, холодноватой отстраненной красоте и какой-то сумрачной жажде творчества Костаки чудилось собирательное отражение тех духовных состояний, что были присущи Наталье Гончаровой, Любови Поповой, Ольге Розановой и Александре Экстер».

Вместе с другими «лианозовцами» Мастеркова участвовала в самых резонансных выставках неофициального искусства — в ДК «Дружба» на шоссе Энтузиастов (1967), «Бульдозерной выставке» (1974), «Пчеловодстве» (1975). Именно ее узнаваемая композиция смотрит на нас со знаменитой фотографии сваленных в кучу холстов на сломанных подрамниках после «бульдозерного» показа в Беляево.

В 1975 году вместе с сыном, Игорем Холиным-Мастерковым, художница уехала навсегда во Францию. Почему-то принято считать, что эмиграция выбила ее из художественного процесса. Однако список ее выставок периода 1976—1998 годов свидетельствует об обратном.

Почти каждый год у Мастерковой были и персональные, и групповые экспозиции в городах Европы и США. Новая встреча с российским зрителем состоялась уже после перестройки. В 1993 и 2006 годах прошли персональные выставки Лидии Мастерковой соответственно в ГРМ и ГТГ.

Умерла Лидия Алексеевна 12 мая 2008 года на 82-м году жизни. Похоронена на кладбище в Сен-Лоран-сюр-Отен». - по материалам AI










  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.